Проблема прав и обязанностей человека
*Известный писатель и публицист А. Солженицын писал: «Человеческая свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу».
Проблема ответственности.
*В «Борьбе за огонь» Рони пишет о мальчике, которому поручили охранять огонь. Огонь погас, так как ребёнок заснул. Племя стало обречено на холод, голод, может быть , гибель. Автор считает, что только человек, способный поступиться своими интересами, достоин высокого права отвечать за других.
*Известный публицист Д.С. Лихачёв отмечал, что «отвечать за других — это значит уметь отвечать за самого себя». Автор сравнивает нашу Землю с космическим кораблём, а нас — с его командой, от слаженной работы которой зависит очень многое. Ответственность за планету человек не может передать никому, так как только он один наделён силой разума.
Проблема совести
*Одна из героинь повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» вспоминает главный из заветов отцов: «Главное, чтоб совесть иметь и от совести не терпеть».
*В «Пожаре» В. Распутина рассказывается о племени архаровцев, пожирающих духовные ценности великого народа, уже теряющего представление о добре и справедливости, о правде и лжи.
*Известный учёный, публицист Д.С. Лихачёв считал, что никогда нельзя позволять себе идти на компромисс с совестью, пытаться найти оправдание лжи, воровству и т.д.
* К. Акулинин рассказал об одном из случаев своей жизни, когда он хотел пройти без очереди к врачу, заплатив медсестре, но доверчивые глаза ребёнка пробудили совесть в душе героя, и он понял, что нечестно решать свои проблемы за счёт других людей.
Проблема духовности
По мнению известного публициста С. Соловейчика, многие путают это понятие с интеллигентностью, воспитанностью, образованностью. Духовность – это сила духа, стремление к добру, правде. Посещение театров, чтение книг, к сожалению, не всегда бывает полезным для души некоторых людей.
Е. Богат считает, что «духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой».
Проблема хамского отношения к окружающим (или (не)достойного поведения в обществе)
*В одном из своих произведений известный писатель и публицист С. Довлатов рассказал о случае, произошедшем с ним в нью-йоркском метро, когда хулиганы зашли в вагон и стали нарушать порядок. И лишь один из пассажиров не побоялся высказать им своё недовольство и выгнать их на ближайшей остановке.
* В рассказе «Бессилие» Ю. Бондарев повествует о двух молодых людях, столкнувшихся на улице. Один ударил в плечо другого, второй был не робок, но страх перед волей более храброго противника остановил его дать отпор. Автор делает вывод, что оба они, победитель и побеждённый, в коротком уличном бою первобытных самолюбий, предстали жалкими, ничтожными особями мужского пола.
* Ю. Бондарев в рассказе «Красавица» дал оценку поведению некрасивой, на первый взгляд, девушке и щёголю- парню, пригласившему её на танец, чтобы выставить её на посмешище. Героиня приняла вызов красавчика. Автор пишет, что гордый взгляд преобразил её в красавицу. Писатель восхищается человеком, сумевшим противостоять низости, подлости, не уронив своего достоинства.
Проблема противостояния злу, агрессии
Известный писатель, публицист В. Солоухин рассказал историю долгой вражды двух соседок. В ответ на агрессию каждая из них отвечала новым злым поступком. В ходе этой войны погибли петух одной и котёнок другой. Автор пишет, что крупица зла породила горошину зла, горошина породила орех, орех – яблоко. И вот накопился океан зла, где может потонуть всё человечество». Одна из них приняла верное решение – пойти с миром к соседке. Мир воцарился в доме. Следовательно, злу может противостоять только добро.
Христианская заповедь гласит: «Ударили по одной щеке – подставь другую». Только тогда ты помогаешь излечиться ударившему тебя.
Проблема нравственной деградации личности
*Историю нравственного распада личности Андрея Гуськова рассказывает В. Распутин в повести «Живи и помни». Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, отправился не в свою часть, а воровски пробравшись в село, стал дезертиром.
*Ч. Айтматов в «Плахе» писал о нравственном падении обер-кандаловцев и анашистов.
