Закон о средствах массовой информации: права, обязанности и ответственность журналиста.
Структурообразующий характер Закона о СМИ. Важная норма, определяющая структуру законодательства о СМИ содержится в ч. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. Здесь закреплено, что любой акт федерального и республиканского законодательства о средствах массовой информации должен издаваться в соответствии с Законом о СМИ. Тем самым законодатель фактически придал этому нормативному акту характер мини-конституции в данной сфере. Непосредственно из текста Закона о СМИ вытекает обязанность законодателя принять законы об издательском деле (ч. 1 ст. 21), о телекоммуникационных сетях (ч. 2 CT-J24), о порядке формирования и деятельности Федеральной и территориальных комиссий по телерадиовещанию (ч. 2 ст. 30), о дополнительных основаниях аннулирования лицензии на вещание (ч. 2 ст. 32), о государственной, коммерческой и иной специально охраняемой законом тайне (ч. 1 ст. 40), о случаях, когда журналист не вправе производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки (п. 6 ч. 1 ст. 47), о защите чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста в связи с осуществлением им профессиональной деятельности как лица, выполняющего общественный долг (ч. 4 ст. 49). Кроме того, Закон о СМИ предполагает внесение дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях для конкретизации мер ответственности за ущемление свободы массовой информации (ст. 58), за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 59) и за иные нарушения законодательства о СМИ (ст. 60). Закон о СМИ предусматривает также издание федеральным правительством актов, определяющих размер и порядок уплаты регистрационного сбора (ч. 1 ст. 14), потиражного сбора с продукции рекламных и эротических СМИ (ч. 3 ст. 29), платы за лицензию на вещание (ч. 6 ст. 31) и т.д. Кроме того, Закон о СМИ предполагал издание органами местного самоуправления нормативных актов, касающихся порядка распространения продукции эротических СМИ (ст. 37).
Статья 47. Права журналиста
Журналист имеет право:
1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой ст. 42 настоящего Закона;
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;
9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 настоящего Закона;
12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 49. Обязанности журналиста
Журналист обязан:
1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;
2) проверять достоверность сообщаемой им информации;
3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;
7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.
Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.
1) общие положения, реформирование Закона; 2) структурообразующий характер Закона; 3) соотношение федерального и регионального законодательства; 4) содержание Закона
Закон регулирует отношения в сфере организации и деятельности СМИ. Был внесен ряд поправок, но суть не изменилась. В последние годы идет речь о принятии нового закона – несколько проектов. Потребность в реформировании есть. Закон был принят в других исторических условиях жизни стран. Изменился медиарынок, рыночные отношения, появились сетевые СМИ. Но подходить к реформированию нужно осторожно.
До 1990 в стране не было законодательства о СМИ (1917 – Декрет о печати, обещавший Закон в ближайшее время). 1990 – Закон СССР о печати и др. СМИ (1 августа 1991 – в действие). Революционность этого закона:
• отмена цензуры в СССР (требование предварительно согласовывать в гос. органах материалы СМИ = цензура; после 1990 государство не имело права создавать цензурные органы);
• удар по системе партийной советской печати – требование регистрации всех печатных органов (до этого требовалось только соглашение трудового коллектива) – издания получили независимость;
• права и свободы журналиста, доступ к информации.
Закон 1990 умер вместе с СССР. Закон РФ о СМИ – февраль 1991 (1992 – вступил в силу). За исключением некоторых несущественных деталей повторяет Закон СССР. Линия поддержки свободы печати в России. Позже было принято около 30 законов, имеющих отношение к СМИ (о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о государственной поддержке СМИ, о государственной тайне, об основных гарантиях избирательных прав и т. д.). Таким образом, сфера, которая раньше регулировалась постановлениями партии и правительства, стала регулироваться законами, принятыми демократическим путем.
Поскольку Россия – федеративное государство, каждый субъект федерации вправе принимать собственные законы о СМИ.
В современном законодательстве РФ о СМИ нет законов: 1) о теле/радиовещании; 2) о праве граждан на информацию (законопроекты существуют, но они еще обсуждаются).
Важные нормы, определяющие систему законодательства о СМИ, содержаться в ч.1 ст.5 Закона. В нем закреплено, что любые акты федерального или республиканского законодательства о СМИ должны издаваться в соответствии с Законом. Т.о. законодатель определил Закону роль структурообразующего фактора, объединяющего различные по своему месту в законодательстве правовые нормы в единую взаимосвязанную систему, регулирующую обособленную совокупность общественных отношений, возникающих в процессе функционирования СМИ.
