Место м.Ю.Лермонтова в истории мировой литературы.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — поэт совсем другой эпохи. Под эпохой следует понимать как политическое время, так и дальнейшее литературное развитие.
Тридцатые годы, в которые укладывается творчество Лермонтова, — эпоха сомнений, отрицания, тревожных размышлений о будущем. Хронологические рамки этого периода раздвинуты и начинаются после поражения восстания декабристов, когда вечный вопрос российской действительности "что делать?" потребовал иного ответа. Ответ формулируется как неприемлемость окружающего или его отрицание. Через отрицание начинался новый путь к философским и политическим проектам. Первым на тот путь вступил Лермонтов.
Литературная характеристика тридцатых годов связывается с утверждением в литературе реализма, но Лермонтов в своем творчестве до конца дней сочетал романтическую и реалистическую ориентацию, они не мешали — они дополняли друг друга. В этом плане творчество Лермонтова — уникальный образец русской литературы. Лермонтов — гениальный художник, создавший шедевры в поэзии, прозе, драматургии. После Пушкина такого всеобъемлющего таланта, как Лермонтов в русской литературе XIX в. не было.
Лирика Лермонтова условно делится на два периода — юношеский (1828-1834) и зрелый (1835-1841). Особенностью его лирической поэзии является ярко выраженный индивидуализированный характер лирического героя, по определению Белинского - внутреннего человека. Это романтик по характеру взаимоотношений с окружающим миром. В поисках идеала он обращается к общеизвестным образцам (Байрон), но очень скоро определяет свою непохожесть, иную избранность. Любовная тема решается трагически, дружеская отсутствует. Размышления о жизни приводят к представлениям об одиночестве. Именно тема одиночества становится у Лермонтова главной, отличает его поэзию от творчества Пушкина, проходит эволюцию от чисто романтического решения к реалистическому осмыслению. Необходимо обратить внимание на характерное обстоятельство: в основе конфликта с жизнью романтически настроенного героя лежит российская действительность, ее " черный год«. Постепенно романтические переживания попадают под контроль реальной действительности. Этим объясняется возрастающее трагическое начало лирической поэзии Лермонтова. В отличие от Баратынского, в лирике Лермонтова нет скептицизма и пессимизма. Внутренний человек, находясь в полном одиночестве, зная свой трагический финал, не останавливается в движении, в развитии, он по-своему высоким смыслом наполняет нравственные ценности.
Идеалы внутреннего человека недосягаемо прекрасны в понимании общественных отношений («Отрывок»: Теперь я знаю — пышный свет не для людей был сотворен), в утверждении «странной любви» к отечеству, в анализе любовного чувства. (Мне грустно, потому что я тебя люблю), в требовании счастья (Когда волнуется желтеющая нива).
Внутренний человек принимает облик поэта, и тогда Лермонтов прямо говорит о непонимании его обществом. " Пророк" Лермонтова продолжает путь пушкинского Пророка, поэта, и с этого пути не сойдет.
В лирике Лермонтова рядом с внутренним человеком появляется герой, которого не было ни в предшествующей русской поэзии, ни у современников поэта. Исследователь Д. Максимов называет его " простым человеком" (Сосед, Соседка, Казачья колыбельная песня, Бородино, Завещание). Его присутствие — свидетельство демократических тенденций лермонтовского творчества. С этим связана оценка его Достоевским как возможного "печальника горя народного".
Новаторской чертой лермонтовской поэтики стал оформившийся в лирике образ, позже названный образом — символом. Неслучайно русские символисты ведут свое происхождение от его творчества. Параллелизм воспроизведения чувства и состояния природы, начинающийся с фольклора, становится у Лермонтова основой лирического образа. Следует обратить внимание на проявление этой особенности уже в ранней лирике поэта ("Парус" — 1832). Образ — символ создай в следующих стихотворениях: Утес, На севере диком..., Тучки небесные и т. д.
Помимо характеристики лирики Лермонтова с точки зрения присутствия в ней лирического персонажа возможно исследование ее мотивов. К ним относятся свобода и воля, память и забвение, обман, мщение, покой, земля и небо, библейские мотивы и т. д. Мотивы эти взаимосвязаны, переплетены, просвечивают один через другой, но каждый представляет грань художественного мира поэта и звено в общей эволюции мотивов русской лирики XIX в. Основной пафос поэзии Лермонтова, по словам Белинского, заключается в нравственных вопросах, о судьбах и правах человеческой личности. Поэзия такого содержания бессмертна и всегда востребована.
- 2. Романтизм в славянских литературах. Черты, национальное своеобразие, представители (на литературных примерах).
- Модернизм в славянских литературах. Характеристика течений. Литературные примеры из любых славянских литератур.
- Авангардизм в славянских литературах. Характеристика течений. Литературные примеры из любых славянских литератур.
- Постмодернизм в славянских литературах. Отличительные черты и своеобразие (на материале литературных произведений писателей любой из славянских стран).
- 6. Русская литература первой половины хіх века. Общая характеристика.
- Реализм в русской литературе хіх – хх веков. Этапы развития, представители.
- Поэзия Пушкина. Новаторство прозы и драмматургии
- Место м.Ю.Лермонтова в истории мировой литературы.
- Новаторство н.В.Гоголя - писателя.
- 11. Русский роман второй половины 19 века
- 12. Ф.М. Достаевский роман «Бра́тья Карама́зовы»
- 14. Анализ одного из романов л.Н.Толстого.
- 15. Российская драматургия 19 в.
- 16. Русская литература і половины хх века. Общая характеристика литературного процесса.
- 17. Поэзия «серебряного века»: особенности развития, представители, анализ творчества одного из поэтов (на выбор).
- 18. Художник и эпоха. Творческая и личная судьба в. Маяковского
- 19. Русская литература второй половины хх века. Общая характеристика литературного процесса.
- 20. «Тихий Дон» м.А.Шолохова. История, человек, народ в романе.
- 21. Русская сатира 20 века. (Ильф и Петров «12 стульев»)
- 22. Изображение Великой Отечественной войны в русской литературе (на литературных примерах).
- 24. Современная славянская поэзия. Проблематика, имена, анализ творчества одного из поэтов любой из славянских стран.
- 25. Современная славянская драматургия. Проблематика, имена, анализ пьес 1 – 2 авторов.
- 26. Современная славянская проза. Направления, представители, анализ произведений двух авторов.
- 29. Анализ творчества одного из польских писателей.
- 32. Анализ творчества одного из чешских писателей.
- 33. Анализ творчества одного из сербских писателей.