Тема №3. Массовая информация и ее роль в современном мире
Целевая установка: Уяснить современные основы развития теоретических и методологических аспектов СМИ, в том числе знать основные тенденции и характеристики состояния и перспектив российских СМИ, уметь анализировать процессы развития СМИ с процессами разития общества.
После изучения данной темы слушатели смогут:
-
назвать основы теории СМИ и методологические аспекты развития СМИ;
-
объяснить ведущие направления деятельности современных СМИ России;
-
охарактеризовать особенности современного состояния и перспектив развития СМИ в России.
Теоретические и методологические основы развития СМИ
Новые течения теории менеджмента появились в 40-х гг. и остаются центральными и сегодня. Это так называемые «теория случайности», «теория систем» и т.д. Ученые-бихевиористы изучали потребности работающего индивида и способы его более успешной мотивации. В результате многие ведущие СМИ сегодня имеют в своем штате психолога, который помогает в разработке внутренней структуры и политики подбора кадров. Научный подход к мотивации служащих - неважно какого количества, 10 или 1000 - позволяет создать среду, свободную от жестких рамок, стимулирующую каждого работника развивать личную ответственность и участвовать в процессе принятия решений. Все приведенные выше концепции влияют на способ организации многих единиц СМИ. Ориентация служащих на узкоспециализированную работу состоит в том, что специализация ролей деятельности ведет к повышению эффективности. Тем не менее, современные управленцы не должны создавать косную организацию, в которой трудящихся обезличенно распределяют по рабочим местам. Жесткие разграничения организационной структуры могут привести к возникновению барьеров между отделами, к препятствию на пути полностью интегрированного управления, столь необходимого для эффективного функционирования СМИ. В противоположность абсолютизму ранних теорий менеджмента появилась «теория случайности», и сейчас она используется многими СМИ для достижения гибкости в управленческой практике. Основа ее - ситуационный подход, когда менеджеры отождествляют свои методы с внешними и внутренними ситуационными изменениями СМИ. Например, рынок СМИ - условия конкуренции в нем могут меняться, и так же должны изменяться журналистские и деловые потребности. Другая концепция - «теория систем» - гласит, что менеджеры должны добиваться объединения усилий всех подразделений организации. Ни проблема, ни возможность не вытекает из одной только причины - вот главный постулат этой теории. И, исходя из одной этой причины, нельзя принимать решения. Этот подход особенно применим к СМИ, потому что менеджеры должны преодолеть традиционные барьеры, создаваемые в компаниях между отделами. Эти барьеры мешают многим СМИ создать интегрированную команду управления столь необходимую сегодня на рынке. «Теория систем» утверждает, что менеджеры должны быть осторожны в отношении любого внутреннего развития какого-либо одного отдела, которое повлияет на деятельность компании СМИ в целом, и предпринимать адекватные меры для развития других отделов. Иллюстрацией применения «теории систем» стало внедрение в тактику управления СМИ концепции маркетинга, которая предполагает объединенные усилия всех без исключения отделов компании - новостного, рекламного, производственного, отдела по распространению. Долгое время схема рыночной активности СМИ была достаточно примитивна: прессинг рекламы заставлял выделять наибольшее место для рекламы и распространять свой продукт в максимально возможных объемах - тираже, охвате вещания. И лишь сравнительно недавно, гораздо позже компаний в других областях производства, СМИ по-настоящему занялись продвижением своего продукта. Таким образом, на первый план вышла концепция маркетинга, в основу которой положена ориентация на потребителя, То есть продукция СМИ - новости - стали рассматривать как любой другой продукт, ориентированный на потребителя. Многие сотрудники СМИ воспринимают маркетинг отрицательно. Это отношение особенно характерно для редакционных журналистов, многие из которых считают, что на политику редакции не должны влиять факторы экономического выживания на жестоком коммерческом рынке. Для них новость - это не товар, который нужно собирать, упаковывать и продавать, а скорее нечто священное, спускаемое сверху небожителями. Тем не менее, все современные издатели, вещатели и другие руководители СМИ подтверждают на практике один и тот же факт: все они добились успеха, действуя по плану, ориентированному именно на потребительские нужды, организующему и интегрирующему все ресурсы компании, и направленному на следование рыночной необходимости. Этот опыт показывает, что маркетинг необходимо знать для эффективного управления, независимо от того, что для вас является приоритетом - качество журналистской работы или коммерческий успех.