В этом Законе содержатся основополагающие принципы организации и деятельности СМИ. Однако существует огромное количество нормативно-правовых актов, которые конкретизируют, дополняют и регулируют отдельные вопросы функционирования СМИ.
1. Кодекс об административно-правовых нарушениях
Содержит статьи, предусматривающие ответственность за нарушения порядка изготовления, распространения продукции СМИ и других положений законодательства о СМИ, в т.ч. в период проведения предвыборной агитации
2. УК РФ
Предусматривает ответственность за клевету, оскорбления, а также содержит статью «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста».
3. Гражданский кодекс
Содержит нормы о распространении сведений, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию лица и несоответствующих действительности, а также закреплены основания и порядок компенсации морального вреда
4. Закон о рекламе
Регулирует размещение рекламы в СМИ
5. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ»
Здесь есть глава «Предвыборная агитация», которая регулирует деятельность СМИ в период избирательной кампании и порядок участия СМИ и их сотрудников в проведении предвыборной агитации
6. Закон об информации и информатизации и защите информации
Касается правового режима информации как объекта гражданских прав; дает понятие «информация», определяет виды информации и особенности оборота различных видов информации
7. Закон о государственной тайне
Определяет категории информации, относящихся к государственной тайне и в силу этой изъятой из оборота; также регулирует порядок допуска к государственной тайне и принципы работы с информацией, относящейся государственной тайне.
Кроме этого закона существуют отдельные нормативно-правовые акты, которые определяют понятие и режим конфиденциальной информации и коммерческой тайны
8. Блок законов регулирующих функционирование отдельных видов СМИ и отдельных аспектов их деятельности
а) Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»
б) Закон «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания в РФ»
в) Закон «Об экономической поддержке региональных (городских) газет»
Соотношение федерального и регионального законодательства о СМИ
Конституция РФ относит федеральный транспорт, пути сообщения, информацию и связи к исключительной компетенции РФ.
В Конституции РФ не уточняется, что значит федеральная информация и связь, однако можно с большой долей вероятности предполагать, что сюда как минимум попадает все общенациональные СМИ, регулирование деятельности которых не возможно на уровне региональных.
В региональных СМИ реализуется исключительная компетенция субъектов РФ, т.е. субъекты РФ вправе регулировать отношения в сфере массовой информации, во-первых, опираясь на федеральный закон, а во-вторых, не затрагивая вопросов регулирования свободы массовой информации, т.к. регулирование прав и свобод человека относится к исключительной компетенции РФ.
Однако многие субъекты РФ (Адыгея, Кабардино-Балкария, Новосибирская область) имеют свои законодательства на уровне субъектов. Башкортостан – «Закон о защите чести и достоинства президента республики Башкортостан». В Челябинской области своего законодательства нет, она опирается на федеральный закон.
Содержание Закона
Закон Российской Федерации о средствах массовой информации был принят 27 декабрья 1991 г.; с изменениями и дополнениями от 13 января, 6 июня, 19 июля и 27 декабря 1995 г.
Состоит из 62 статей и 7 глав: I. Общие положения; II. Организация деятельности СМИ; III. Распространение массовой информации; IV. Отношения СМИ с гражданами и организациями; V. Права и обязанности журналиста; VII. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ.
Закон о СМИ регулирует:
1) организацию деятельности СМИ:
• порядок регистрации;
• права и обязанности учредителя и редакции (правовой статус);
• внутренний устав;
• применение Закона к различным СМИ;
2) распространение массовой информации:
• порядок распространения и публикации (эфира);
• выходные данные;
• распространение (тираж и обязательные экземпляры);
• лицензирование;
• хранение информации;
• распространение специфической информации (реклама, обязательные сообщения, эротика);
3) отношения СМИ с гражданами и организациями:
• запрос и выдача информации;
• работа с конфиденциальной информацией;
• работа с авторскими произведениями;
• порядок опровержения;
• право гражданина на ответ СМИ;
4) права и обязанности журналиста:
• права журналиста;
• порядок аккредитации;
• обязанности журналиста;
• порядок скрытой записи;
• недопустимость злоупотреблений;
• оговорен особый статус журналиста;
5) межгосударственное сотрудничество в сфере СМИ:
• порядок сотрудничества;
• распространение зарубежной информации;
• работа с зарубежными корреспондентами;
6) ответственность за нарушение законодательства о СМИ:
• возложение и освобождение от ответственности;
• ответственность за ущемление и за злоупотребление свободой СМИ;
• порядок обжалования и возмещение вреда.
