logo
курсак!!!!!

1.1 Определение и сущность колумнистики

Говоря о колонке (от англ. column – колонка), имеют в виду рубрику, закрепленную в газете либо в журнале за тем или иным постоянным автором, а под колумнистикой, в отличие от других форм эссеистики, понимают авторские высказывания по злободневным (и не только) темам, с определенной регулярностью, появляющиеся в одном и том же издании и размещающиеся, как правило, в одном и том же месте очередного газетного (или журнального) выпуска1.

Колумнистика или колумнист - термин в России достаточно новый, обозначающий журналиста или специалиста пишущего колонки, высказывающего свое мнение на свободные темы в произвольной форме2.

С оформительской точки зрения для колонки характерны определенная периодичность появления на страницах печатного издания, постоянное место в номере, точно установленный объем текста, оснащение публикации визуальными указателями на личность автора (прежде всего - его портретом). Однако у колонки есть и содержательные особенности. Они обусловливаются ярко выраженным авторским началом, которое проявляется либо в своеобразии осмысления автором интересующих его и аудиторию аспектов действительности, либо в текстовом представлении такого осмысления (сюжет и композиция текста, использование языковых средств), а лучше всего - на обоих уровнях познавательно-коммуникативной деятельности колумниста. Таким образом, колонка - это частный случай авторской рубрики в периодическом издании с учетом того, что авторский характер здесь распространяется и на смысловую составляющую материала.

Невозможно отнести тексты, публикуемые в колонках, к одному жанру ввиду разнообразия их внутренней формы: они явно различаются по всем применяемым обычно для идентификации жанра признакам (предмет - функция - метод). Вместе с тем вполне можно рассматривать жанры с точки зрения того, насколько они пригодны для использования в колумнистике. Наиболее продуктивны здесь типы журналистских текстов, которые по самой своей природе тяготеют к авторскому началу. Очевидно, что искать их меньше всего следует среди информационных жанров, в которых приоритетна фактографичность. В первую очередь, здесь нужно обратить внимание на комментарий и эссе - «самые авторские» жанры аналитической и художественной публицистики соответственно. Именно они наиболее частотны в колонках современных газет и журналов, именно к ним ближе всего оказывается описание жанра колонки у тех исследователей, которые склонны его выделять.

Среди жанров аналитической публицистики, кроме комментария, в колумнистике плодотворно используются обозрение и обзор. Банальным примером могут послужить публикации в пятничных номерах газеты «Известия» М. Соколова (обозрение) и И. Петровской (обзор). Авторское начало в их текстах проявляется и в отборе фактов/произведений, и в их интерпретации, и в организации повествования. Художественно-публицистический жанр фельетона обладает большим потенциалом для использования в авторских колонках, но, к сожалению, мало распространен в современной журналистике в целом. Приоритет авторского начала в колумнистике, разумеется, способен в известной степени трансформировать конструкцию того или иного жанра: сделать ее более свободной, спровоцировать жанровую диффузию (взаимопроникновение обозрения и фельетона у М. Соколова). Формат современных СМИ, нередко жестко ограничивающий журналиста в плане самовыражения, может обогатить жанровую палитру колумнистики. Колонка Д. Соколова-Митрича в интернет-газете «Взгляд» основана на «неиспользованных наблюдениях, впечатлениях, соображениях» и содержит среди прочего тексты, написанные в жанрах репортажа, корреспонденции, очерка (зарисовки).

Судя по отечественной практике, сложившейся еще в 1990-е годы, когда сам этот термин приобрел права гражданства в русском языке, можно выделить три основных типа колумнистов3:

1. В первом случае это публичные знаменитости, как правило, не владеющие специальными познаниями в той области, о которых они высказываются, но располагающие, по мнению редакции, кредитом доверия у публики; в силу чего их высказывания — по оценке теоретика журналистики С.А. Михайлова — «читаются и публикуются из-за имени, а не из-за того, что они говорят» (наряду с политиками, телевизионными звездами или звездами шоу-бизнеса, являющимися, как известно, авторитетами в любой сфере, в этой роли часто оказываются и достойные писатели, когда они неосторожно соглашаются говорить не о литературе, а о политике, экономике, праве и т.п.).

