logo search
окр библиография - 2003

Краеведческая составляющая библиографического обслуживания.

Этническая общность живет до тех пор, пока поддерживаются традиции и существует историческая память. Запросы краеведческого характера удовлетворяются библиотекой в координации с музеями, архивами, общественными организациями, секторами редких книг.

Тематическая справка представляет собой список литературы по определённой теме, сформулированной потребителем в запросе [205, с. 124]. Тематическая справка — составление списка документов по определенной теме, предмету, вопросу, отрасли знания, сфере производства, отрасли культуры, а также о лице, учреждении, географическом объекте.

Уточняющая справка выполняется в ответ на вопрос о недостающих либо искаженных сведениях о документе, без чего этот документ не может быть найден ни в справочно-библиографическом аппарате, ни в самом фонде библиотеки.

Адресная библиографическая справка — это справка о наличии оп­ределенного документа в фонде данной библиотеки или других библиотек. Адресная библиографическая справка — установление наличия и местонахождения известного читателю определенного документа в фонде библиотеки или в электронных информационных ресурсах.

Таким образом, в каждой из этих трех типов справок присутствует в том или ином виде библиографическая информация, что служит основанием для того, чтобы относить их к библиографическим справкам.

В ответ на запрос фактографического характера выдаются конкретные сведения самого различного содержания (конкретные данные о событиях, лицах, параметрах машин, географических объектах и т. д.). Фактографи­ческая справка — конкретные сведенья технического, хронологического, статистического, топографического характера. Иначе говоря, фактогра­фические справки не содержат библиографической информации.

Эта классификация справок, сложившаяся в процессе развития справочно-библиографического обслуживания, используется и сегодня в усло­виях электронных коммуникаций, позволяющих отвечать на запросы потребителей путем использования удаленного доступа к внешним БД. Различают также справки по форме ответа на запрос — письменные и уст­ные. Как правило, это относится к тематическим справкам. В процессе СБО нередко возникает необходимость оказывать читателям помощь в виде консультации. Широко распространено оказание помощи читателям по методике поиска литературы в каталогах, библиографических указате­лях, при оформлении списка используемой литературы и т. д. В последние годы в библиографическую практику введен еще один критерий классифи­кации тематических справок — по степени сложности или трудоемкости выполнения. К первой категории сложности относятся справки, выпол­ненные по запросам читателей в помощь их общему самообразованию, учебе, проведению досуга, любительскому творчеству. Вторую катего­рию составляют справки, выполненные в ответ на запросы квалифициро­ванных специалистов, с целью использования литературы в управлен­ческой, научной, производственной деятельности. К третьей категории сложности относятся справки, вызванные той же целью обращения, что и предыдущие. Однако их отличие от предыдущих заключается, во-первых, в большом количестве публикаций (свыше 100 названий), а во-вторых, в использовании для их выполнения, наряду с упомянутыми источниками национальной библиографии зарубежных стран, обзорных и рефератив­ных изданий, прикнижных, пристатейных списков литературы, внутрикнижных, внутрижурнальных указателей, СБА других библиотек и органов НТИ, а также литературных источников. Основными результатами СБО являются библиографические консультации и справки. Библиографи­ческая консультация — рекомендация по методике библиографического поиска, использованию СБА, информационных ресурсов, методике составления библиографического списка. Библиографическая справка включает сведения о различных видах опубликованных и неопубликован­ных документов, отечественных и иностранных (в целом) или об их разде­лах, главах, о статьях из периодических изданий. Библиографические справки оформляют в библиографические списки (пособия с простой структурой или указатели со сложной структурой, предполагающие нали­чие вспомогательных указателей, в случае необходимости — предисло­вия, оглавления, списка сокращений и т. д.).

Оформление библиографических списков (указателей) должно соответствовать действующему ГОСТ 7.61—96 [205, с. 124—125].

В целях повышения качества справочно-библиографической работы, необходимо проводить количественный и качественный анализ выполнен­ной работы.

