logo
аргументы

Проблема прав и обязанностей человека

*Известный писатель и публицист А. Солженицын писал: «Человеческая свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу».

Проблема ответственности.

*В «Борьбе за огонь» Рони пишет о мальчике, которому поручили охранять огонь. Огонь погас, так как ребёнок заснул. Племя стало обречено на холод, голод, может быть , гибель. Автор считает, что только человек, способный поступиться своими интересами, достоин высокого права отвечать за других.

*Известный публицист Д.С. Лихачёв отмечал, что «отвечать за других — это значит уметь отвечать за самого себя». Автор сравнивает нашу Землю с космическим кораблём, а нас — с его командой, от слаженной работы которой зависит очень многое. Ответственность за планету человек не может передать никому, так как только он один наделён силой разума.

Проблема совести

*Одна из героинь повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» вспоминает главный из заветов отцов: «Главное, чтоб совесть иметь и от совести не терпеть».

*В «Пожаре» В. Распутина рассказывается о племени архаровцев, пожирающих духовные ценности великого народа, уже теряющего представление о добре и справедливости, о правде и лжи.

*Известный учёный, публицист Д.С. Лихачёв считал, что никогда нельзя позволять себе идти на компромисс с совестью, пытаться найти оправдание лжи, воровству и т.д.

* К. Акулинин рассказал об одном из случаев своей жизни, когда он хотел пройти без очереди к врачу, заплатив медсестре, но доверчивые глаза ребёнка пробудили совесть в душе героя, и он понял, что нечестно решать свои проблемы за счёт других людей.

Проблема духовности

По мнению известного публициста С. Соловейчика, многие путают это понятие с интеллигентностью, воспитанностью, образованностью. Духовность – это сила духа, стремление к добру, правде. Посещение театров, чтение книг, к сожалению, не всегда бывает полезным для души некоторых людей.

Е. Богат считает, что «духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой».

Проблема хамского отношения к окружающим (или (не)достойного поведения в обществе)

*В одном из своих произведений известный писатель и публицист С. Довлатов рассказал о случае, произошедшем с ним в нью-йоркском метро, когда хулиганы зашли в вагон и стали нарушать порядок. И лишь один из пассажиров не побоялся высказать им своё недовольство и выгнать их на ближайшей остановке.

* В рассказе «Бессилие» Ю. Бондарев повествует о двух молодых людях, столкнувшихся на улице. Один ударил в плечо другого, второй был не робок, но страх перед волей более храброго противника остановил его дать отпор. Автор делает вывод, что оба они, победитель и побеждённый, в коротком уличном бою первобытных самолюбий, предстали жалкими, ничтожными особями мужского пола.

* Ю. Бондарев в рассказе «Красавица» дал оценку поведению некрасивой, на первый взгляд, девушке и щёголю- парню, пригласившему её на танец, чтобы выставить её на посмешище. Героиня приняла вызов красавчика. Автор пишет, что гордый взгляд преобразил её в красавицу. Писатель восхищается человеком, сумевшим противостоять низости, подлости, не уронив своего достоинства.

Проблема противостояния злу, агрессии

Известный писатель, публицист В. Солоухин рассказал историю долгой вражды двух соседок. В ответ на агрессию каждая из них отвечала новым злым поступком. В ходе этой войны погибли петух одной и котёнок другой. Автор пишет, что крупица зла породила горошину зла, горошина породила орех, орех – яблоко. И вот накопился океан зла, где может потонуть всё человечество». Одна из них приняла верное решение – пойти с миром к соседке. Мир воцарился в доме. Следовательно, злу может противостоять только добро.

Христианская заповедь гласит: «Ударили по одной щеке – подставь другую». Только тогда ты помогаешь излечиться ударившему тебя.

Проблема нравственной деградации личности

*Историю нравственного распада личности Андрея Гуськова рассказывает В. Распутин в повести «Живи и помни». Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, отправился не в свою часть, а воровски пробравшись в село, стал дезертиром.

*Ч. Айтматов в «Плахе» писал о нравственном падении обер-кандаловцев и анашистов.

Проблема влияния религии на жизнь человека

В повести А.С. Пушкина «Метель» главная героиня Марья Гавриловна, научившись жить в соответствии с Божьими заповедями, становится счастливой. Её взаимная любовь с Бурминым является для обоих Божьим даром.

Главная мысль романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проста и ясна. Она есть воплощение шестой Божьей заповеди – «не убий». Автор доказывает невозможность совершения преступления по совести на примере истории Родиона Раскольникова.

Проблема христианской нравственности

Д. Орехов в книге «Будда из Бенареса» рассказывает об учении, о переселении душ, о волшебном мире древнеиндийской духовности.

Проблема добра и зла

*В «Белых одеждах» В. Дудинцев пытался ответить на вопрос: как распознать добро и зло, как отличить белые одежды добра от маскхалата, наброшенного поверх зла.

Проблема восприятия окружающего мира человеком

В повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» главный герой И.Шухов, несмотря на все трудности своего положения, живёт и радуется жизни. Он не променял свои духовные идеалы на чужую тарелку еды или валенки.