Поэзия Пушкина. Новаторство прозы и драмматургии
Поэтическое богатство А.С. Пушкина велико и разнообразно. Пушкин стал сочинять первые стихи еще в возрасте 8 лет. Чаще всего они носили сатирический характер и показывали образы близких людей и учителей поэта. Пушкин по мере взросления, особенно в лицейские годы, начинает очень много писать. Он придерживается строгих классических традиций, использует проверенные образы и склад стиха.
Участие в литературном объединении «Арзамас», где юноша мог общаться со своими товарищами и перенимать опыт старшего поколения, не прошло напрасно. Пушкин достигает своего совершенства и дебютирует на страницах журнала. После выпуска он полностью отдается поэзии, постоянно находя новые образы и мотивы. Это время наполнено либеральными стихами, ставшими запретными в России. Ссылка и всевозможные путешествия принесли новый виток вдохновения. Александр Пушкин начинает обращать внимание на экзотическую природу, подробно описывая неизведанные края, на быт местных жителей. Стихотворения и поэму Пушкина насыщенны природными описаниями, он замечает то, что для многих является обыденным и привычным. Но для глаза и воображения писателя – это новые мотивы в его лирике. Кавказские красоты можно найти в его творениях «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» и др.
Богатство и красоту русской природы поэт начинает замечать в Михайловском, где он проводит много времени, общаясь с крестьянами. В поэзию писателя входят великолепные пейзажи с русскими березами, полями и лесами. Неповторимость всего этого Александр Сергеевич описывает в «Евгении Онегине».
Поэзия Пушкина – это постоянный поиск новых впечатлений, образов и мотивов. Он умело использует рифмы и средства выражения, грамотно организует строй стихотворения. Добавляет свежие темы в лирику. Особенно популярной у Пушкина становится тема малой родины. Отдельное место отводится любовной поэзии автора. В строчках стихотворений, посвященных женщине, звучит все его чувство и страсть, мечты и страдания. Нежные образы любимых женщин обожествляются Пушкиным. Глубоким проникновенным чувством наполнены стихотворения, посвященные друзьям Пушкина. В такой лирике есть и скорбь утраты, и искреннее доверие, и совет. Пушкин при помощи слова и особого ритма выражает свои эмоции. Читая его стихотворения, можно услышать шум рощи и шорох осенних листьев, тарахтение экипажа и стук сердца, капли дождя по стеклу и нежное воркованье голубей.
Александр Пушкин написал большое количество самых разнообразных произведений. В его творчестве много поэтических трудов, есть прозаические рассказы и романы, а также сказки и исторические и литературные статьи. Стоит отметить, что изначально творческая мысль Пушкина больше тяготеет к лирике и стихотворениям. Именно в четкой и многогранной поэзии выражается вся широта его натуры и воображения, личности и эмоциональности. Одной лишь строчкой Пушкин умел рассказать самое важное и ценное для него, раскрыть свое отношение к другу или чувство к женщине.
Лирикой поэт занимался с самого детства, поэтому его поэзия наиболее отработана и отчетлива. Этого нельзя сказать о прозаических произведениях автора. Однозначно для себя он решил, что нужно упражняться и в создании рассказов и романов, написанных не в стихотворной форме. А с 1830 года Пушкин начал приводить это желание в действительность. Первые его попытки в прозе не принесли большого успеха, как это было в поэзии. Пушкин подолгу просиживает над каждым своим творением, чтобы довести его до идеала. Но все равно остается какая-то недосказанность, простота и строгие стилистические рамки. Пушкин при этом не собирается сдаваться, он стремиться достичь в прозе такого же совершенства, как и в лирике.
В своих прозаических произведениях Александр Сергеевич берет за пример французских классиков и старается сделать нечто подобное. Начало художественной прозе автора положил «Арап Петра Великого», который не был закончен. В этом произведении Александр, основываясь на исторических материалах, хотел рассказать о своем прадеде Ганнибале. В Болдино Пушкин пишет знаменитые короткие рассказы, которые назвал «Повести Белкина». Эти повести становятся маленькими историями, которые происходили на глазах рассказчика Белкина. Эти произведения не стали чем-то выдающимся, что могло бы заострить внимание общественности на Пушкине-прозаике.
Выделяется только рассказ «Пиковая дама», где можно проследить определенный конфликт и характеры героев. Социальную тему поднимает Пушкин в романе «Дубровский». Вырисовывая молодого человека, дворянина, который может по праву называться русским Робин Гудом, с одной стороны, и тирана помещика – с другой, Пушкин организовывает конфликт и строит сюжет. Но удачнейшим произведением поэта была признана «Капитанская дочка», где Пушкин проявил себя как прозаик.
