Человек и природа
1) Почему так получилось, что в Древнем Риме стало чрез мерно много обездоленных бедствующих «пролетариев»? Ведь в Рим стекались богатства со всей ойкумены, а местная знать купалась в роскоши и безумствовала от излишеств.
Большую роль в обеднении земель метрополии сыграли два фактора: истребление лесов и истощение почв. В результате мелели реки, снижался уровень грунтовых вод, развивалась эрозия земель, уменьшались урожаи. И это - при более или менее постоянном росте населения. Ужесточался, как мы теперь говорим, экологический кризис.
2) Бобры строят поразительные жилища для потомства, но их деятельность никогда не превращается в истребление той биомассы, без которой и им - конец. Человек же на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя потребностей своего производства он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты. Ведь Сахара и Кара Кумы - очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свидетельством тому является загрязнение Мирового океана? Человек лишает самого себя в ближайшем будущем последних не обходимых ресурсов питания.
3) В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши первобытные предки обожествляли животных, считали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относились к кошкам, за убийство этого священного животного полагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверенная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Многим такое почтение к животным покажется нелепым суеверием, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кровного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.
4) Нередко именно природа дает людям уроки доброты. Известный ученый вспоминал случай, который надолго врезался ему в память. Однажды он, прогуливаясь с женой по лесу, увидел лежащего в кустах птенца. Возле него тревожно металась какая-то большая птица с ярким оперением. Люди увидели дупло в старой сосне и положили туда птенца. После этого в течение нескольких лет благодарная птица, встречая в лесу спасителей своего птенца, радостно кружила над их головами. Читая эту трогательную историю, задумываешься о том, всегда ли мы проявляем столь искреннюю признательность тем, кто помог нам в трудную минуту.
5) В русских народных сказках часто прославляется бескорыстие человека. Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца - положит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь - этому учит народная мудрость.
6) Разразившиеся над американским континентом смерчи принесли людям бесчисленные бедствия. Что же вызвало эти природные катаклизмы? Ученые все больше склоняются к тому, что это результат необдуманной деятельности человека, который зачастую игнорирует законы природы, считает, что она призвана обслуживать его интересы. Но за такое потребительское отношение человека ждет жестокая расплата.
7) Вмешательство человека в сложную жизнь природы может привести к непредсказуемым последствиям. Один известный ученый решил привести в свой регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым условиям и скоро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, освоились, наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей.
8) Глобальное потепление, о котором все настойчивее говорят в последнее время, чревато катастрофическими последствиями. Но не все задумываются о том, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нарушает устойчивое равновесие природных циклов. Не случайно ученые все больше говорят о разум ном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека.
9) Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предупреждение всему человечеству, которое хищнически грабит при роду.
10) Один за другим исчезают на земле целые виды животных, птиц, растений. Испорчены реки, озера, степи, луга, даже моря.
В обращении с природой человек похож на дикаря, который, чтобы добыть кружку молока, убивает корову и взрезает ей вымя вместо того, чтобы кормить, холить и получать того же молока ведро каждый день.
11) Недавно некоторые западные специалисты предложили сбрасывать радиоактивные отходы в глубины океана, полагая, что там они окажутся навеки законсервированными. Но своевременно проведенные океанологами работы показали, что активное вертикальное перемешивание воды oxвaтывает всю толщу океана. Значит, радиоактивные отходы непременно распространятся по всему Мировому океану и, следовательно, заразят атмосферу. К каким неисчислимым вредным по следствиям это привело бы, ясно и без всяких дополнительных примеров.
12) В Индийском океане есть маленький остров Рождества, на котором иностранные компании добывают фосфаты. Люди вырубают тропические леса, экскаваторами срезают верхний слой почвы и вывозят ценное сырье. Остров, некогда покрытый пышной зеленью, превратился в мертвую пустыню с торчащими, словно гнилые зубы, голыми скалами. Когда тракторы соскоблят последний килограмм почвы, насыщенной удобрением. Людям на этом острове делать будет нечего. Может быть, печальная судьба этого клочка суши среди океана отражает судьбу Земли, окруженный безбрежным океаном космоса? Может быть, и людям, варварски разграбившим родную планету, придется искать себе новое пристанище?
