4. Теории эффектов массовой коммуникации
Четвертая стадия коммуникационного процесса связана с восприятием сообщений. Этот этап завершает всю работу и выражается в эффектах воздействия на сознание людей. Теории анализируют также условия и факторы, влияющие на это воздействие.
Эффекты могут быть следующих видов:
1. Когнитивные, аффективные и поведенческие.
Когнитивные (рациональные) эффекты - это информированность и расширение знаний людей, формирование мнений и уточнение ценностных ориентации, определение степени важности тем и проблем (пунктов повестки дня).
Аффективные (эмоциональные) — возникновение или формирование эмоций, например чувства радости или горя, спокойствия или тревоги, оптимистического или пессимистического настроения.
Поведенческие эффекты включают в себя активизацию прежней или провоцирование новых форм деятельности, позитивную или негативную направленность действий.
2. Д. Маккуэйл предложил типологию эффектов МК по двум основаниям — времени (краткосрочные и долгосрочные) и направленности (планируемые и не планируемые). Получаются четыре группы. Перечислим их.
А. Планируемые краткосрочные. Индивидуальный ответ, отклик — изменение установок, знаний, поведения или их закрепление как реакция на сообщения, целью которых было осуществление этих изменений или стабилизация. Коллективная реакция аудитории как результат кампании в средствах МК с целью информирования или убеждения, например, в сфере политики или потребления.
Б. Непланируемые краткосрочные. Индивидуальная реакция, происходящая в результате подражания или научения, например, следование определенному стилю поведения, появлению сходных мыслей или эмоций. Коллективная реакция как ряд индивидуальных откликов, переживаемых одновременно многими людьми, которые могут вести к одинаковым действиям, например, панике или волнениям, массовому насилию и беспорядкам.
В. Планируемые долгосрочные. Распространение инноваций в целях долгосрочного развития с помощью кампаний в СМК и сетях межличностной коммуникации. Распространение информации событийного порядка и знаний с приоритетами и неравномерное их получение разными социальными группами.
Г. Непланируемые долгосрочные. Научение и принятие норм, ценностей и образцов поведения в процессе социализации. Стабилизация социального порядка посредством социального контроля с помощью СМК над массовым сознанием. Знания и мнения о социальной реальности вследствие создания и транслирования версий реальности в СМК. Институциональные изменения под влиянием СМК, в частности, изменения коммуникационных функций. Решение проблем в обществе в результате их обсуждения в СМК. Трансформация культурных норм, ценностей, поведения, символики социальных групп и обществ.
3. По степени воздействия эффекты могут быть сильными, умеренными или слабыми (ограниченными). На силу воздействия влияет как содержание информации, так и личностные факторы воспринимающего информацию (его мировоззрение, психологические особенности), принадлежность к социальной группе или политической партии, религия, внешняя среда.
4. По характеру влияния на взгляды и позиции людей эффекты могут быть нейтральными (нулевыми), конверсионными (изменяющими, укрепляющими ранее сложившиеся позиции), инверсионными (изменяющими точку зрения на противоположную).
Вопрос о результатах воздействия СМК на людей или о медиаэффектах - это «вечный черный ящик» для исследователей.
Вот что по этому поводу говорит гендиректор телехолдинга «СТС МЕДИА» А. Роднянский: «У нас был фантастический по силе год во многом благодаря сериалу „Не родись красивой". Никто из нас не только не планировал, но даже и не мечтал о том, чтобы канал с результатами чуть более 10% вдруг в прайм-тайм - в 8 часов вечера - продемонстрировал 30%... Этот сериал оказался ответом на запрос нашей аудитории о том мире, в котором мы обитаем».
На эффекты влияет множество причин и факторов. И чтобы их выявить, необходимо проводить исследования постоянно, потому что жизнь не стоит на месте.
