2.1 Аналитики в российских СМИ
Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций.
В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным -- она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», а, кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций.
В начале 80-х гг. происходило заметное движение репортажа к аналитике. То есть, конечно, оставался и классический, информационно-событийный и познавательный репортаж. Но еще в 30-е гг. к нему прибавилась межжанровая форма - знаменитые репортажи А. Кольцова («Три дня в такси», «Семь дней в классе») Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. -- М., 2004. -- С.94., похожие одновременно и на очерки, и на статьи. А через полвека трудами Г.Бочарова, Ю.Роста, В. Черткова и других выделился уже особый вид репортажа -- аналитический.
В начале 90-х гг. наблюдался бурный всплеск классического познавательного репортажа, аналитический же -- краса и гордость крупнейших газет -- как будто исчез. Точнее -- перешел (уже и внешне) в расследование -- корреспонденцию, расследование -- статью. Почему это произошло? Время резко ускорило свой ход, события понеслись стремительно, не оставляя возможности глубоко обдумывать их. Открылись предметы, которые раньше не полагалось замечать, и репортеры кинулись в темные углы бытия -- устраивать для читателя экскурсии по притонам наркоманов, салонам хиромантов, рынкам живого товара, подвалам моргов. Да и самому читателю, уставшему от проблем, интереснее стало смотреть со стороны, нежели участвовать в охоте за мыслью.
В 1992 году начался бурный рост вещательных организаций на территории России. Аналитическая публицистика вышла на качественно новый уровень развития. Появляются новые информационно-аналитические программы.
В январе 1992 года на канале «Останкино» появляется информационно-аналитический еженедельник «Итоги» с Евгением Киселевым, который впоследствии стал транслироваться на канале НТВ. В апреле 1996 года в эфир вышли сразу две информационно-аналитические программы -- «Зеркало» на канале РТР и «19.59» на канале ОРТ. В то же время на канале ТВ-6 появился информационно-аналитический еженедельник «Обозреватель», а спустя полгода на канале ОРТ -- очередная аналитическая программа «Время» с ведущим Сергеем Доренко Телевизионная журналистика / Под ред. А.Я. Юровского. -- М., 2005. -- С. 239..
Таким образом, впервые в практике нашего телевидения, прежде отличавшегося лояльностью каналов по отношению друг к другу, соперничество стало прямым и беспощадным.
Новый этап в развитии государства и средств массовой информации наступил в 1996 году во время президентской кампании. Теперь СМИ выступали в качестве инструмента борьбы на выборах. Существующие в тот период в России информационно-аналитические программы, пользующиеся особой популярностью и доверием у зрительской аудитории, стали вести одинаковую политику, суть которой можно свести к одному - у власти должен остаться Б.Ельцин. «Итоги» Евгения Киселева, которые до предвыборной кампании считались на отечественном телевидении эталоном объективности и независимости, стали еще более тенденциозными, чем откровенно проельцинское «Зеркало» Телевизионная журналистика / Под ред. А.Я. Юровского. -- М., 2005. -- С. 241..
Независимая аналитическая журналистика -- отсутствующее звено демократического процесса.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
- 1.1 Аналитические жанры
- 1.2 Структурная организация аналитических жанров
- 1.3 Аналитическая журналистика как жанр
- 1.4 Аналитическая журналистика как формат
- ГЛАВА II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИИ
- 2.1 Аналитики в российских СМИ
- 2.2 Аналитическая журналистика как политический фактор
- 2.3 Аналитическая журналистика как профессиональная область
- 2.4 Аналитическая журналистика как рынок и среда
- ГЛАВА III. Аналитические способы отображения действительности в журналистике
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Аналитическая журналистика
- 2. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 2. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- Раздел 3. Современная журналистика России
- 5.Аналитические жанры в журналистике
- Развитие расследовательской журналистики в России
- Вопрос 49. Функции аналитической (иследовательско-новостной и собственно исследовательской) журналистики
- 2.3 «Летняя школа аналитической и расследовательской журналистики» памяти ю. Щекочихина»
- III. Проблемно-аналитическая журналистика
- Второй семестр Аналитическая журналистика