Современные российские СМИ при всем их разнообразии охватывают своей деятельностью следующие направления:
-
Экономическое;
-
Общественно-политическое;
-
Развлекательное;
-
Учебно-познавательное;
-
Документально-художественное;
-
Универсальное. Каждое из этих направлений имеет свои реальные и потенциальные аудитории, каждому из СМИ, реализующие «свое» направление, свойственна собственная специфика доведения соответствующих направлению информационных потоков до потребителя, каждому из них присуща своя концепция, свои взгляды на формы конструкций данных информационных потоков, и только одно обстоятельство является единым и важным для всех – экономическая целесообразность включения в информационный поток того или иного проекта. Эта целесообразность включает в себя –
1) количественные показатели аудитории, потребляющей конкретную информацию;
2) востребованность этой информации в обществе;
3) необходимость этой информации в обществе;
4) осведомленность об этой информации обществе, ее «раскрученность», типизация в общественном мнении;
5) инвестиции в данную информацию;
6) спонсорство;
7) реклама;
8) полученная прибыль (как соотношение затрат на изготовление и реализацию проекта и одержанного дохода); Первые четыре позиции означают, собственно говоря, рейтинг информации (например, рейтинг телевизионного проекта считается весьма высоким, если он составляет около 15-20% от зрительской аудитории. Достигнуть такого рейтинга, значит финансово не только оправдать проект, но и получить весомую прибыль. Так, по представленным автору некоторым сведениям (непроверенным), рейтинг, например, мыльного сериала «Татьянин день» (демонстрация 1-го канала) составил порядка 28%, что считается едва ли не высочайшим показателем, что происходит чрезвычайно редко).
Остальные позиции сугубо экономические. Но именно они, исходя из вышеназванных первых четырех базовых, во многом определяют коммерческую составляющую информационного проекта или продукта и его дальнейшую судьбу.
Типичный информационный продукт сегодня должен быть как можно более востребован среди его массового потребителя. Под типичностью здесь следует понимать апробацию в обществе некого первичного (оригинального) информационного продукта, который был принят (реализован) успешно, следом за которым возникла индустрия аналогов – этакий конвейер информационных штамповок. Например, в свое время выяснилось, что общество весьма позитивно воспринимает телевизионные сериалы (первые «долгоиграющие» латиноамериканские сериалы, показанные в стране («Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Просто Мария» и т.п.), даже при всей скудности сюжетов продемонстрировали невиданные рейтинги популярности, что в скором времени привело к созданию отечественных аналогов, по своей непритязательности и трафаретности понятию – штамп.
Обсуждая перспективный информационный поток - информационный проект (а под таковым мы признаем любой, ориентированный на массовое сознание информационный продукт – ток-шоу, поп-шоу, телесериал, репортаж, статья, журналистское расследование, новостная информация, отчет, рекламный модуль, реплика, комментарий и т.д.), основное внимание в нем уделяется именно экономическим факторам – затратности проекта и его вероятной прибыльности. Соответствие же данного информационного проекта существующим социальным духовным нормам, требованиям морально-нравственных категорий, этике, эстетике остается на втором плане, а нередко и вовсе не учитывается. Понятно, что именно такой подход к информации СМИ, как разновидности бизнеса, и составляет ее нынешнее лицо. И привлекательных черт в этом лице за последние годы, к сожалению, появилось не так уж много, и это при том, что отрицательные черты за это же время достигли немалого совершенства. Массовый информационный продукт сегодня в целях его успешной в обществе создается, как правило, с учетом нынешнего интеллектуального состояния общества, о чем было сказано в коммуникативной характеристике СМИ выше. То есть, информационный проект «обречен» на успех, когда он подстраивается под общественные вкусы и мировоззренческие стандарты – и чем упрощеннее, агрессивнее, пошлее, примитивнее будет выполнен проект, тем больше шансов на его востребованность у среднестатистического потребителя информации.
Опасность здесь заключается в том, что СМИ, как уже говорилось, играют колоссальную роль общественного воспитателя и учителя. И каким информационным продуктом они «кормят» общество, таким оно в целом, как духовное людское сообщество, и получается
В качестве методологической основы мы принимаем социальную информациологию, синергетический подход, информационную социопсихологию, социальный психоанализ, философию постмодернизма.
