17. Рекреативные потребности личности и журналистика
Рекреативная функция журналистики – одна из основных её функций
рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
Рекреативные потребности человек восполняет в отдыхе на природе, в летних отпусках, в посещении културных мероприятий, в оздоровлении организма. СМИ выполняет восстановление рекреативных потребностей человека ежедневно развлекательными программами, газетами и т.д.
18. Журналистика досуга. Досуг, как тематическое направление в журналистике
19. Альтернативная субкультура в журналистике
Журналистика для Эрудитов: знание, как сфера состязательности, читательские конкурсы
«Вокруг Света»
Спортивная журналистика
Понятие спортивной журналистики гораздо более широкое. Его мы обозначим, пользуясь определением журналистики, данное Е. Прохоровым в большой советской энциклопедии: спортивная журналистика – это социально-значимая деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной спортивной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, интернет), опирающаяся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа и аудиторию. Кроме того, это и совокупность всех продуктов деятельности спортивного журналиста, предмет изучения и преподавания, а также содружество порождаемых профессий. Спортивная публицистика – произведения спортивной тематики, оказывающие влияние на сознание спортивной общественности и поднимающие темы, актуальные для современности. Публицистика и журналистика – неразрывно связанные между собой явления, поскольку оба ориентируют и влияют на общественное мнение. В контексте изучения специализированного направления журналистика и публицистика станут для нас синонимами.
Каков так называемый специальный предмет исследования в спортивной журналистике? Спорт и физическая культура, а также события социальной жизни вокруг этих предметов.
Нельзя сегодня не согласиться с утверждениями А. Мураковского: «В журналистике недвусмысленно заявляет о себе необходимость специализации…Ныне даже журналисты, пишущие о физике, подразделяются, подобно самим учёным, на знатоков в области ядерной энергетики или теории макромира…Всё больше востребованной становится журналистская компетентность»[8]. Сегодня современную журналистику можно представить как совокупность специализированных направлений, внутри которых есть ещё более узкие специализации. Но несмотря на это, журналист, например, пишущий об академической гребле должен знать историю своего вида спорта, политику международной федерации гребного спорта и Международного олимпийского комитета в отношении дисциплин академической гребли, экономические предпосылки и потенциал выступления той или иной команды на крупнейших регатах, культуру и тактику этого вида спорта, а также уметь работать с официальными сайтами по своей тематике.
Действительно, спортивная пресса, как и любая другая, стремится информировать читателя (зрителя, слушателя), подаёт факты в обработанном, аналитическом варианте, а также даёт положительный или отрицательный пример материалами, воспитывая аудиторию, которая является регулярным потребителем подобной информации. Установка на эскейпизм и функция эмоциональной мены, по мнению исследователя присущие только спортивной журналистике, по описанию представляют собой единую развлекательную функцию. По мысли автора работы, спортивная газета – «то издание, которое сегодня и сейчас не станет говорить о проблемах», «обеспечивает удержание экспрессии, «энергии на минус», альтернативный вариант выхода плохих качеств личности»[10]. Исследователь считает спортивную прессу идеальной, считая конечной её целью «содействие установлению мира на земле»[11]. С этим соглашаться наивно.
Для заинтересованных людей и активных болельщиков всё гораздо сложнее. Они переживают и радость победы, и горечь поражения. Спортсмены, тренеры и чиновники, о которых пишут спортивные журналисты, по-разному реагируют на информацию. Реакция зависит от положительной или отрицательной оценки прессы. Сами журналисты реагируют на материалы коллег с точки зрения конкуренции или обычного перенимания положительного опыта. Активные болельщики – категория особая. Для них окружающий мир является лишь преградой, отвлечением от спортивной информации, которую они черпают отовсюду, но преимущественно из специализированных спортивных СМИ. Активные болельщики не мыслят себя без продуктов спортивной журналистики. Их настроение зависит только от результата, который показала любимая команда или спортсмен. Они наиболее подвержены воздействию мыслей спортивного журналиста. Эта группа ощущает на себе проявление информационной, аналитической, воспитательной, пропагандистской функций спортивной журналистики, тогда как пассивные болельщики ограничиваются информационной и развлекательной функциями.