2. Во втором случае обязанности колумнистов исполняют присяжные остроумцы и/или авторы, обладающие опознаваемо ярким стилем и талантом занимательно говорить обо всем на свете и даже как бы ни о чем (таковы Александр Генис, Евгений Попов, Евгений Рейн, Виктор Шендерович или – наиболее выразительный пример — Лев Рубинштейн, какое-то время работавший в газете «Коммерсантъ», а затем ставший своего рода классиком разговорного жанра сначала в журнале «Итоги», а затем в «Еженедельном журнале»).

3. И наконец, в третьем случае, на роль колумнистов приглашаются признанные специалисты, эксперты — например, если разговор идет о литературе, это Александр Агеев (колонки в интернетовском «Русском журнале», газетах «Время МН», «Газета»), Андрей Немзер (сотрудничавший последовательно с такими изданиями, как «Независимая газета», газеты «Сегодня», «Время МН», «Время новостей»), Михаил Золотоносов (еженедельник «Московские новости»), Станислав Рассадин («Новая газета») или Лев Аннинский, побывавший колумнистом большого числа периодических изданий.

Итак, существует 3 типа колумнистов4:

1. Публичные знаменитости», как правило, не владеющие специальными познаниями в той области, о которых они высказываются, но располагающие, по мнению редакции, кредитом доверия у публики.

2. «Присяжные остроумцы» и/или авторы, обладающие опознаваемо ярким стилем и талантом, занимательно говорить обо всем на свете.

3. Признанные специалисты, эксперты.

Термин «колонка» сегодня используется в журналистской практике в трех значениях: во-первых, как особым образом оформленный столбец на газетной полосе, являющийся существенным приемом выделения материала при решении конкретных тактических задач – подборка информационных материалов, статистические сведения, цитаты, опросы и т.п.

Второе значение термина «колонка» – авторская рубрика. В данном случае колонка выполняет уже стратегические задачи – она вводит на газетную полосу имя – имя автора, привлекающего внимание аудитории. Важнейшая за-дача колонки такого рода – закрепить интерес определенного сегмента аудитории за автором как носителем определенной информации.

Третье значение термина «колонка» – особый жанр, формирующийся сегодня и актуализирующий личные переживания автора по конкретному поводу в виде демонстрации точки зрения субъекта высказывания.

В своем движении от рубрики к жанру колонка фактически повторила путь фельетона, рождение которого относят к 28 января 1800, когда в парижскую газету «Журналь де Деба» («Journal des Debats») был впервые вложен дополнительный листок (feuilleton), в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии, модные новости, шарады, даже романы («Парижские тайны» Э. Сю, «Три мушкетёра» А. Дюма), словом, неполитические, неофициальные материалы. С увеличением формата газеты фельетоном стали называть её «подвал». В свое время Даль определял фельетон как «отдел россказней в газете». Постепенно разнородные тексты, объединяемые одной только рубрикой, пришли к единой форме, обрели общие признаки и сейчас едва ли кто-то усомнится в том, что фельетон давно стал полноправным журналистским жанром.

Примерно то же самое происходило и с колонкой. Сначала в крайней колонке печаталась информация, на которую редакция газеты хотела обратить внимание. Это могли быть объявления, экстренные новости, официальные с-общения, однако постепенно содержание колонки смещается в сторону частной жизни. В XIX веке большим интересом читателей пользуются колонки сплетен, где публикуются сообщения о текущей жизни горожан – рождениях, свадьбах, помолвках, смертях, поездках, отпусках и проч. Колонка, таким образом, становится местом на полосе, где из регулярно публикуемых фрагментов формируется картина жизни частного человека, и выполняет некую бытописательскую функцию.

Затем в колонке-рубрике начинают концентрироваться тексты жанров с ярко выраженным авторским началом – комментарии, эссе, обзоры и обозрения, рецензии. А затем, под влиянием процессов жанровой диффузии, и гибридизации, изменения самосознания автора и читателя, а также новых тенденций в публицистике, когда интерес к отдельной личности усилился настолько, что стало возможным появление в прессе дневниковых жанров – формируется жанр колонки, фиксирующий переживания автора по тому или иному поводу в максимально личном, интимном, биографическом тексте.

