2.1 Оценка соответствия пресс-релизов организаций города Омска критериям качества
Для выявления качества пресс-релизов, поступающих в омские средства массовой информации, нами в данной работе был использован метод экспертного опроса. В ходе исследования, проведенного в ноябре 2010 года, нами были проанкетированы 30 респондентов из десяти периодических печатных изданий города, таких как «Аргументы недели в Омске», «Труд 7», «Аргументы и факты в Омске», «Бизнес курс», «Омская правда», «Омский вестник», «Коммерческие вести», «Наше омское слово», «Омское время», «Четверг». Большая часть опрошенных (73%) – женщины, доля мужской аудитории составила 27%. По данным опроса было выявлено, что все участники исследования используют в своей работе пресс-релизы.
При анализе результатов опроса нами было отмечено, что около 63% респондентов имеют опыт работы в средствах массовой информации более 5 лет, причем около 23% опрошенных – со стажем более 20 лет. Данный опыт позволяет им прослеживать изменение качества исполнения получаемых пресс-релизов. Также можно отметить, что мнения молодых и более опытных работников средств массовой информации по поводу качества пресс-релизов расходятся. Первые оценивают его в целом как «низкое», а вторые считают его «удовлетворительным». На наш взгляд, это связано с тем, что опытные работники берут за образец сравнения пресс-релизы прошлых лет, которые значительно проигрывают нынешним по части исполнения. Молодые же журналисты в основном при сравнении придерживаются идеала, который был ими усвоен в процессе обучения в вузах.
В ходе работы нами были опрошены журналисты как бюджетных, так и коммерческих изданий. Можно отметить некоторые расхождения позиций в оценке качества пресс-релизов. И в те, и в другие издания в большем количестве поступают пресс-релизы от властных структур (этот факт отметили 24 из 30 респондентов, что составляет 80% от общего числа). 14 из указанных 24-х респондентов (58%), получающих наибольшее число пресс-релизов из властных структур, оценивают в целом их качество как удовлетворительное. 33% оценивают качество пресс-релизов от органов власти как низкое, а 9% - как высокое.
И, если в «Омском вестнике» и «Омской правде» качество данных пресс-релизов практически всеми опрошенными оценивается как удовлетворительное, то в «Коммерческих вестях», «Аргументах и фактах в Омске» присутствует большее число отрицательных отзывов. Это связано с тем, что официальные издания, по большей части, финансируются из регионального бюджета, поэтому и отношение их к властным структурам более лояльное. Но не все журналисты придерживаются этой позиции. По нашим наблюдениям, молодые сотрудники, видимо, ещё не до конца проникнувшись политикой бюджетных изданий, более критичны в своей оценке.
Среди организаций из числа властных структур, направляющих в средства массовой информации более качественные пресс-релизы, в опросе лидирует Министерство по чрезвычайным ситуациям г. Омска (14 респондентов). Также отмечено высокое качество пресс-релизов следующих организаций: Министерство культуры (10), Администрация г. Омска (6), Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта (4), Прокуратура г. Омска (4 респондента), Министерство экономики, Управление внутренних дел по Омской области, Министерство здравоохранения и социального развития, Департамент городской экономической политики, Департамент по делам молодежи, Государственное управление по делам печати, Роспотребнадзор (по 2 респондента).
Среди организаций из числа властных структур, направляющих наименее качественные пресс-релизы, в опросе фигурируют Министерство труда и социального развития (10 респондентов), Правительство Омской области (8), Государственная инспекция безопасности дорожного движения (2).
Пресс-релизы компаний также представлены в опросе. Положительно оцениваются респондентами пресс-релизы ОАО «Вимм-Билль-Данн» (омский филиал «Манрос-М»), ООО «Маревен Фуд», РИА «Омскинформ».
Пресс-релизы плохого качества отмечаются у вузовских организаций (в частности, у ОмГУ и ОмГПУ), у «Геомарта».