В широком смысле к социальной информации относят всю совокупность информации о социуме: экономическую, правовую, политическую, историческую, экологическую и т.д. В узком смысле–это информация, отражающая состояние социальной сферы жизнедеятельности социума, социальную политику государства. Социальная информациология рассматривает в качестве субстрата общества не только «информационного человека», а «коммуникативного человека». Существует информация о состоянии информационной сферы, о влиянии коммуникации на массовое сознание социума. А есть информация о состоянии коммуникативной сферы. Здесь информация – ядро и «материя» коммуникации и средство связи информационно-коммуникативных отношений.
Взаимодействие сознательного, предсознательного, бессознательного с помощью механизмов «вытеснения» и «сопротивления» рассматривается в контексте информационной социопсихологии, выступающей составной частью социальной информациологии. По этапам это выглядит следующим образом:
-
восприятие информации;
-
переработка информации человеческим мозгом и образование мысли, знания;
-
мотивация социального поведения, социального творчества, исходящая от информации и знаний.
На каждом из этих этапов действуют коды психики человека (например, модусы поведения), которые не всегда подчиняются медийным кодам, но часто находятся во власти последних. Ошибка этих кодов может приводить либо к просветлениям, озарениям, либо к затмениям общественного сознания. Механизмы «вытеснения» и «сопротивления», обеспечивая движение информации от сознательного в подсознательное (предсознательное) и далее в бессознательное, и в обратном направлении, связывают цели человека, социума с причинами в процессе самоуправления собою и управления внешнего.
В концепции социальной информациологии единицей анализа, субстратом является факт, выступающий в качестве объекта отражения и отражения отраженного для субъекта, заинтересованного в получении данной информации, а в социальном психоанализе триада–»факт-переживание-след».В информационной социопсихологии появляется еще одно звено между «фактом» и «переживанием», а именно–»восприятие». Информация, передаваемая через СМИ, имеет чаще оперативно-временный характер, и захватывает сферу сознания. Однако есть информация в СМИ, которая становится объектом переживания (катастрофы, наводнения и т.д.)
В условиях реформирования российского общества огромное значение имеет преподнесение СМИ и МК такой информации, которая бы требовала включения механизмов сопереживания и переживания. СМИ и МК в данном случае просто обязаны преподносить аудитории правдивые аналитические материалы обо всех, подчеркну, абсолютно обо всех сторонах жизни нашего общества, особенно с позитивным уклоном.
За последние двадцать лет российские СМИ осуществили грандиозную качественную трансформацию. То, что мы наблюдаем сегодня, стало таковым вследствие двух важных факторов.
Первый – это изменение общественно-экономической формации, иначе, обрушение существовавшего советского режима и возникновение демократической Российской Федерации. Для самих СМИ период революционных изменений начался чуть пораньше – с началом горбачевской перестройки и объявленной политики гласности. Именно тогдашние СМИ, раскручиваясь в предложенной свободе слова, во многом способствовали формированию соответствующего общественного мнения, которое и подвигло чуть позже к кардиальному изменению и всей экономической и политической системы страны. Адаптируясь к новым условиям уже демократической действительности, СМИ вынуждены были постигать понятия рыночных отношений, усваивать их и примеряться к ним. Стало очевидным, что на смену идеологического советского диктата, пришел диктат экономический. Финансовая зависимость оказалась ничуть не легче идеологической, и сегодня многие редакции должны быть предельно прагматичны в своей деятельности, чтобы успешно, а то и просто как-нибудь существовать в нынешних реалиях.
Второй фактор заключается в поистине геометрическом развитии всемирного научно-технического прогресса, вызвавшего за последние десятилетия «к жизни» самые совершенные информационные технологии. И эти новые технологии постоянно совершенствуются наряду с традиционными. Поэтому вместе с харизматичными видами СМИ – печатные издания, информационные агентства – происходит постоянное качественное обновление электронных СМИ – радио, телевидение. Наконец, существенное развитие получила on-line журналистика (на основе Internet ресурсов), которая еще те же двадцать лет назад была никому неизвестной.
Эти два фактора и определяют сегодня, главным образом, современные российские СМИ в их нынешнем состоянии и в перспективах развития.
Из всего многообразия характеристик СМИ, мы выбрали три, которые отвечают теме данного исследования.
-
Коммуникативная характеристика;
-
Социально-этическая характеристика;
-
Криминологическая характеристика.
На наш взгляд, именно эти три нижеследующие характеристики и позволяют лучше понять и воспринять в том числе и явление негативной информации в сегодняшних СМИ как таковой.