Пробельность и избыточность в законодательстве о СМИ.
К сожалению, парламент до сих пор не смог принять важнейшие законы, которые должны были бы превратить положения Закона о СМИ в стройную систему законодательства. Серьезнейший пробел в правовом регулировании предопределен отсутствием закона о телерадиовещании. Законодательство о СМИ будет неполным пока не вступит в силу этот правовой акт, принятие которого прямо предусмотрено ч. 2 ст. 30 Закона о СМИ. Трудно не обратить внимание на исключительные превратности судьбы этого закона. Принятый Государственной Думой 12 мая 1995 г. и поддержанный Советом Федерации, он был отклонен Президентом. Дума сумела 20 марта 1996 г. преодолеть президентское вето, но при голосовании в Совете Федерации 10 апреля 1996 г. закон собрал лишь 16 процентов голосов. Анализируя этот итог, нельзя не учитывать, что на законе о телерадиовещании скрещиваются противоположные интересы мощных социальных сил, а минимизация правового регулирования дает простор административному усмотрению в вопросе о свободе аудиовизуальной информации, для реорганизаций государственных телерадиокомпаний и эффективного воздействия на их программную политику, для произвольного распределения и перераспределения каналов вещания.
Не началась даже подготовка закона об основах экономических отношений в сфере массовой информации. Именно этот закон должен был бы положить конец продолжающейся монополизации СМИ, обеспечить транспарентность отношений собственности и контроля, гарантировать независимость редакционной политики. Недвусмысленный намек на необходимость принятия данного нормативного акта содержится в перечне сведений, которые должны быть сообщены при регистрации СМИ, а именно, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором, редакцией, издателем или распространителем (п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о СМИ).
Вместо того, чтобы установить основы экономических отношений в данной сфере, законодатель пошел по пути элементарного патернализма, приняв Федеральные законы «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» и «Об экономической поддержке районных (городских) газет». Причем, последний долгое время не действовал, поскольку средства на его исполнение не предусматривались в федеральном бюджете, а в нашей правовой системе действуют только те законы, которые не приостановлены законом о федеральном бюджете.
Конечно, не будь этих законов, экономический кризис неминуемо привел бы к гибели многие некоммерческие СМИ. Но беда в том, что данные федеральные акты подменяют комплексное регулирование рынка СМИ системой временных льгот и привилегий. На местах данные механизмы копируются с известными «уточнениями», в результате чего допуск к налоговым льготам получают только лояльные к властям СМИ.
Серьезную опасность представляют нормативные акты, пытающиеся регулировать те общественные отношения, которые в этом не нуждаются. В пределах подобных зон избыточного правового регулирования свобода массовой информации оказывается существенно ограничена. Наиболее яркий пример — многочисленные законопроекты, в которых ясно различимы черты пресловутого Федерального наблюдательного совета по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании. Эти мотивы прослеживаются в законопроектах «О государственном регулировании и контроле оборота продукции сексуального характера», «О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании», «О Высшем Совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации» и др.
Главным недостатком этих законопроектов является смешение права и морали, что характерно только для теократических и тоталитарных государств. Так называемый «Высший совет» предстает в законопроекте государственным органом, определяющим нравственный характер материалов телевидения и радио в соответствии с установленными им самим критериями. Это является прямым нарушением конституционных принципов идеологического разнообразия и запрета на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Причем проект не дает юридического определения таких понятий как «нравственность», «любовь и уважение к Отечеству», «вера в добро и справедливость» и т.п. В результате деятельность Высшего Совета неминуемо сведется к произвольному истолкованию этих терминов и юридически неосновательному решению вопросов возложения ответственности в конкретных случаях.
В России, которая в соответствии с Конституцией является светским и демократическим государством, подобного рода регулирование неконституционно. Более того, оно противоречит Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку вводит ограничения, которые не являются необходимыми в демократическом обществе.
В законодательстве «распылено» немало отдельных норм, регулирующих отношения в сфере СМИ, но не входящих непосредственно в систему законодательства о средствах массовой информации. Наличие таких норм свидетельствуют об относительной неразвитости законодательства о СМИ. Причем нередко именно через «распыленные» нормы в сферу СМИ проникают многочисленные предписания, противоречащие Закону о СМИ. Например, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. ограничивает свободу массовой информации, устанавливая в ст.ст. 21, 22, что все СМИ в обязательном порядке «формируют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями», а телерадиокомпании «организуют ежедневные передачи оздоровительной направленности (утренняя, производственная гимнастика)». При этом не забыты финансовые интересы спортивного бизнеса: «...Трансляция спортивных соревнований и других спортивных мероприятий по каналам теле- и радиовещания, съемки и фотографирование спортивных соревнований и других спортивных мероприятий, производство записи их изображения и их звуковые записи осуществляются только при наличии разрешений организаторов спортивных соревнований или других спортивных мероприятий либо соглашений в письменной форме о приобретении прав у организаторов спортивных соревнований».