В опросе респондентам было предложено отметить те критерии, которые являются для них определяющими при оценке пресс-релизов. Анкетируемыми были выделены следующие факторы, снижающие качество пресс-релизов (начиная с самого важного): малозначительные информационные поводы, отсутствие новостной информации, устаревшие информационные поводы (неоперативность), излишнее количество специальных оборотов, терминов в тексте, излишний объем текстов. Помимо представленных в анкете вариантов ответа, респондентами также были обозначены такие факторы, как наличие ошибочных данных и предвзятое раскрытие темы.
При анализе результатов проделанной работы нами было отмечено, что мнения журналистов при выделении наиболее значимых критериев качества пресс-релизов разделяются и охватывают все предложенные варианты. В целом можно отметить, что опрошенные журналисты выделяют следующие критерии качества пресс-релизов: полнота информации, четкий информационный повод, достоверность дат, имён и фактов, правдивость. Причём «полнота информации» и «чёткий информационный повод» чаще получают наиболее высокие оценки по предложенной пятибалльной шкале, а наличие ссылок на известных персон и опора на цитаты этих персон ценятся в меньшей степени.
Среди факторов, снижающих качество пресс-релизов, на первом месте оказались «отсутствие новостной информации» и «малозначимые информационные поводы» - 73% респондентов отметили эти пункты. На втором месте – «устаревшие сведения» (47%). Далее – «отсутствие новостной информации», «излишне объемный текст». Помимо приведённых вариантов, респонденты отметили такие критерии, как «орфографические ошибки», «навязывание идеологии, заказной характер информации», «неактуальность темы», «необъективную подачу информации».
Рассматривая данную работу с формальной точки зрения (особенности заполнения анкет респондентами), хочется отметить некоторые, заслуживающие внимания аспекты исследования.
Во-первых, графа анкетной паспортички «возраст» воспринимается анкетируемыми неоднозначно: женщины иногда неохотно заполняют её. Во-вторых, в том вопросе, который требует оценки качества пресс-релиза по пятибалльной шкале, некоторые из участников исследования отмечали определённый критерий (или несколько таковых), не оценивая его. Иные ограничивались замечанием «Важны все критерии».
Наблюдалось, что наибольшее затруднение в процессе заполнения анкет у опрашиваемых вызывали открытые вопросы, требующие указания наименований конкретных организаций. Данное затруднение может быть вызвано тем, что респонденту сложно за короткий промежуток времени вспомнить все получаемые пресс-релизы, оценить их качество и указать отправителей. Также «заминку» можно объяснить и тем, что журналисты не хотят давать нелестную оценку некачественным пресс-релизам, во избежание напряжённости в отношениях с компаниями-отправителями.
В целом можно отметить, что журналисты нередко выдвигали собственные варианты ответов в качестве альтернативы предложенным. Например, среди наиболее важных критериев качества пресс релиза были выделены наряду с предложенными, варианты «отсутствие идеологического заказа», «непредвзятое раскрытие темы», «актуальность темы». Это позволяет говорить о том, что при составлении анкет были учтены наиболее важные, но далеко не все возможные критерии оценки пресс-релизов.
Незначительная степень использования варианта «затрудняюсь ответить» является показателем того, что вопросы сформулированы ясно и чётко.
- Проблема качества пресс-релизов
- Содержание
- Глава 1. Пресс-релиз и оценка его качества в печатных средствах массовой информации
- Глава 2. Пресс-релиз в печатных изданиях города Омска
- Введение
- Глава 1. Пресс-релиз и оценка его качества в печатных средствах массовой информации
- 1.1 Понятие и функции public relations
- 1.2 Пресс-релиз в системе письменных коммуникаций
- 1.3 Критерии оценки качества пресс-релиза в печатных средствах массовой информации
- Глава 2. Пресс-релиз в печатных изданиях города омска
- 2.1 Оценка соответствия пресс-релизов организаций города Омска критериям качества
- 2.2 Динамика качества пресс-релизов омских организаций
- 2.3 Рекомендации по улучшению качества омских пресс-релизов
- Заключение
- Библиографический список