Коммуникативная характеристика
Кто владеет винтовкой, тот владеет миром, - так звучал лозунг ушедшего века. Две мировые войны, несчетное количество локальных войн и военных конфликтов в ХХ веке доказали правомерность этого лозунга. Нынешняя эпоха вызвала к жизни иную доминанту – Кто владеет информацией, тот владеет миром.
Общество сегодня буквально опутано информационными сетями. Информационные потоки низвергаются на индивидуальное и общественное сознание ежеминутно, ежесекундно. Зависимость среднестатистического человека от информационного воздействия (а можно уже сказать – от информационного диктата) становится все ощутимее и очевиднее. В среднем за сутки на человеческое сознание обрушивается до сотни различных информационных сообщений, символов, поводов. В мегаполисах это количество увеличивается на несколько порядков. При этом в большинстве своем эта информация не нужна, не полезна, обременительна, но от нее никуда не деться. Уши, глаза ведь не закроешь каждый раз, а потому звуковая и визуальная информация назойливо внедряется в сознание, вызывая соответствующую реакцию восприятия. Например, человек, просыпаясь утром, включает радио или телевизор и уже становится объектом информационного влияния (новости, сводка погоды, курсы валют…), он едет на работу, скажем, в метро и усваивает голосовую, наружную, настенную рекламу, читает газету, слышит обрывки разговоров… На работе общение с коллегами, руководством, телефонные звонки, sms- сообщения… Вечером, как правило, отдых у телевизора.
Таким образом, мы вправе заявить о возникновении психологической и социальной зависимости от глобальной (массовой) информации.
Психологическая зависимость заключается в том, что человек желает получить как можно больше различных информационных потоков, которые удовлетворяет его вкусы, запросы, привычки, рабочая необходимость, время досуга и т.п. И селективность его выбора будет успешной – сегодняшнее многообразие информационных потоков способно потакать даже самому прихотливому потребителю информации. Внешне это может сказываться, например, на лихорадочном переключении телевизионных каналов, в желании успеть ухватить, вырвать из общего временного формата заинтриговавшие или необходимые информационные сообщения, которых оказывается немало (телесериал, спортивный матч, ток-шоу, телерасследование, демонстрация мод, любимая песня, срочное важное сообщение…). В итоге, тот же среднестатистический человек становится уже не в состоянии ограничить себя выбором необходимых потоков – ведь сколько еще занимательного, любопытного, нужного, интересного предлагает информационный товар. Более того, современному человеку все сложнее понять, проанализировать полученную информацию, вникнуть в ее содержание, потому что объемы информации таковы, что он просто физически не в состоянии переварить ее своим сознанием.
Если, скажем, просвещенный человек ХIХ века мог спокойно прочесть «Поэтику» Аристотеля и «Войну и мир» Толстого, вникнуть глубоко в содержание, насладиться пониманием текста, понять и осмыслить воззрения автора, то сегодняшний среднестатистический человек лишен такой возможности – слишком много еще вокруг иной разноплановой информации, которая привлекает к себе и отвлекает внимание от конкретного информационного повода. Поэтому современное восприятие информационных потоков заключается чаще всего в том, чтобы иметь представление об объекте информации, а не знание. Это приводит к оскудению человеческого, его IQ, ибо предполагает, по сути, поверхностность интеллектуального осмысления даже необходимой информации. Отсюда следует то, что с постоянным увеличением информационных потоков, которые мы наблюдаем, одновременно происходит снижение интеллектуальной планки восприятия информации, происходит малозаметная, но, тем не менее, постоянная интеллектуальная деградация. Поэтому среднестатистическая личность все чаще востребует для себя упрошенной, примитивной информации, которая наиболее понятна и доступна для ее восприятия. Сложные смысловые, аналитические, логические информационные конструкции все чаще становятся трудно усваиваемыми.
Именно поэтому, например, так примитивна, убога, агрессивна и алогична в подавляющем большинстве рекламная продукция: простые, незамысловатые, грубые, пошлые рекламные модули быстрее схватываются сознанием и запоминаются (например, «Не тормози – сникерсни», «Милее, чем девичьи ласки, фирмы «Артия» колбаски», «Майский чай, майский чай, майский чай – любимый чай» и т.п.).