Проблема влияния религии на жизнь человека
В повести А.С. Пушкина «Метель» главная героиня Марья Гавриловна, научившись жить в соответствии с Божьими заповедями, становится счастливой. Её взаимная любовь с Бурминым является для обоих Божьим даром.
Главная мысль романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проста и ясна. Она есть воплощение шестой Божьей заповеди – «не убий». Автор доказывает невозможность совершения преступления по совести на примере истории Родиона Раскольникова.
Проблема христианской нравственности
Д. Орехов в книге «Будда из Бенареса» рассказывает об учении, о переселении душ, о волшебном мире древнеиндийской духовности.
Проблема добра и зла
*В «Белых одеждах» В. Дудинцев пытался ответить на вопрос: как распознать добро и зло, как отличить белые одежды добра от маскхалата, наброшенного поверх зла.
Проблема восприятия окружающего мира человеком
В повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» главный герой И.Шухов, несмотря на все трудности своего положения, живёт и радуется жизни. Он не променял свои духовные идеалы на чужую тарелку еды или валенки.
- Раздел 1 Нравственные проблемы
- 1. Проблемы
- 2. Утверждающие тезисы
- 3. Цитаты
- 4. Аргументы Самопожертвование. Любовь к ближнему.
- Сострадание и милосердие. Чуткость
- Черствое и бездушное отношение к человеку
- Проблема нравственного выбора в сложных жизненных ситуациях
- Проблема нравственной брезгливости
- Проблема сохранения в современном мире понятия «честь»
- Проблема быстротечности человеческого счастья
- Раздел 2 Люби и защищай родину
- Человек не может без своей родины
- Проблема героической борьбы народа за свою независимость
- Проблема героизма в годы Великой Отечественной войны
- Раздел 3 Поиск смысла жизни
- 1. Проблемы
- 111. Цитаты
- IV. Аргументы Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье
- Ложные ценности
- Проблема свободолюбия
- Раздел 4 Всё во имя человека
- 1. Проблемы
- 11. Утверждающие тезисы
- III. Цитаты
- IV. Аргументы у каждого в руках судьба мира
- Роль личности в истории
- Человек и природа
- Роль природы в жизни человека
- Проблема восприятия мира животных человеком
- Проблема отношения человека к животным
- Проблема экологической катастрофы
- Проблема материнства
- Проблема немилосердного отношения взрослых к ребёнку
- Жизнь и судьба женщин
- Проблема человеческой ограниченности
- Раздел 5 Мировая художественная культура
- 1. Проблемы
- 11. Утверждающие тезисы
- III. Цитаты
- IV. Аргументы
- Проблема истинного и ложного интереса человека к культуре
- Влияние искусства, культуры на человека
- Проблема истинности искусства
- Проблема этических аспектов клонирования человека
- Проблема видеть прекрасное в обыденном
- Проблема отношения к родному языку
- Проблема будущего книги
- Роль книги в жизни человека
- Раздел 6 Научно-технический прогресс
- Научный прогресс и нравственные качества человека
- Законы общественного развития. Человек и власть
- Человек и познание
- Проблема истинной и ложной образованности
- Проблема своевременного получения образования
- Роль телевидения в жизни человека
- Проблема злоупотребления компьютером
- Проблема развития науки и техники
- Проблема отцов и детей
- Проблема нестандартного духовного поиска современных молодых людей
- Проблема детской преступности
- Раздел 7 Историческая память
- 1. Проблемы
- II Утверждающие тезисы
- 111. Цитаты
- IV. Аргументы
- Проблема нравственных уроков истории
- Роль личности в истории
- Раздел 8 Человек и общество
- 1. Проблемы
- IV. Аргументы Честь - бесчестие. Верность - предательство
- Роль примера. Воспитание человека
- Проблема влияния личности учителя на формирование характера учащихся
- Проблема прав и обязанностей человека
- Проблема взятничества, казнокрадства, беззакония чиновников
- Проблема взаимоотношений народа и власти
- Проблема роли интеллигенции в обществе
- Проблема одинокой старости
- Проблема нравственного здоровья нации
- Проблема единства народов и культур