Если попытаться обобщить свойства различных текстов, публикуемых под рубрикой «колонка», становится очевидным, что часть из них обладает совершенно определенными признаками, общими для всей группы и в то же время нехарактерными для других известных жанров.

Попытаемся определить эти признаки5:

1. Предмет колонки – личное переживание по конкретному поводу.

«Колонка – это жанр, когда человек рассказывает о том, что его беспокоит», – такое определение дает футбольный комментатор и колумнист нескольких спортивных изданий Василий Уткин. Уткин не теоретик, однако, в своем образном определении он передает смысловой стержень колонки: беспокойство автора.

Информационным поводом к написанию колонки может быть и единичный факт, и событие, и явление, и судьба, и характер, однако на первом месте всегда стоит именно то, как колумнист осмысливает этот повод, то, какие чувства и мысли рождает в нем тот или иной факт. Таким образом, предметом исследования в колонке опосредованно является сам субъект высказывания, ход его рассуждений, его мыслительный процесс.

2. Функция / целевая установка (зачем мы пишем текст): демонстрация точки зрения субъекта социальной практики в связи с возникшей ситуацией с целью обратить внимание аудитории не только на саму ситуацию, но и на характер ее оценки. В колонке Я становится объектом исследования.

Именно личность колумниста является основным смысловым ядром всего жанра – этим обусловлена такая особенность колумнистики, что колонку ведет, как правило, человек с именем – либо человек известный (писатель, политик), специалист в определенной области, чье мнение интересно само по себе, либо автор, обладающий ярким талантом говорить интересно обо всем и тогда на первый план выступает сам процесс демонстрации мнения.

3. Метод – образный анализ, то есть сочетание анализа (выявление взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценка, прогноз их развития) и художественного обобщения.

В этом смысле колонка занимает пограничную позицию между аналитическими и художественно-публицистическими жанрами в традиционной классификации, либо входит в группу исследовательско-образных жанров по классификации Л.Е. Кройчика.

4. Содержание.

По содержанию колонка – это цепочка фактов, событий или явлений, с которыми автор соприкасается непосредственно или которые представляются ему актуальными в данный момент, и рассуждений, которые рожают у него эти факты, события. В колонке автор избегает вымысла, он пишет лишь о том, что произошло на самом деле. Публицист предлагает нам свою точку зрения на окружающую действительность, а его статьи, таким образом, превращаются в не-опровержимые свидетельства эпохи и одновременно оригинальные художественные произведения.

Так как на первом плане выступает не факт, а отношение автора к нему, колонка становится жанром максимально интимным, где автор не боится самого себя сделать участником событий, рассказывая о глубоко личном опыте, личных впечатлениях и демонстрируя личное мнение. Автор колонки – это, безусловно, биографический автор.

5. Форма.

По своей форме колонка – это свободное повествование, вбирающее в себя элементы самых различных жанров, от заметки до эссе. Однако все эти элементы включены в повествование для того, чтобы усилить авторскую аргументацию, авторскую манеру письма, сохраняющуюся от колонки к колонке, максимально интимизировать повествование и, ведя читателя за ходом своих мыслей, сделать его соучастником повествования, собеседником.

Итак, в колонке грамматические формы и конструкции, а также приёмы их организации создают атмосферу внешней безыскусности (при тщательной стилистической обработанности, смысловой сложности и многомерности), исповедальности, вызывают у читателя ощущение личного контакта. Особенности такой манеры, называемой интимизацией, в большей или меньшей степени проявляются во всех колонках, хотя в конечном итоге выбор стилистических средств и степень интимности повествования зависит от конкретного автора, и могут разниться довольно сильно6.

Ряд исследователей называет в качестве жанрообразующих факторов также и языковые средства, используемые в тексте, либо форму авторского присутствия, однако, как нам кажется, эти факторы, так или иначе, входят в понятие формы и содержания.

Говоря о жанрообразующих факторах, позволяющих определить колонку как отдельный жанр, стоит отметить, что хотя текстам колонки присущи совершенно отчетливые отличительные признаки, сама специфика этого жанра с сильным авторским началом, вниманием к форме и стремлением к самовыражению не позволяет ограничивать его жесткими рамками, и поэтому для жанра колонки, как и для жанра эссе, будет характерна некоторая размытость жанровых границ.