Именно поэтому мы наблюдаем прогрессирующий примитивизм, сексуальную «установку» (где надо и не надо), культивируемую пошлость в отечественных телевизионных сериалах, развлекательных ток-шоу и иных телевизионных проектах. Расчет делается на массового среднестатистического зрителя, не обремененного высокими интеллектуальными качествами, и при этом являющимся активным потребителем такой информационной продукции. Это же можно сказать и о других средствах массовой коммуникации. Так, образцы современной эстрады дают блестящее подтверждение об интеллектуальной деградации и публики, и исполнителей (еще лет двадцать назад, наверняка бы, пришли в шок от таких слов «Губы у тебя вкуса миндаля, словно конопля, ля-ля-ля («Братья Гримм»), «Мне нужно у-у, мне нужна джага-джага (Катя Лель)» и пр., а сегодня это высокорейтинговые шлягеры). Современные музыкальные стили – рэп, хип-хоп - основаны уже не на музыкальных ритмах, а на речитативе, потому что так легче воспринимаются, а значит, более востребованы. Это же с полным правом относится, увы, и к современной литературе, и к кино, и к искусству. Примитивные информационные конструкции легче усваиваются массовым сознанием и адаптируются в нем.
Огромный вклад в развитие глобальных информационных потоков внес и продолжает вносить научно-технический прогресс. Его влияние на современную цивилизацию неизмеримо. Именно научно-техническому прогрессу человечество обязано появлением самых разнообразных и комфортных информационных технологий, носителей информации, передатчиков информации, аккумуляторов информации. Все они непрестанно совершенствуются, уже мало кого удивляя своими все вновь открывающимися техническими и иными возможностями. Тот же мобильный телефон за время своего появления (в начале 90-х годов прошлого века) настолько модифицирован, что из обычного средства связи давно превратился в высококлассное мультимедийное произведение электронного искусства. Стремительно развиваются возможности Internet, который уже стал самым массовым коммуникативным средством общения в мире.
Вместе с тем, и в этом заключается парадокс научно-технического прогресса, влияние его на человеческую личность вместе с позитивными факторами, содержит и ярко выраженные отрицательные. И главным из них является то, что совершенствуя и увеличивая информационные потоки, создавая комфортные условия пользования продукцией НТП потребителю (начиная от дистанционного управления телевизором или радиоприемником заканчивая компьютерными системами управления, слежения и контроля за различными видами финансово-хозяйственной и военной деятельности организаций и ведомств), научно-технический прогресс также влияет на снижение интеллектуального потенциала среднестатистической личности. В качестве подтверждения один пример: если раньше, чтобы снимать фотоаппаратом, человеку требовались определенные навыки и умения (определить светочувствительность, диафрагму, расстояние до объекта съемки и т.д.), т. е., образно говоря, включать свое сознание, творческие способности и фантазию, то теперь все это может спокойно отдыхать – за человека думает умная техника, и ему остается лишь тупо нажимать на кнопку цифрового аппарата. Получается, технический прогресс отучает думать, творить, мыслить, забирая у человека это право себе, ради… блага и уюта самого человека. Человек превращается в техногенное существо, не загруженное мыслительным процессом. И в этом заключается опасность научно-технического прогресса, равно как и опасность современного информационного воздействия на человека – в неуклонном снижении его интеллектуального (разумного) потенциала.
Социальная зависимость от глобальной (массовой) информации состоит в том, что общество, как и его индивидуумы, подпадают под ее влияние добровольно и инициативно, являясь активными потребителями информационных потоков. При этом, как потребители, общество, его сегменты и индивидуумы на соответствующих информационных потоках обучаются нормам и правилам общежития, воспитываются на посылах этих информационных потоков и осуществляют общение между собой. Иначе говоря, информационные потоки являются наиболее влиятельными и доступными средствами обучения, воспитания, формирования жизненных установок, ценностей, поведения и мировоззрения в целом. Ни один иной феномен цивилизации не способен, ни одно иное достижение человеческой цивилизации не способно оказаться таким мощным и эффективным преобразователем массового и индивидуального сознания, волевых и ролевых функций как глобальная массовая информация, выраженная в неизмеримости информационных потоков.
Ни один общественно-социальный институт (семья, школа, высшее учебное заведение, рабочая организация, структуры власти) не могут оказать такого давления на формирование, становление и развитие общества и личности, как глобальная (массовая) информация.