Специфика спортивной журналистики, как нам представляется, обнаруживается в характеризующих её особенностях. Одно из главных качеств – запрограммированность оперативных событий, а значит материалов. Кто, кроме спортивного журналиста, может заранее знать, в каком месте и в какое время произойдёт то или иное событие, о котором обязательно придётся рассказать? Отставку того или иного чиновника можно только прогнозировать, как погоду или падение рубля на валютном рынке. Аварии и катастрофы прогнозировать и вовсе невозможно. Журналисты часто не могут найти тему, над которой стоит поработать, мучаются в тщетных поисках. Хорошо, что существуют праздники и памятные даты. Материал с историческим прошлым можно планировать заранее, как и брифинги, на которые приглашают за один или несколько дней до события. Спортивный журналист точно знает, о чём ему нужно будет написать через месяц или полгода конкретного числа и месяца. Причина всему – спортивный календарь.
Социальные функции спорта
Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.
Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.
Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицатель- , ных явлений гиподинамии у детей.
Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.
Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение — все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.
Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.
Без болельщиков спорт перестал бы быть сколько-нибудь общезначимым социальным явлением. Сопереживая с теми, кто соревнуется на спортивной арене, болельщики отождествляют себя с кем-либо из них, как бы сами участвуют в спортивных баталиях, борьбе характеров, разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне, находят яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своей жизненной позиции.
Журналистика фольклора и музыкальная журналистика
Журналистика – это одна из форм выхода как музыкальной критики, так и музыкального просветительства, популяризации, пропаганды – разных видов ознакомления общества с музыкой. То есть музыкальная журналистика в своей деятельности обращена ко всем – к музыкантам и к немузыкантам. Ее основные функции – информировать и оценивать, а через них – просвещать. Главный постулат журналистики – направленность на «сейчас». Ее внимание обращено на культурную ситуацию сегодняшнего дня. Предметом освещения, анализа, оценки могут являться только процессы культурной жизни, актуальные для данного времени. Оценка нового в искусстве и переоценка прошлого – объекты равного внимания критической мысли в журналистике, при условии, что это занимает умы современников. То есть главная задача журналистики – улавливать «умонастроения эпохи», «держать руку на пульсе» сегодняшнего дня. Журналистика оперативна в своей деятельности. Она не предполагает неопределенное время, ее воздействие кратко. Чем быстрее реакция журналистики на происходящее, тем ценнее это для общества. Но осуществив свою прямую функцию, журналистика со временем перерождается в другое явление культуры – документ воззрений своего времени. И именно в таком значении она способна войти в историю культуры. Письменная журналистика стала властителем умов задолго до появления устной (теле-радиожурналистики). И по сей день критическая деятельность осуществляется, в первую очередь, именно посредством периодической печати (на телевидении и радио информативная функция все-таки главенствует над аналитическо-оценочной). В разные периоды истории музыкальной критики как самостоятельной сферы деятельности функцию музыкального критика осуществляли профессионалы в музыке и просвещенные дилетанты. История русской музыкальной критики богата такими именами как А.Серов, Ц.Кюи, Б.Асафьев, В.Каратыгин и др.
Академическую музыку освещают центральные газеты – «Известия», «Аргументы и Факты», «Вечерний Клуб», «Коммерсант-Дейли» и другие всероссийские и московские крупные издания. Периодически в них появляются материалы о том или ином событии в академической музыке, рецензии на концерты. Но, как правило, они занимают крошечную (от всего объема) часть газетной площади, хотя основные музыкальные события эстрадной музыки на страницах тех же изданий непомерно раздуты. Они даже выносятся на обложку! Только академическую музыку освещают «Музыкальное обозрение» и внутриконсерваторская многотиражка «Российский музыкант». Значительное место ей отведено и в газете «Культура».
