1.2 Исторические условия функционирования экономической печатив СССР
Переход страны к диктатуре пролетариата после Октябрьской революции 1917 г. коренным образом изменил систему прессы России. После Первой мировой войны и Октябрьской революции деятельность в сфере деловой журналистики была свернута, так как запрещалась любая коммерческая деятельность. Исчезло само понятие деловой журналистики. Лишь в конце 20 в., как отмечалось ранее, возник ряд банковских и биржевых изданий, что ознаменовало собой переход к рыночным отношениям.Еременко А.В. Указ. Соч. С. 9.
Социально-экономические условия развития деловой прессы в 1917-1991 гг. определили трансформацию этой прессы в экономическую, отражающую плановую систему хозяйствования. В период советской власти деловая пресса обретает черты экономической печати, выполняющей контрольно-организаторские функции, а также функции экономического просвещения и воспитания. Российская экономическая печать советского периода несла идеи плановости экономики. Там же
В статье «Экономические журналы», опубликованной в Большой советской энциклопедии,Маневич В.Е. Экономические журналы // http://www.bse.sci.com/lib.com/article125639.html приводятся следующие материалы о развитии деловой прессы после Октябрьской революции 1917 г.: первым центральным советским экономическим изданием был журнал «Народное хозяйство» (орган Высшего совета народного хозяйства, 1918-1922 гг.). Он печатал теоретические статьи, обобщавшие опыт социалистического хозяйствования и социалистического переустройства экономики, обзоры состояния экономики в целом и ее отраслей; материалы съездов ВСНХ, информацию о дискуссиях и обсуждениях в ВСНХ, а также постановления по хозяйственным вопросам Совнаркома и Высшего совета народного хозяйства. Там же
По мнению историка отечественной журналистики И. В. Кузнецова, именно в октябре 1918 г. начала свой отсчет история советской экономической журналистики. В октябре стала выходить ведомственная газета «Известия Высшего народного хозяйства», где печатались постановления и распоряжения ВСНХ. На первых порах было сложно организовать выпуск ежедневной газеты, поэтому сначала редакция вынуждена была ограничиться изданием информационного органа. Но уже в ноябре появилась газета «Экономическая жизнь». В ее первом номере читатель мог познакомиться со статьями «Экономические перспективы русской революции» (передовая), «Из истории возникновения ВСНХ» М. Савельева, «Экономическая диктатура пролетариата» Р. Арского, «Условия экономического строительства и перспективы будущего» Н. Осинского. Страницы руководящего органа ВСНХ содержали рубрики «Продовольствие», «Транспорт», «Металл», «Топливо», «Сельское хозяйство», «Финансы», «В президиуме ВСНХ».Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). Глава 2 // http: evartist.narod.ru/text8/05.htm
В 1920-1930-х гг. в союзных республиках (кроме РСФСР) возникло несколько десятков экономических журналов, однако чаще всего их существование было непродолжительным (один - два года). В 1920-е гг. в свет выходило довольно много местных журналов - печатных органов губисполкомов, совнархозов, кооперации, профсоюзов. Журналы публиковали материалы о местной хозяйственной жизни и обзоры местного хозяйства, статьи по экономике сельского хозяйства, промышленности, торговли, на страницах изданий обсуждались актуальные проблемы местной промышленности и торговли, размещения производства и т.п.Мыневич В.Е. Указ. Соч. // http://www.bse.sci/lib.com/article125639.html
Как пишет В.Е. Маневич, «во время ВОВ выход экономических журналов практически прекратился. В послевоенные годы происходит быстрое восстановление и расширение экономической периодики. В середине 1970-х гг. в СССР выходят различные экономические журналы. «Вопросы экономики» (с 1948 г.) анализирует проблемы экономической теории, прежде всего аналитической экономии социализма; публикация теоретических статей сочетается с широким освещением актуальных вопросов хозяйствования. Проблемы политической экономии социализма и современного капитализма, истории народного хозяйства и экономической мысли обсуждаются также в журнале «Экономические науки» (с 1958 г.), «Известия Академии наук СССР. Серия экономическая» (с 1970 г.), «Вестник Ленинградского университета. Экономика. Философия. Право» (с 1946 г.).