Ведущая роль в данном процесс принадлежит средствам массовой информации. Здесь следует учесть следующее: глобальная (массовая) информация может быть таковой лишь при условии создания определенной системности, в которой СМИ осуществляют важнейшую репродуктивную функцию. Такая системность выражается так:
Если из этой схемы
убрать любое из звеньев, то информация перестанет быть
глобальной (массовой). Так, убрав первое звено – источник информации, лишаемся информационного повода, т.е., лишаемся имеющего ту или иную значимость факта, события, явления, идеи. Убрав конечное звено – потребитель информации, остаемся без аудитории, на которую рассчитана информация. Ну, а убрав репродуктивный фактор, остаемся без возможности придать информации именно глобальный (массовый) характер, и тогда она превращается в локальную, конфиденциальную, групповую и т.п., но уже лишенную эффекта массового восприятия.
Понятно, что репродуктивным фактором выступают СМИ. Их специфические возможности и придают информации соответствующее направление, создают информационный поток (потоки), определяют проецирование на общество или его сегменты и доводят до массового потребителя информационный повод источника информации.
Коммуникативная особенность СМИ как раз и заключается в том, что отныне они не просто передают информацию от источника чисто технически, являясь массовым распространителем и только, но и придают любой информации необходимое соответствующее значение, фон, колорит, непосредственно участвуя в коммуникативном общении между источником и потребителем информации не как ее инициатор, а как преобразователь информационного потока в заданном векторе. Чаще всего эту заданность вектора определяет источник информации, но с усилением самостоятельности и могущества самих СМИ, этот вектор нередко определять способны они сами.
В современных условиях СМИ играют роль и катализатора информационных потоков, регулируя их насыщенность и тематику в зависимости от интересов источника и правообладателя информации, и также - от собственных интересов. Поэтому появление той или иной информации или информационного потока нужно тесно увязывать с обоюдным интересом - интересом источника информации в ее (его) появлении и интересами СМИ. Если существует определенная зависимость редакции конкретного СМИ от источника информации, то очевидно, что СМИ будет формировать информацию или информационный поток, строго соблюдая правила игры источника информации, не допуская или допуская крайне осторожно самостоятельность в этой работе. И если такая зависимость не просматривается либо отсутствует, то СМИ играют вполне самостоятельную роль, придавая информации (информационному потоку) озвучивание и интерпретацию, которые отвечают собственным (прагматическим, идеологическим, морально-нравственным и иным) интересам СМИ.
Сегодня средства массовой информации находятся в том состоянии, когда могут играть самостоятельную роль не только в качестве репродуктивного фактора, но и являться источником информации непосредственно. Иными словами, СМИ сами создают реальный или искусственный информационный повод для активного и масштабного внедрения его в общество. Примерами таких информационных поводов могут быть ток-шоу (например, «К барьеру» на телеканале НТВ) , конкурсы (например, «Ледниковый период на 1-м телевизионном канале, телевизионные документальные и художественные фильмы и сериалы, музыкальные и политические рейтинги (например, взаимный рейтинг самых знаковых событий 2007 г., осуществленный редакциями газеты «Коммерсант» и 1-го телевизионного канала).
Таким образом, СМИ в данном контексте являются эффективным целенаправленным механизмом формирования общественного мнения, полностью используя свои коммуникативные средства и возможности. Мощнейшим информационно-коммуникативным прессом воздействия происходит навязывание обществу идей и воззрений, разработанных в редакциях СМИ, включая не только позитивные идеи и воззрения, но и вредные, глупые, примитивные, безнравственные, лживые и т.д.
Вместе с тем, СМИ, формируя общественные настроения и вкусы сообразно своим представлениям и потребностям, в таком случае становятся заложниками выбранного пути. Суть в том, что общество, привыкая к тем или иным информационным потокам, реализуемым СМИ, учится, воспитывается на них, привыкает к ним и затем начинает требовать такого же информационного потока, такого же качества и направления в дальнейшем. Отсюда следует, что сформировав в обществе определенные медиа-вкусы, СМИ вынуждены потакать этим вкусам и поощрять их, если они хотят быть далее продуктивно востребованы в глазах выпестованного ими своего среднестатистического, а значит, массового потребителя информации. Налицо опасная дилемма взаимозависимости: формируя информационные вкусы, потребности и привязанности, СМИ в то же время обязаны потакать им. И с каждым витком развития такой взаимозависимости уровень, высота, планка общечеловеческих ценностей, того же общественного IQ падают, так как вновь создаваемые информационные потоки опираются уже на более сниженный уровень общественного восприятия и требуется создавать еще более сниженный следующий информационный поток, чтобы он был доступен понятен усредненному массовому сознанию, удовлетворял его и одобрялся им. При этом и принятые в обществе соответствующие морально-нравственные и этические нормы и ценности могут отойти на второй план, если они мешают идее эффективного продвижения того или иного информационного потока в общество (об этом более подробно ниже).
