2.2 Аналитическая журналистика как политический фактор
По мнению А.Храмчихина, «политическая аналитическая журналистика естественным образом исчезла вместе с демократическим процессом» Тертычный А. А. Аналитический инструментарий журналиста // Деловая пресса России: настоящее и будущее. -- М., 1999. -- С.89.. Нужно отметить, что под аналитическими материалами не имеются в виду материалы заказного или пропагандистского характера, замаскированные под аналитику, и уж тем более «слухи о сплетнях», которые заменяют аналитику в настоящее время.
Подтверждением факта ликвидации аналитической журналистики является нарастающее стремление владельцев ежедневных и еженедельных изданий к их максимальной деполитизации даже в чисто информационном плане, не говоря уже о характере аналитики. Объясняя эту установку деполитизацией общества, мы, очевидно, путаем причину и следствие. Агитпроп в его путинском варианте активно работает на оглупление населения, что и выражается не в последнюю очередь словом «деполитизация». Население деполитизируют насильно и целенаправленно. Соответственно, нет и запроса на аналитику со стороны общества. Власть же, единственной целью которой сегодня является самосохранение, ни в какой аналитике, особенно публичной, не заинтересована в принципе.
Аналитическая журналистика по определению связана с политикой. Хотя сегодня прямого, непосредственного влияния, подобного влиянию киселевских «Итогов» Телевизионная журналистика / Под ред. А.Я.Юровского. -- М., 2005., она не имеет. «Итоги» были верхом телевизионной аналитической журналистики и отдельными своими сюжетами оказывали некоторое влияние на политику. Сейчас таких программ уже нет. Есть единичные передачи на ТВ, формирующие проблемное поле и уже этим воздействующие на власть предержащих (например, «Однако» Михаила Леонтьева, которое смотрят в высших кругах власти).
Можно также отметить, что в России публичная «аналитика» пока продолжает выполнять в основном манипулятивную функцию. Нарочито усложненный язык популярной экономической аналитики образца 1990-х годов с демонстративным пренебрежением к массовому читателю (хотя им же и востребованный) был призван показать, что простым людям с их обыденными представлениями и повседневными интересами в тонкостях современного общества не разобраться. С конца 1990-х, с расширением информационного пространства благодаря Интернету, ситуация стала постепенно меняться к лучшему -- в сети возникло несколько качественных аналитических проектов.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
- 1.1 Аналитические жанры
- 1.2 Структурная организация аналитических жанров
- 1.3 Аналитическая журналистика как жанр
- 1.4 Аналитическая журналистика как формат
- ГЛАВА II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИИ
- 2.1 Аналитики в российских СМИ
- 2.2 Аналитическая журналистика как политический фактор
- 2.3 Аналитическая журналистика как профессиональная область
- 2.4 Аналитическая журналистика как рынок и среда
- ГЛАВА III. Аналитические способы отображения действительности в журналистике
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Аналитическая журналистика
- 2. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 2. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- Раздел 3. Современная журналистика России
- 5.Аналитические жанры в журналистике
- Развитие расследовательской журналистики в России
- Вопрос 49. Функции аналитической (иследовательско-новостной и собственно исследовательской) журналистики
- 2.3 «Летняя школа аналитической и расследовательской журналистики» памяти ю. Щекочихина»
- III. Проблемно-аналитическая журналистика
- Второй семестр Аналитическая журналистика