В законодательстве о выборах, напротив, нормы, касающиеся использования СМИ, вполне уместны, однако они не всегда отличаются четкостью и последовательностью.
В УК РФ имеется отдельный состав, призванный защитить профессиональные права журналистов. Правда, ст. 144 немало потеряла по сравнению со своей предшественницей — ст. 1401 УК РСФСР. Если в прежней редакции диспозиция включала злостное воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной профессиональной деятельности журналистов, а равно принуждение их к распространению либо отказу от распространения информации с целью ограничения свободы массовой информации, то в новой редакции сохранилось лишь принуждение к распространению или отказу от распространения информации. В таком виде сфера применения данной уголовно-правовой нормы сужается.
Помимо законов, статус СМИ на федеральном уровне определяется также многочисленными указами Президента, постановлениями Правительства, нормативными актами Центризбиркома, а иногда и ведомственными инструкциями. В той части, в которой данные акты ограничивают свободу массовой информации, они противоречат положениям ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что подобные ограничения могут вводиться только федеральным законом и только в строго определенных целях, а с учетом требований ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод — также только в той мере, в какой это необходимо в Демократическом обществе.
Региональное законодательство о СМИ.
Вопрос о пределах компетенции субъектов Российской Федерации в сфере массовой информации далеко не так прост. Пункт «и» ст. 71 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь» относятся к исключительной компетенции Российской Федерации. Что же касается региональных средств массовой информации, то здесь реализуется исключительная компетенция субъектов Федерации, поскольку ст. 72 Конституции Российской Федерации не указывает «региональные информацию и связь» среди предметов совместной компетенции. В то же время п. «е» ст. 72 относит общие вопросы культуры к совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Сюда же попадает и административное законодательство (п. «к»). Следовательно, законодательство о СМИ по необходимости распадается на три сегмента, в первом из которых реализуется исключительное ведение Федерации, во втором — совместное ведение, в третьем — исключительное ведение субъекта Федерации.
Хотя в Конституции Российской Федерации не детализируется, что подразумевается под категориями «федеральные... информация и связь», однако можно с уверенностью утверждать, что речь идет об общенациональных средствах массовой информации, регулирование деятельности которых даже практически невозможно на уровне регионов. Для примера зададимся вопросом: сможет ли орган государственной власти субъекта Федерации обязать федеральную телекомпанию показывать передачи эротического характера в то или иное время, да еще с учетом многочисленности часовых поясов в России? Хотя подобное предусмотрено ч. 2 ст. 37 Закона о СМИ, однако практически нереализуемо.
Не будем, однако, забывать, что п. «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации относит к исключительной компетенции Федерации «регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина», а следовательно, регулирование и защиту свободы массовой информации, закрепленной в ст. 29 как одно из конституционных прав человека и гражданина. Следовательно субъект Федерации вправе регулировать отношения в сфере массовой информации, во-первых, только опираясь на федеральный закон, и, во-вторых, не затрагивая вопросов регулирования свободы массовой информации. В то же время региональные власти обязаны защищать свободу массовой информации, руководствуясь при этом нормами Федерального закона о СМИ.
В четырех субъектах Российской Федерации (республики Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Ханты-Мансийский автономный округ) приняты комплексные законы «О средствах массовой информации». Кроме того, в нескольких десятках регионов действуют законы, касающиеся экономической поддержки СМИ, освещения в государственных и муниципальных СМИ деятельности соответствующих органов власти и самоуправления, распространения продукции средств массовой информации эротического характера и т.д.
Порой встречаются довольно экзотичные для российской правовой системы нормативные акты. Так, с 1991 г. в Татарстане действует закон «О защите чести и достоинства Президента Республики Татарстан», устанавливающий административную ответственность в виде штрафа и конфискации продукции СМИ за публичное оскорбление или клевету в отношении главы республики. Причем штрафу подвергаются как физические лица, так и средства массовой информации (точнее было бы сказать — редакции). Очевидно, что данный нормативный акт, мягко говоря, не вполне согласуется с Конституцией Российской Федерации, гарантирующей каждому защиту его чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 ) на началах равенства — независимо, помимо прочего, от его должностного положения (ч. 2 ст. 19).