Расчет на этакое усредненное общественное сознание, на усредненного обывателя, потребителя информации чреват. Этот расчет, если хотите устоявшаяся прагматическая практика СМИ помимо прочего оказывает разрушительное воздействие и на сами СМИ, на характер их деятельности, на уровень их профессионализма.
Так, в современной российской журналистике заметно исключительное преобладание информационных жанров (информация, расширенная информация, отчет, комментарий, репортаж, интервью) над всеми прочими. Очень немногие редакции СМИ, чаще всего относящиеся к солидным, элитным изданиям (преимущественно периодическим печатным) используют в своей работе аналитические и так называемые «олитературенные» жанры журналистики: статья, очерк, эссе. В большинстве же своем журналисты используют именно информационные жанры, потому что степень информации в них опять же наиболее доступна для среднего уровня пользователя информации. При этом обычная тематика подобных информаций практически однотипна: «жареный» факт, событие криминального порядка, чрезвычайное происшествие, скандал, эпатаж, сенсация, политические события. Оскудение жанровой гаммы журналистской мастерской еще и скудной тематикой (даже при всей ее разнообразии, но именно в этой плоскости) – главная проблема отечественной журналистики. И можно констатировать, что профессионализм большинства журналистов в России, будь то федеральный или местный уровень СМИ, значительно снизился. Творческие возможности журналиста сегодня, главным образом, эксплуатируются не в грамотном, выверенном, красочном и аналитически-логическом раскрытии какой-либо злободневной проблемы или темы, действительно волнующей или должной волновать общество, а в поиске и отражении скандальных, претенциозных, вульгарных, страшных, примитивных фактов и фактиков, но волнующих и будоражащих сознание обывателя. Классическим примером этого можно назвать телепроект НТВ «Программа «Максимум». В этом случае все мастерство журналиста заключается только в умении отыскать такой факт, и не более, ибо сделать из него материал, не представляет каких-либо трудностей. Но это уже не журналист в привычном понимании этого слова, а, скорее всего, охотник за таблоидными новостями с амбициями журналиста.
К сожалению, современная журналистская практика тесно увязана с общим положением СМИ, с ярко выраженным прагматичным отношением к себе и к обществу, где в последнем чаще всего видят источник доходов, а не социум, за формирование сознания которого ты несешь ответственность. Этим и определяется политика деятельности большинства редакций СМИ. Их позиционирование, раскрутка собственного бренда, коммуникативное общение с пользователями информации, уровень и формат приготавливаемых для общества информационных сведений и потоков ориентируется, прежде всего, не на общественные интересы и ценности, а на свой бизнес. Потому общество и воспринимается ими как массовый покупатель продукта их бизнеса, и только. И на этом фоне правовые и нравственные ограничения таковой деятельности малорезультативны. Сегодня коммуникативные возможности СМИ, технически доведенные до определенного совершенства, в плане профессионального и надлежащего их использования на благо общества и в его истинных интересах, не отвечают требованиям и нормам государственного и социального управления. Особенно это заметно в морально-этическом аспекте социальной деятельности СМИ, чему посвящена следующая часть настоящего исследования.
- Содержание
- Тема №1. Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики
- Тема №2. Развитие массовой прессы в странах Европы и России
- Тема №3. Массовая информация и ее роль в современном мире
- Тема №4. Особенности и основные этапы развития журналистики в хх веке
- Тема №5. Современные средства массовой информации Российской Федерации
- Тема №6. Средства массовой коммуникации: печать, радио и телевидение
- Тема №7. Журналистика как сфера научной деятельности
- Тема №8. Теория и методика журналистского творчества
- Тема №9. Технические средства массовой коммуникации. Радиожурналистика
- Контрольные вопросы:
- Тема №10. Технические средства радио. Производство радиопрограмм
- Тема №11. Телевизионная публицистика
- Тема №12. Технические средства телевидения. Производство телевизионных программ
- Тема №13. Организация работы редакции: журналистский корпус.
- Тема №14. Средства массовой информации как предприятие: рынок современной прессы.
- Тема №15. Профессионально-этические правила и нормы: законодательство в журналистике.