Раздел 1 радиожурналистика
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ
Радиовещание - это трансляция по различным каналам звуковой информации, разнообразной по форме и содержанию.
К формообразующим, или природным, средствам радиожурналистики относятся речь, музыка, шумы (естественные и искусственно созданные), документальные внестудийные записи. Журналист может использовать эти неизменные, стабильные элементы по своему усмотрению, в зависимости от целей и задач, которые перед ним стоят в процессе создания радиопрограммы.
Стилеобразующие, или технические, средства радиожурналистики, к которым принадлежат монтаж, голосовой грим, технические способы звукообразования, напротив, мобильны, обусловлены авторской задумкой. С их помощью формируется стиль передачи, манера ее ведения, специфика изложения материала.
Автор программы сам определяет степень использования комплекса выразительных средств, которыми располагает радиожурналистика. От его выбора во многом зависит популярность медиапродукта у аудитории, его качество.
Упражнения и задания.
Умение выделить в массиве информации самое главное, ценное, правильно расставить акценты в материале - важные профессиональные навыки, которые начинающий журналист может и должен постоянно развивать.
Работа строится в парах. На взаимное интервьюирование дается 15 минут, после чего необходимо представить радиослушателям своего
-6-
визави: увлечения, общественная позиция, жизненные принципы, ориентиры, устремления и т. п. У вас должна получиться преамбула к студийному интервью. Удивите аудиторию, заинтересуйте ее. Объясните, почему именно этот герой сегодня приглашен (25 баллов). Музыка и шумы на радио имеют не меньшую информационную ценность, нежели слова. Они способны самостоятельно иллюстрировать смысл сказанного, передавать атмосферу события, время и место действия. Недооценивать их роль ни в информационном сюжете, ни в отдельной радиопрограмме нельзя. Запишите на диктофон три звуковые зарисовки, рассказывающие без слов о ситуации, предмете, времени года, времени суток, настроении ит. п. (25 баллов) Задание можно усложнить. Обогатите композицию зарисовок за счет монтажного сочетания шумовых, музыкальных фрагментов и авторского текста. Создайте звуковой, цветовой, пространственный образ описываемого (35 баллов). Работа в аудитории. У вас есть 15 минут, чтобы изучить сегодняшние газеты, выделить главные темы, актуальные проблемы, освещаемые события. Без предварительных записей, конспектирования за одну минуту перескажите своими словами последние новости. Следите за логикой изложения, за чистотой и темпом речи (20 баллов). Преподаватель предлагает ряд текстов информационных сообщений. Тщательно изучите материал, обратите внимание на труднопроизносимые слова и числительные. Возможно, потребуется редактирование текста с учетом удобства его восприятия на слух. Запишите радиоинформацию, грамотно расставив все интонационные ударения. Аудитория оценивает наличие / отсутствие погрешностей, ошибок и т. д. (15 баллов) Разновидностью этого задания может стать чтение по ролям отрывка пьесы. В этом случае обратите внимание на эмоциональную подачу материала, на убедительность и гармоничность его изложения от лица персонажа (15 баллов). -7-
ФОРМАТЫ РАДИОВЕЩАНИЯ Понятие «формат» подразумевает концепцию вещания радиостанции. Здесь уместно говорить о стратегии программирования, о соотношении музыкальных и вербальных элементов в сетке вещания, об особой манере работы ведущих и о ряде других специфических особенностей организации радиоматериала. Выбор станцией того или иного формата обусловлен в первую очередь предпочтениями целевой аудитории, которую хочет привлечь вещатель, ее половозрастными, социальными характеристиками. Все существующие сегодня радиоформаты можно условно разделить на музыкальные (80-90 % - музыка, 10-20 % - новостная информация, короткие тематические рубрики), разговорные (вещание строится на программах разговорного жанра: беседах, интервью, ток-шоу и др.) и новостные (информационный тип вещания, представленный «закольцованными» выпусками новостей с регулярно обновляющимися сведениями). Музыкальные форматы в свою очередь дифференцируются по стилистике и направлению музыки, звучащей в эфире (CHR - современные хиты, Rhythmic - ритмичная танцевальная музыка, рок, джаз, шансон и др.). На радиостанциях, как правило, разработаны стабильные сетки вещания. В них четко обозначены дни недели и часы выхода той или иной программы, рубрики. При формировании содержания каждого часа используется «программное колесо». «Программное колесо» продумывается таким образом, чтобы все элементы вещания (музыка, новости, блоки рекламы, анонсы передач, джинглы и пр.) были стратегически верно расположены и сбалансированно представлены в течение одного эфирного часа. Например, он может быть разбит на 15-минутные интервалы, начинающиеся с позывных радиостанции и прогноза погоды. Вещательная модель разрабатывается сообразно ритму жизни целевой аудитории станции и времени суток. -8-
- Раздел 1. Радиожурналистика 6
- Раздел 2. Телевизионная журналистика 15
- Раздел 3. Интернет-журналистика 32
- Раздел 1 радиожурналистика
- Охарактеризуйте концепцию любимой радиостанции. Опишите:
- 1 См.: Николай Яременко о профессии радиожурналиста. Url: http:// www.Profguide.Ru/article/art-id-886.Html.