Технология выполнения тематических справок. Она напоминает технологию составления тематических библиографических пособий. Но если при составлении пособий библиограф заранее планирует эту работу, предварительно изучает темы, то при удовлетворении темати­ческого запроса заказчиком выступает потребитель, что усложняет все технологические процессы. Они выполняются в устной или письменной формах. Практика подтвердила правильность рекомендации РГБ о при­влечении перечисленных ниже библиографических источников при выпол­нении тематических справок (хотя в каждом конкретном случае состав и последовательность их просмотра уточняются в зависимости от темы, целевой установки и других особенностей запроса):

Отсутствие библиографической грамотности у читателей, не понимающих значения отдельных элементов библиографической записи, их невнима­ние к библиографическим «мелочам» приводят к возникновению уточняю­щих запросов и справок. К типичным причинам, требующим уточняющих справок, можно относить:

Встречаются и другие искажения и неточности, затрудняющие идентификацию документа и его поиск в каталогах в фонде библиотеки.

Технология выполнения фактографических справок. Фактографическая справка — ответ на запрос, содержащий фактические сведения. Фактографическая справка представляет собой ответ по существу запро­са (сообщение точной даты, цифры, цитаты, объяснение термина и т. п.) Соответственно, фактографический поиск предполагает разыскание самих фактов, а не сведений о документах, где эти факты содержатся. Вы­полнение фактографических справок требует хорошего знания фонда справочной литературы (энциклопедий, справочников, словарей, путево­дителей). Иногда следует использовать непосредственно литературные источники, особенно по вопросам истории, литературы, обществоведе­ния. СБО в режиме «вопрос-ответ» ведется по запросам преподавателей, студентов и сотрудников вуза. Запросы по профильной тематике могут поступать и от других организаций. Виды запросов определены ГОСТ 7.20—2000.

Примечание. Текст справки хранится в библиотеке в течение одного месяца со дня выдачи ее читателю.

Организация и технология библиографического обслуживания. Автоматизация библиографических процессов, создающая возможность прямого доступа к информационным ресурсам других библиотек (включая зарубежные), повышает роль этого направления библиотечной деятель­ности. Одновременно возрастают требования к персональной подготовке кадров, занимающихся библиографическим обслуживанием.

Дифференцированному библиографическому информационному обслуживанию (ДБИО), особенно индивидуальному как наиболее эффективному в настоящее время, уделяется большое внимание в различных типах библиотек. Задача дифференцированного библиографического информирования заключается в том, чтобы регулярно обеспечивать руко­водящий состав, специалистов, работающих в научных учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях, в коммерческих структурах, сведе­ниями о новых документальных источниках информации, необходимых для их профессиональной деятельности. Многие библиотеки в своей струк­туре организовали центры деловой информации, чтобы на договорной основе обслуживать предприятия и организации [106, с. 200-213].

Комплексные формы информирования. Эффективной формой ознакомления читателей библиотеки с новыми поступлениями является проведение дней информации, дней специалиста, руководителя, полити­ка, делового человека, выставок-просмотров. Преимущество их состоит в том, что читатели имеют возможность непосредственно знакомиться с поступившими в библиотеку материалами [106, с. 213].

Список литературы:

  1. Климаков, Ю. В. Муниципальная библиотека. Справочно-библиографический аппарат [текст]: учеб.-метод. пособие / Ю. В. Климаков.— М.: Либерея, 2005.—88с.

  2. Когодков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки [текст]: монография / Д. Я. Когодков. Спб.: Профессия, 2003. — 304с.

  3. Диковская, Е. А. Персональные электронные издания [текст]: науч.-метод. пособие / Е. А. Диковская. — М.: Либерея-Бибинформ, 2006. — 152 с.

  4. Михнова, И. Б. Поручи поиск человеку [текст] / И. Б. Михнова, А. А. Пурник, М. М. Самохина; под ред. И. Б. Михновой. — М.: Фаир-Пресс, 2005. — 204 с. — (Специальный издательский проект для библиотек).

  5. Справочник библиотекаря [текст] / сост.: С. Г. Антонова, Г. А Семенова; Гос. б-ка СССР им. Ленина. — М.: Книга, 1985. —303 с.

  6. Справочник библиографа [текст] / науч. ред.: А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. — СПб.: Профессия,2002. —528 с. — (Библиотека).