13) Обильно рыбой устье Дуная. Но рыбу добывают не только люди - ее промышляют и бакланы. Уже поэтому бакланы, конечно, птицы «вредные», И было принято решение уничтожить их в устье Дуная, чтобы увеличить уловы. Уничтожили ... А потом пришлось искусственно восстанавливать поголовье «вредных» птиц - хищников в Скандинавии и «вредных» бакланов в устье Дуная, потому что в этих районах начались массовые эпизоотии (инфекционные болезни животных, превышающие уровень обычной заболеваемости), погубившие огромное количество и птицы, и рыбы.
После этого с немалым опозданием, было установлено, что «вредители» питаются преимущественно больными животными и тем самым предупреждают массовые инфекционные заболевания ...
Этот пример лишний раз свидетельствует, насколько все сложно переплетено в окружающем нас мире и как осторожно нужно подходить к решению природных проблем.
14) Увидев червя, вымытого дождем на тротуар, доктор Швейцер клал его обратно в траву, а насекомого, барахтающегося в луже, вынимал из воды. «Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, я пытаюсь тем самым искупить часть вины человечества за совершенные им против животных преступления». По тем же причинам Швейцер выступал в защиту животных. В своем эссе, написанном в 1935 г. он призывал «быть добрыми по отношению к животным по тем же самым причинам, в силу которых мы добры к людям».
- Раздел 1 Нравственные проблемы
- 1. Проблемы
- 2. Утверждающие тезисы
- 3. Цитаты
- 4. Аргументы Самопожертвование. Любовь к ближнему.
- Сострадание и милосердие. Чуткость
- Черствое и бездушное отношение к человеку
- Проблема нравственного выбора в сложных жизненных ситуациях
- Проблема нравственной брезгливости
- Проблема сохранения в современном мире понятия «честь»
- Проблема быстротечности человеческого счастья
- Раздел 2 Люби и защищай родину
- Человек не может без своей родины
- Проблема героической борьбы народа за свою независимость
- Проблема героизма в годы Великой Отечественной войны
- Раздел 3 Поиск смысла жизни
- 1. Проблемы
- 111. Цитаты
- IV. Аргументы Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье
- Ложные ценности
- Проблема свободолюбия
- Раздел 4 Всё во имя человека
- 1. Проблемы
- 11. Утверждающие тезисы
- III. Цитаты
- IV. Аргументы у каждого в руках судьба мира
- Роль личности в истории
- Человек и природа
- Роль природы в жизни человека
- Проблема восприятия мира животных человеком
- Проблема отношения человека к животным
- Проблема экологической катастрофы
- Проблема материнства
- Проблема немилосердного отношения взрослых к ребёнку
- Жизнь и судьба женщин
- Проблема человеческой ограниченности
- Раздел 5 Мировая художественная культура
- 1. Проблемы
- 11. Утверждающие тезисы
- III. Цитаты
- IV. Аргументы
- Проблема истинного и ложного интереса человека к культуре
- Влияние искусства, культуры на человека
- Проблема истинности искусства
- Проблема этических аспектов клонирования человека
- Проблема видеть прекрасное в обыденном
- Проблема отношения к родному языку
- Проблема будущего книги
- Роль книги в жизни человека
- Раздел 6 Научно-технический прогресс
- Научный прогресс и нравственные качества человека
- Законы общественного развития. Человек и власть
- Человек и познание
- Проблема истинной и ложной образованности
- Проблема своевременного получения образования
- Роль телевидения в жизни человека
- Проблема злоупотребления компьютером
- Проблема развития науки и техники
- Проблема отцов и детей
- Проблема нестандартного духовного поиска современных молодых людей
- Проблема детской преступности
- Раздел 7 Историческая память
- 1. Проблемы
- II Утверждающие тезисы
- 111. Цитаты
- IV. Аргументы
- Проблема нравственных уроков истории
- Роль личности в истории
- Раздел 8 Человек и общество
- 1. Проблемы
- IV. Аргументы Честь - бесчестие. Верность - предательство
- Роль примера. Воспитание человека
- Проблема влияния личности учителя на формирование характера учащихся
- Проблема прав и обязанностей человека
- Проблема взятничества, казнокрадства, беззакония чиновников
- Проблема взаимоотношений народа и власти
- Проблема роли интеллигенции в обществе
- Проблема одинокой старости
- Проблема нравственного здоровья нации
- Проблема единства народов и культур