Один из важнейших методологических вопросов — это отделение причин от факторов воздействия. Причина вызывает, порождает и определяет сам эффект, а фактор — его силу, степень влияния. В первом случае речь идет о причинно-следственных связях, а во втором — о функциональных.
Применительно к СМК проблема заключается в том, чтобы установить, когда они играют роль причины, а когда — фактора, усиливающего или ослабляющего действие причины. Например, как оценивать влияние сцен насилия на телеэкране — как причину совершения преступлений или как усилитель агрессивных свойств у некоторых людей? По этому вопросу споры продолжаются, и теории отвечают на него по-разному.
Так, теория неограниченного влияния СМИ (см. «Теории аудитории СМК») подталкивает к тому, что СМК действуют автоматически и становятся причиной поведения людей. Тем самым они дают основание для критики за негативные явления в обществе и для требований очищения или запрета «вредных» для общества программ.
Теория ограниченного влияния требует проведения конкретных эмпирических исследований для выявления причинного или факторного воздействия СМК. Возможны разные варианты ответов. Причина может быть обнаружена и в СМК, и в обществе, и в самом человеке.
Теория активной аудитории делает акцепт на зрителях, читателях, слушателях, выбирающих интересующие их программы. В этом случае СМК выступают в роли фактора, но не причины поведения людей. В случае с «перестройкой» СМК играли факторную роль возбудителя перемен, а причина крылась в самих людях, в том числе и в правящей элите, в их желании жить по-другому.
Крайнюю позицию занимает постмодернистский плюрализм, отрицающий какое-либо влияние СМК в силу того, что люди, как индивидуалисты, «слушают и смотрят» только себя и потребляют в СМК только то, что им нравится. СМК приходится также индивидуализироваться, приспосабливаясь к вкусам все более специфических групп аудитории.
Но чаще всего для большинства людей СМК выступают в роли фактора, разгоняющего или тормозящего личные и социальные реакции по поводу каких-то проблем. Сила и формы воздействия связаны с теориями селекции, «повестки дня», культивации, восприятия информации.
В результате исследований был разработан ряд теорий, специально посвященных медиаэффектам.
Теория связи эффектов СМК с использованием и удовлетворением потребностей является одной из наиболее развитых теорий о факторах воздействия на эффекты. Истоки теории находят у Г. Лассвелла, который в 1948 г. пытался понять причины обращения людей к СМК. Он выявил три функции СМК - наблюдение за средой, анализ событий, передача социального опыта.
Множество исследований в последующем позволили установить зависимость СМК от удовлетворения потребностей и интересов людей. И чем лучше они это делают, тем сильнее влияют на них. Чем больше у людей потребность в СМК и чем, Следовательно, сильнее зависимость последних от первых, тем выше вероятность эффективности СМК с точки зрения их влияния на аудиторию. Эта связь ярко проявляется в кризисных ситуациях.
Коммуникационные потребности. Обращение человека к СМК является процессом удовлетворения коммуникационных потребностей, которые, в свою очередь, связаны с удовлетворением общечеловеческих потребностей. Чаще всего используют типологию потребностей Л. Маслоу, на основе которой строятся мотивы получения информации:
поиск совета, обучения, оценки и ориентировки в происходящем;
поиск моделей индивидуального поведения (самоидентификация);
выяснение условий жизни других, приспособление к выполнению индивидуальных ролей, социальное общение (интеграция и социальное взаимодействие);
развлечения в целях расслабления, отвлечения от повседневных проблем, заполнения свободного времени, удовлетворения сексуальных потребностей.
Отсюда следует многообразие мотивов обращения к СМК. Они основаны на ожидании, что потребности будут удовлетворены. После обращения к СМК человек положительно или отрицательно оценивает полученную информацию. Отсюда следует важное условие эффективности СМК — стремиться максимизировать соответствие информации потребностям и мотивам аудитории.