- Раздел 2 телевизионная журналистика
- Ji.B. Кулешов, советский кинорежиссер, теоретик кино, провел эксперимент, известный сегодня как «эффект Кулешова». Он с
- Роль крупных планов переоценить невозможно. Через них раскрывается суть характера героя, его внутренний мир, переживания, настроение.
- Расскажите драматургически законченную историю одной вещи, используя только видеоряд. Продолжительность ролика - максимум 90 секунд (25 баллов).
- Проверим, насколько мы наблюдательны, насколько развито наше воображение.
- Напишите сценарий новостного сюжета («в два ряда»). Информационный повод предлагает преподаватель.
- Преподаватель показывает студентам сюжет из новостной программы с отключенным звуком. Дополнительно сообщает необходимую фактуру, основу будущего материала.
- 2 См. Подробнее: Цвик в. Ji. Телевизионная журналистика : учеб. Пособие. М. : юнити-дана, 2009. С. 22-27, 211-276.
- Умение систематизировать полученную информацию, использовать квинтэссенцию фактов и мнений для раскрытия проблемной темы говорит о профессионализме журналиста, о высоком уровне его работы.
- 3 См.: Цвик в. Л. Телевизионная журналистика. С. 230-231.
- Преподаватель предлагает посмотреть телевизионный путевой очерк. Охарактеризуйте его по следующим пунктам:
- 4 Зверева н. В. Школа регионального тележурналиста. М., 2004. С. 153.
- Вместе с преподавателем посмотрите и проанализируйте ряд сюжетов со стендапами, которые сняли журналисты федеральных и местных каналов. Объясните в каждом конкретном случае:
- Раздел 3 интернет-журналистика
- Создайте развернутую мультимедийную презентацию на тему «Пражурналистские явления в Сети» (15 баллов).
- В библиотеке возьмите подшивки газет «Волгоградская правда», «Городские вести», «Областные вести» или приобретите после
- 7 Давыдов и. Масс-медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации // Русский журнал. 2000 (28 сент.). Url: http://www.Russ.Ru.
- 8 Носик а. Сми русского интернета: теория и практика // Интернет для журналиста. М., 2001.
- 12 Акопов а. И. Типологические признаки сетевых изданий // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 2000. № 1. С. 42-44.
- 13 Брюэр д. Секреты конвергентной редакции. Url: http:// www.Newmedialab.Ru/blog/howto/22.Html.
- 14 См. Подробнее: Интернет-сми: Теория и практика : учеб. Пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект-Пресс, 2010. С. 240—246.
- 15 См. Подробнее: Амзин а. Новостная интернет-журналистика м. : Ас- пект-Пресс, 2011.
- Выберите три любых журналистских онлайн-материала.
- 16 Амзин а. 140 правил интернет-журналиста. Url: http://kebati.Ru/ journ/140.Php.
- Тенденции развития регионального телевидения.
- Организация работы редакции программ новостей.
- Слагаемые мастерства журналиста-аналитика.
- Современная практика сатирических телепрограмм.
- «Телемост»: особенности проведения и подготовки.
- Гражданские медиа в Сети (блоги, подкастинга).
- Современные электронные сми