В 1960-егг. Выходил популярный еженедельник, орган ЦК КПСС, - «Экономическая газета» - имевший большой тираж. Подобные издания, по мнению Б.Я. Мисонжникова, «реализовывали не столько пропагандистскую и агитационную функции, сколько служили для советской элиты средством ретрансляции политико-экономического теоретического материала, а также воспроизведения и передачи информационных сообщений специальной тематической направленности».Мисонжников Б.Я. Деловое издание в лабиринте рынка // Журналистика: исследования-методология-практика: Сб. статей / Отв. Ред. Г.В. Жирков. СПб., 2000. С. 124. Этим объяснялся интерес к изданию со стороны руководящих работников.
В советский период, кроме «Экономической газеты», выходили «Советская Россия», «Экономическая жизнь», «Правда», «Известия», «Социалистическая индустрия», которые рассматривали ведущие проблемы экономической жизни страны.
Здесь интересны наблюдения исследователя А.В. Еременко, который заметил, что «экономическая печать советской России не создала никаких содержательных предпосылок для становления деловой прессы постсоветского периода. А вот ее типологическая структура оказалась более жизнеспособной и претерпела с приходом рыночных отношений лишь частичные изменения.
Типологически экономическая печать советского периода проявляла себя примерно так же, как и деловая пресса современности. Кроме того, экономическая тематика была широко представлена и на страницах общественно-политических изданий в специальных рубриках. Однако функционирование советской экономической печати было подчинено одному - экономическому воспитанию трудящихся и агитации за идеи плановой экономики, а материалы носили скорее декларативный, нежели информативно-аналитический характер».Еременко А.В. Указ. Соч. С. 10.
Таким образом, деловые СМИ развиваются как одно из направлений в структуре специализированных изданий. Процесс становления деловой прессы «новой» России в условиях развития бизнес-среды и рыночной инфраструктуры 1990-х гг. в значительной степени повторяет черты и закономерности капитализации России начала 20 столетия.
Темпы роста деловой прессы видны из сопоставления всего двух цифр: в 1989 г. журналов, раскрывающих экономико-правовые и управленческие аспекты, насчитывалось около 40, а в 1995 г. - почти 300.Русакова Т. Деловая периодика России (обзор). Фонд «Русская цивилизация», 2004 // www.rustrana.ru/article.php/comment.php?nid=5461 Однако данные этих источников позволяют выявить некоторые закономерности. Началось возрождение дореволюционных и послереволюционных журналов. Союз акционерных обществ в 1992 г. возобновил «Журнал для акционеров», основанный в 1857 г.; журнал «Право и жизнь», издававшийся в Москве в 1922-1928 гг., под тем же названием стал выходить в 1992 г.
Еще одна тенденция развития постперестроечной периодики переименование журналов. Изменили название на современное около 200 из них. Так, например, старейший экономический журнал, издаваемый с 1924 г. по названием «Плановое хозяйство», с 1991 г. стал называться «Экономист»; с 1990 г. журнал «Советский экспорт», издаваемый с 1957 г., называется «Деловые связи».Русакова Т. Указ. Соч. // www.rustrana.ru/article.php/comment.php?nid=5461
Количество журнальных изданий экономико-правовой и управленческой направленности росло в геометрической прогрессии, но часть из них не выдержало проверки временем, поскольку создавалась без четкой концепции, без учета законов рынка и специфики аудитории.
- Введение
- ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ
- 1.1 Возникновение и становление деловой прессы в дореволюционной России
- 1.2 Исторические условия функционирования экономической печатив СССР
- 1.3 Деловые СМИ на современном этапе
- ГЛАВА 2. ДЕЛОВАЯ ПРЕССА КАК ТИП ИЗДАНИЯ
- 2.1 Типология деловых изданий
- 2.2 Жанры деловой журналистики
- ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ПРЕССА РОССИИ (на примере газеты «Коммерсантъ»)
- 3.1 История развития газеты «Коммерсантъ»
- 3.2 Концепция газеты «Коммерсант»
- 3.3 Основные рубрики
- 3.4 Дизайн
- Заключение