Эстрадных изданий на сегодняшний день очень много и количество их растет. Журналы, как отечественные, так и русские версии зарубежных изданий, освещают шоу-бизнес – аудио и видеопродукцию, имеющую спрос на современном мировом рынке. Отечественные журналы - «Музобоз», «Стас», русские версии зарубежных изданий – «Ом», «Hi-Fi & Music», «Мир развлечений», «Если», «Audio-Video Бизнес» (эти издания выпускает Российское подразделение PIDP Publishing Group) работают по одному принципу – светская хроника (новости из жизни знаменитостей), реклама аудио и видеопродукции. Лучшему журналу года в нашей стране регулярно вручается профессиональная премия музыкальных масс-медиа «Знак качества». Последние два года лауреатом премии был журнал «Ом».
23: СМИ и свободное время
Для СМИ время всегда было важнейшим ресурсом. Уже в раннем индустриальном обществе свободное время выступало важным фактором, определявшим объем и формы потребления СМИ. Правда, аудитория первых газет, наряду с двумя основными ресурсами, необходимыми для чтения книг и газет, – деньгами и временем, нуждалась и в определенном уровне образования, что по сути выступало производной от все тех же бюджетов – денег и времени. Плата аудитории за СМИ оставалась высокой до начала процесса интенсификации массового индустриального производства, когда потребности массового сбыта породили новую бизнес-модель, основанную на рекламных продажах. Стремление к максимизации аудитории позволило газетам и журналам привлечь рекламные инвестиции, которые возвращались рекламодателям с ценой приобретенного товара. От аудитории требовалось затратить только время – и на чтение рекламы, и на последующий акт покупки. Время стало важнейшим экономическим ресурсом медиаиндустрии во второй половине XIX в. – в эпоху становления массового производства и потребления.
С переходом к постиндустриальному обществу в XX веке ситуация начала меняться. На индустрию СМИ все большее влияние стали оказывать такие социальные и экономические процессы, как демассофикация общества, кастомизация потребления (от англ. customer – потребитель, означает потребность в более персонифицированных, немассовых товарах), повышение уровня образования, формирование индивидуализированных стилей жизни. Новым явлением для СМИ ао второй половине ХХ в. стало и формирование негативного отношения аудитории к отдельным видам рекламы, прежде всего на ТВ, радио. «Усталость» от массовой рекламы объяснялась и раздражением аудитории от нерациональной траты времени: защищая свои досуговые бюджеты, зрители и слушатели уходили от «старых» СМИ к «новым» – кабельному и спутниковому ТВ, видео. Это парадоксальным образом позволяло оптимизировать бюджет свободного времени за счет увеличения платы за СМИ и медиаконтент: рекламы на платном ТВ было меньше, причем она уже более соответствовала информационным и развлекательным запросам целевых аудиторий.
Таким образом, в озрастание платы за СМИ – книги, журналы, видео и DVD , а затем и за доступ к СМИ – кабельная сеть, интернет, мобильная телефония – свидетельствовало не только об изменении потребительских паттернов, т.е. об усилении избирательности и индивидуализации выбора. В значительной степени это подтверждало стремление аудитории за счет одного редкого ресурса – денег – минимизировать траты другого и, как выяснилось, более редкого ресурса, – свободного времени.
Процесс интеграции СМИ в индустрию свободного времени стал важной экономической и одновременно социально-политической тенденцией как в индустриальном, так и в постиндустриальном обществе. Существует несколько причин, объясняющих, почему именно в XX в. СМИ превратились из преимущественно социально-политического института в индустрию свободного времени.
Во-первых, в течение ХХ в. СМИ, и, прежде всего, сегмент их содержания развлекательного характера, стали ключевым элементом рыночной экономики. На этой основе возникла наиболее эффективная система рекламоносителей. Анализируя состояние и структуру медиаиндустрии, экономисты в большинстве стран мира уже давно объединили рынок СМИ и развлечений. В начале 2000 гг. его стоимость оценивалась экспертами в 1,35 млрд долл., а доля в глобальной экономике составляла около 3%. В США, где рынок СМИ и развлечений наиболее развит по сравнению с другими странами, его доля в экономике достигала 4,4%. Безусловно, столь прочное положение этого сегмента экономики объясняется высокими расходами на рекламу в СМИ.