Помимо поэзии Пушкина занимало так же написание драматических произведений. Начал автор писать свои драмы еще в детстве. Первоначально драматические произведения носили романтический характер, были больше юмористическими и не наполнены глубоким смыслом. В лицейские годы и после окончания учебы Пушкин, охваченный революционным порывом и либеральными идеями, стремится отразить это и в своих драматических текстах. Однако произведения этих лет не имеют значительного веса, считаются критиками достаточно слабыми. Постепенно Пушкин пытается совершенствоваться в этом виде литературного искусства. Одну за другой он создает свои драмы, наполняя их великим смыслом и содержанием.
Так, в 1825 г. появляется «Борис Годунов», который стал итогом труда над историческими документами, рассказывающими о событиях при правлении Ивана Грозного. Неслучайно на основе драмы Пушкина была поставлена одноименная опера. Борис Годунов также очень активно ставится в театрах страны. Дальнейшие изыскания Пушкина в драматическом жанре вылились в цикл небольших произведений, которые автор назвал «Маленькие трагедии».
Разнообразие сюжетных линий, многочисленные герои со своими проблемами и исторические предпосылки позволили создать уникальные произведения трагедийного характера. При написании «Маленьких трагедий» Пушкин в первую очередь основывается на опыте зарубежных драматургов, он делает переводы их текстов, которые творчески обрабатывает, берет некоторые идеи, которые переносит в российскую реальность. Характеры героев в драматических произведениях очень просты с одной стороны, но в то же время они наполнены значительным содержанием. Эти пьесы Пушкина пользуются популярностью у театральных режиссеров. Многие из произведений обрабатываются на современный лад, где диалоги заменяются другими способами выражения чувств и характера. Остается неизменным только трагедийное начало таких постановок.
Однако на театральных подмостках появляются не только чистые драматические произведения русского классика. Многие его повести тоже заслуживают внимания режиссеров. К сценическим постановкам были приспособлены и некоторые пушкинские рассказы из «Повестей Белкина», а также известные поэмы автора. «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Домик в Коломне», «Бахчисарайский фонтан» - ряд произведений, на которые были созданы театральные сценарии, можно продолжать бесконечно.
- 2. Романтизм в славянских литературах. Черты, национальное своеобразие, представители (на литературных примерах).
- Модернизм в славянских литературах. Характеристика течений. Литературные примеры из любых славянских литератур.
- Авангардизм в славянских литературах. Характеристика течений. Литературные примеры из любых славянских литератур.
- Постмодернизм в славянских литературах. Отличительные черты и своеобразие (на материале литературных произведений писателей любой из славянских стран).
- 6. Русская литература первой половины хіх века. Общая характеристика.
- Реализм в русской литературе хіх – хх веков. Этапы развития, представители.
- Поэзия Пушкина. Новаторство прозы и драмматургии
- Место м.Ю.Лермонтова в истории мировой литературы.
- Новаторство н.В.Гоголя - писателя.
- 11. Русский роман второй половины 19 века
- 12. Ф.М. Достаевский роман «Бра́тья Карама́зовы»
- 14. Анализ одного из романов л.Н.Толстого.
- 15. Российская драматургия 19 в.
- 16. Русская литература і половины хх века. Общая характеристика литературного процесса.
- 17. Поэзия «серебряного века»: особенности развития, представители, анализ творчества одного из поэтов (на выбор).
- 18. Художник и эпоха. Творческая и личная судьба в. Маяковского
- 19. Русская литература второй половины хх века. Общая характеристика литературного процесса.
- 20. «Тихий Дон» м.А.Шолохова. История, человек, народ в романе.
- 21. Русская сатира 20 века. (Ильф и Петров «12 стульев»)
- 22. Изображение Великой Отечественной войны в русской литературе (на литературных примерах).
- 24. Современная славянская поэзия. Проблематика, имена, анализ творчества одного из поэтов любой из славянских стран.
- 25. Современная славянская драматургия. Проблематика, имена, анализ пьес 1 – 2 авторов.
- 26. Современная славянская проза. Направления, представители, анализ произведений двух авторов.
- 29. Анализ творчества одного из польских писателей.
- 32. Анализ творчества одного из чешских писателей.
- 33. Анализ творчества одного из сербских писателей.