2.2 Жанры деловой журналистики
Вся масса созданных в журналистике произведений разделяется на жанры на основе ряда признаков. Стержнем жанра являются три структурные составляющие - предмет, функция и метод.
Основаниями для дифференциации жанров служат:
· Предмет отображения (масштаб рассмотрения);
· Тип жизненного материала;
· Функция, которую они выполняют;
· Характер и свойства отображаемого объекта;
· Своеобразие отражаемых предметов и явлений, степень проникновения (глубина) в действительность;
· Применяемые методы и приемы отражения действительности.
Нетрудно установить связь жанра с определенным типом материала, который берется журналистом в качестве предмета отражения. Характер события, его специфика и масштаб определяет жанровый приоритет.
Дифференциация жанров зависит от:
· Конкретной функции;
· Объекта отображения;
· Цели, характера освещаемого факта;
· Количества собранных фактов;
· Специфики издания, для которого готовится публикация.
В одних случаях от журналистских материалов требуются констатация, оперативность, информативность, в других - исследование, анализ, комментарий.
В соответствии с типами отображения действительности в журналистских произведениях - фактографическим (эмпирическим), исследовательским (теоретическим), художественно-исследовательским - выделяют три типа жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
В информационных жанрах важно умение видеть, отбирать, оценивать, комментировать и оперативно реагировать на новые общественно значимые факты. К информационным жанрам относят хронику, репортаж, заметку, отчет, интервью.
Аналитические жанры нацелены на истолкование происходящих событий, осмысление текущих процессов, тяготение к выражению собственного мнения. К этой группе относятся такие разновидности журналистских материалов, как корреспонденция, статья, рецензия, обозрение, комментарий, аналитическое интервью.
Художественный метод наиболее полно используется в художественно-публицистических жанрах (очерк, фельетон, памфлет), где факт типизируется и дается его образная трактовка. В современной отечественной газете эта группа жанров постепенно вытесняется информационными и аналитическими жанрами, и в деловой прессе практически не используется.
Учитывая этот факт, что жанр представляет еще и литературную форму, мы можем говорить о различной статистике, объеме применяемых элементов стандарта и экспрессивных средств в различных жанрах.
Таким образом, жанр - это исторически складывающийся тип произведения, в котором проявляется конкретное единство особенных свойств формы в ее основных моментах - своеобразной композиции, образности, речи ритме. Но жанр не только форма, но и способ отражения действительности, реализуемый как форма устойчивого профессионального творческого поведения журналиста.
- Введение
- ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ
- 1.1 Возникновение и становление деловой прессы в дореволюционной России
- 1.2 Исторические условия функционирования экономической печатив СССР
- 1.3 Деловые СМИ на современном этапе
- ГЛАВА 2. ДЕЛОВАЯ ПРЕССА КАК ТИП ИЗДАНИЯ
- 2.1 Типология деловых изданий
- 2.2 Жанры деловой журналистики
- ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ПРЕССА РОССИИ (на примере газеты «Коммерсантъ»)
- 3.1 История развития газеты «Коммерсантъ»
- 3.2 Концепция газеты «Коммерсант»
- 3.3 Основные рубрики
- 3.4 Дизайн
- Заключение