Объяснение этих фактов очевидно: рост мировой экономики неизбежно приводит к увеличению расходов на рекламу. Масс-медиа используются рынком путем встраивания в системы реализации товаров и услуг, в маркетинговые стратегии производителей, причем ориентируются они не столько на политические и культурные потребности общества, сколько на нужные рекламодателям потребительские запросы целевых аудиторий. В результате, СМИ стали индустрией, организующей – наряду с процессом производства и распространения содержания – доставку рекламы от рекламодателей потребителям. Для достижения этой индустрией максимальной эффективности, для сохранения подлинно массовой аудитории необходима интеграция прежде разделенных сегментов – масс-медиа и развлечений. Особую роль в ней играют электронные СМИ, поскольку для их обслуживания возникает мощный производящий сектор – звукозаписывающие студии, киностудии, продюсерские компании, синдикаты, фото-службы и т.п. Создавая относительно дешевые контент-продукты, этот сектор усиливает процесс коммерциализации медиасодержания, его развлекательного характера. Экономика, ориентированная на потребление, объективно стимулирует движение СМИ в сторону индустрии развлечений.
Во-вторых, в результате технологического прогресса появились новые платформы потребления и новые каналы доставки медиасодержания, основанные на цифровых мобильных технологиях. Домашний компьютер стал одновременно и центром развлечений, и центром доступа к журналистским материалам. Сегодня он используется для получения интернет-СМИ, видеоигр, покупки мелодий, загрузки и просмотра кино, заказа фильмов в режиме онлайн для доставки почтой, загрузки телепрограмм, покупки книг в традиционном и электронном формате, чтения электронных книг (э-книг). Параллельно с этим современный компьютерный пользователь может производить и размещать собственный контентв интернете, что для многих медийных непрофессионалов является, конечно же, хобби, деятельностью свободного времени. В результате медиаиндустрия все чаще рассматривает современные технологические платформы как основу нового образа жизни, в котором потребление и производство цифровых СМИ становится ключевой формой досуга. При этом интересы рекламодателей, ищущих более эффективных и узких каналов доступа к целевым аудиториям, удовлетворяются несравненно лучше.
В-третьих, в ходе процесса модернизации во многих экономически развитых странах мира после Второй мировой войны наблюдалось постоянное падение интереса избирателей к политике на фоне роста интереса к профессиональной карьере и личной жизни. Социологи назвали этот процесс общественным сдвигом в сторону индивидуализации1. Но он также не мог не сказаться на информационных потребностях аудитории. Ее прагматические запросы на специализированный, с одной стороны, и общеразвлекательный медиаконтент – с другой, стали расти, что способствовало параллельным процессам становления сегмента специализитрованных СМИ (B2B, business-to-business) и усиления развлекательных стратегий в деятельности универсамльных массовых масс-медиа.
Таким образом, современные масс-медиа, став в результате общих для многих стран экономических и социальных процессов частью индустрии свободного времени и развлечений, демонстрируют определенные изменения в природе и функциях СМИ, связанные с усилением их рекреационной функции.
- Современная социальная типология в зеркале прессы
- 2. Социальный портрет – современное бытование жанра
- Человек и обстоятельства социальной жизни.
- 4. Феномен успеха в трактовке современной прессы
- 5 Духовные ценности и печать. Моральная тема.
- 6. Ценности культуры и журналистика
- 8 КоммерсантЪ
- Издательский дом "Коммерсантъ". Справка
- "Качественная" журналистика и приятие этического кодекса для журналистов
- 14. Проблемы качества информации в массовых сми
- 15. Качественная журналистика и современные информационные технологии.
- 16. Эффективность и качество массовой информации в период предвыборной агитации
- 17. Рекреативные потребности личности и журналистика
- Детская пресса в системе социализации
- 27. Радиожурналистика в медиапространстве
- 28 Тележурналистика в медиапространстве
- В начало
- В начало
- В начало
- В начало
- В начало
- 29. Эволюция жанров современных электронных сми
- 31. Основные этапы допечатной подготовки изданий
- Допечатная подготовка