Региональные законы о СМИ, как правило, не только менее демократичны, чем Федеральный закон, но и зачастую откровенно игнорируют его. Так, Кодекс Республики Башкортостан о средствах массовой информации даже не упоминает Федеральный закон о СМИ. Кодекс открывает «лазейки» для создания органов цензуры, вводит дополнительные требования при регистрации СМИ, расширяет перечень оснований для отказа в регистрации, для признания свидетельства о регистрации недействительным, для прекращения деятельности СМИ и т.д., а журналистов, представляющих «внереспубликанские», т. е. зарегистрированные на федеральном уровне или в других субъектах Российской Федерации средства массовой информации, приравнивает к иностранным корреспондентам.
Создатели Кодекса не остановились перед изменением предмета регулирования данного нормативного акта, распространив его действие на «компьютерную информацию» и создав тем самым проблему его сопряжения с другими источниками информационного права. Они расширили перечень составов злоупотребления свободой массовой информации, включив сюда «использование выражений и аудио-видеопродукции, оскорбляющих человеческое достоинство». Одновременно они забыли такую «мелочь» как использование СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний.
Кодекс в некотором роде предопределяет создание органов цензуры, устанавливая, что «недопустимость цензуры» не распространяется на «случаи, предусмотренные действующим законодательством». Он вводит дополнительные требования при регистрации СМИ, расширяет перечень оснований для отказа в регистрации, для признания свидетельства о регистрации недействительным, для прекращения деятельности СМИ и т.д. В то же время Кодекс существенно ограничивает самостоятельность редакций в пользу учредителей, ограничивает их возможности по защите своих интересов, поскольку не содержит норм об условиях освобождения редакций и журналистов от ответственности. По всем перечисленным и многим другим позициям Кодекс явно противоречит императивным нормам Федерального закона о СМИ. Кроме того, в нем есть противоречия с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом, законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» и др.
В то же время Кодекс содержит интересные правовые решения ряда проблем, не затронутых федеральным законодательством. Так, в нем есть статья о недопустимости монополизации СМИ. Правда, норма ст. 10 «Ни один учредитель не вправе иметь в собственности, владении, пользовании, управлении более тридцати процентов всех средств массовой информации, зарегистрированных (осуществляющих деятельность) в республике» вряд ли может быть признана оптимальной. Примечательна и формула, содержащаяся в ст. 7: «За разглашение средствами массовой информации государственной, коммерческой или иной тайны, охраняемой законодательством, ответственность несут лица, передавшие информацию в средства массовой информации. Редакция или ее сотрудник, получившие информацию без нарушения действующего законодательства и не имеющие официального письменного уведомления о наличии в ней тайны, ответственности за разглашение ее не несут». О ценности упомянутых норм говорит тот факт, что они уже начали репродуцироваться в законодательстве других субъектов Российской Федерации. Так, аналогичные положения содержатся в Законе Ханты-Мансийского автономного округа о СМИ.
Если же сравнить Кодекс с Законом Кабардино-Балкарской Республики «О средствах массовой информации и издательской деятельности», то бросается в глаза близость последнего к федеральному законодательству. Правда, и здесь делаются исключения из общего правила о недопустимости цензуры для «случаев, специально оговоренных в законодательстве» (ст. 4). Есть и другие расхождения с Законом Российской Федерации о СМИ, однако они не носят системного и, как правило, принципиального характера. Отсюда следует, что федеральное законодательство о СМИ вполне пригодно для того, чтобы составлять основу региональных законов о СМИ.
Этот вывод напрашивается и при анализе Закона Ханты-Мансийского автономного округа о СМИ. Имеющиеся здесь расхождения с Федеральным законом незначительны, но порой носят комичный характер. Так, ст. 9 предоставляет право обращаться в суд с иском о прекращении деятельности СМИ не только органам, перечисленным в Законе Российской Федерации о СМИ, но также Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.
Не меньшее удивление способны вызвать нормы, устанавливающие вразрез с УК РФ административные штрафы за «разглашение в средствах массовой информации государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны», а также за «вмешательство средств массовой информации в частную жизнь человека, в том числе сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия или согласия его наследников, опубликование или предание гласности иным способом содержания личных писем и документов гражданина» (ст.ст. 51, 52). Очевидно, что юридическая значимость таких норм равна нулю. В то же время можно только приветствовать попытку регионального законодателя установить административную ответственность за введение цензуры, монополизацию СМИ, незаконный отказ в регистрации СМИ, воспрепятствование распространению продукции СМИ, злоупотребление правами журналиста, оказание давления на руководство редакции и т.д. (ст.ст. 49—70).
Нельзя не признать, что как федеральное, так и региональное законодательство о СМИ развиваются довольно хаотично.
Во-первых, существующая ныне практика законотворчества в значительной степени характеризуется бессистемным поточным производством пробельных и противоречивых нормативных актов, конъюнктурных по содержанию и не приспособленных для правоприменения. Такая практика лишь усиливает разбалансированность правовой системы, и без того переживающей трудный, хотя и естественный период адаптации к относительно новой конституционной базе.
Во-вторых, известный еще с досоветского периода правовой нигилизм ныне стал тотальным явлением, охватившим как властные структуры, так и общество в целом. Власть и подвластные в равной мере игнорируют законодательные установления, подчиняясь лишь праву силы, денег или хитрости. В такой ситуации всякие новые законы лишь увеличивают энтропию правовой системы.
В-третьих, существующие планы законопроектных работ отражают подчас лишь степень личной заинтересованности отдельных групп депутатов. Вакуум закономерно заполняется ведомственным нормотворчеством. В итоге растет «коэффициент юридического бюрократизма» — отношение количества подзаконных актов к числу законов. Причем, как показывает практика, именно с помощью инструкций легче всего добиться целей и результатов, совершенно противоположных тем, которые закладывались буквой и духом Закона о СМИ. В этой связи трудно удержаться, чтобы не вспомнить, как еще в дореформенной России предписывалось «всем властям, не исключая и высших правительственных мест, утверждать свои определения на точных словах закона, не переменяя в них, без доклада Императорскому Величеству, ни единой буквы и не допуская обманчивого непостоянства самопроизвольных толкований».
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Телевидение в системе средств массовой информации: структура и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Радиовещание в системе средств массовой информации: структурные и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Информационные агентства в системе средств массовой информации: структурные и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Реклама в системе средств массовой информации.
- Средства массовой информации в информационном обществе. Транснациональные информационно-коммуникационные концерны: общая характеристика.
- Типология средств массовой информации и современные тенденции ее развития.
- 1. Системные характеристики сми
- 2. Типология печатных сми
- 3. Типология электронных сми
- 3.1 Телевидение
- 1. По способу трансляции:
- 3.2 Радиовещание
- 4. Типология сетевых сми
- Основные функции журналистики.
- Этапы и тенденции развития модели средств массовой информации России.
- Теории взаимодействия средств массовой информации и аудитории.
- Эффективность средств массовой информации: условия, критерии и факторы.
- Этапы, структура и закономерности творческого процесса в журналистике.
- Журналистика как род творческой деятельности и способы ее осуществления.
- Система жанров журналистики, факторы их дифференциации и тенденции развития.
- Информационные жанры современной журналистики. Журналистика новостей: структура новости, методы творческой деятельности.
- Аналитическая журналистика: методы и жанры.
- Публицистический стиль современного русского литературного языка: стилевые черты и тенденции развития.
- Проблема художественно-публицистических жанров в современной журналистике.
- Роль стилистики и культуры речи в профессиональной деятельности журналиста.
- Особенности интернет-журналистики.
- Особенности работы журналиста в электронных средствах массовой информации.
- Особенности массовой коммуникации.
- Паблик рилейшнз: сущность и функции.
- Особенности политической рекламы. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- Социологический подход к изучению содержания материалов средств массовой информации.
- Использование результатов медиаисследований
- Зачем нужны медиаисследования?
- Приобретение результатов медиаисследований
- Где и как можно получить результаты медиаисследований?
- Кому нужны результаты медиаисследований?
- Значение социологических исследований для оптимизации деятельности средств массовой информации. Виды исследований и их организация.
- Основы редакционного менеджмента и маркетинга: цели, функции, направления и формы деятельности, проблемы.
- Формы собственности в сфере средств массовой информации в переходном обществе.
- 1. Редакция сми как предприятие.
- Техника и технология производства печатных средств массовой информации. Допечатная подготовка издания.
- Доступ журналистов к информации: политико-правовые проблемы.
- Закон о средствах массовой информации: права, обязанности и ответственность журналиста.
- Международное гуманитарное право и средства массовой информации. Роль и ответственность средств массовой информации при освещении международных и внутренних вооруженных конфликтов.
- Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста: теория и практика.