Генеральный директор «Нашего радио» М. Зотов в интервью журналу «Итоги» так говорил о потребностях слушателей: «Ситуация меняется в сторону разговорности. Нужна беседа, разговор со слушателем. Если человека никто не развлекает, он организует себе музыкальный досуг лучше. Чем любая станция. Поставит диски, скачает файлы - и вперед. Разница только в том, что на радио есть джинглы и реклама. Так что добавлять общения придется. Чисто музыкальные каналы себя изживают. Но я не говорил бы, что ток-радио - это наше будущее. Будущее - это правильное сочетание шуток, разговоров и музыки».
В разработку теории информационных потребностей важный вклад внес А. В. Соколов. Человек как живое существо представляет собой динамическую саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Саморегулирование направлено на сохранение устойчивости при изменении внешней или внутренней среды. Например, если становится холоднее, мы одеваемся в более теплую одежду. Если начинаем испытывать чувство жажды, то утоляем ее. Таким образом возникает и реализуется потребность в тепле и жидкости. И в том и в другом случае человек получает информацию извне или от самого организма об отклонениях от нормы и принимает меры для того, чтобы сохранить устойчивость своего нормального существования.
Коммуникационная потребность - это необходимость получения сообщений, в частности от СМК, для поддержания себя в норме или в желаемом состоянии. Выше речь шла о ликвидации отклонений от нормы или, по мысли Соколова, о преодолении возникающих рассогласований, осмысливаемых нервной системой и сознанием.
Перед СМК стоит задача вместе с аудиторией изучать процесс возникновения и формирования коммуникационных потребностей и своевременно предоставлять необходимую информацию. В этом залог их успешного функционирования на рынке.
Процесс этот двусторонний. Потребности формируются стихийно у каждого человека под влиянием особенностей его личности и условий жизнедеятельности. По коммуникационные потребности, как и любые другие, могут формироваться сознательно действиями СМК. Так или иначе, должны быть удовлетворены личностные потребности, чтобы человек получил удовлетворение от содержания информации.
Все потребности составляют сложную систему и включают в себя материальные, интеллектуальные, эмоциональные и другие потребности. Коммуникация играют обслуживающую их роль с тем, чтобы поддерживать биологическую и социальную жизнь в норме. Девиантным людям, наоборот, нужна информация для того, чтобы продолжать девиантную жизнь (где найти наркотик или как украсть).
Эти коммуникационные (позитивные и негативные) потребности можно назвать прикладными или инструментальными. Но человеку свойственны любопытство, любознательность как общие коммуникационные потребности, не связанные прямо с конкретной пользой. Человек читает, смотрит, слушает просто потому, что ему интересно.
Среди таких потребностей выделяются:
- наблюдение за окружающей жизнью, за новостями в мире, экономике, политике, чтение художественной литературы, получение эмоций от искусства и развлечений;
- обсуждение событий с друзьями, родственниками, в группах, с помощью интерактивного общения с дикторами, ведущими, специалистами на радио, телевидении, в прессе, - стремление к разнообразию жизни, чему способствует стимулирование эмоций (игры, детективы, музыкальные шоу, мыльные оперы и т. п.).
Зависимость СМК от потребностей. Е. Кац, Дж. Блумлер, М. Гуревич и др. показали взаимозависимость СМК и потребностей. СМК отражают эти потребности, но структурируют их по-своему. Затем эти «подправленные» потребности культивируются в общественном сознании, оказывая влияние на людей, которым приходится «подправлять» свои потребности с учетом их значимости в СМ К. Такой круговорот реальных и символических потребностей составляет процесс взаимодействия людей с СМК.
Существуют разные жизненные стили. Большинство людей ищет в СМК развлечений, отдыха или отвлечения от будней. Другие связывают СМК с прагматическими целями, например, с поиском работы или подготовкой к ней. Третьи хотели бы лучше разобраться в жизненно важных процессах и проблемах.
Теория постоянства и последовательности X. Кэитрил говорит о консерватизме, устойчивости в выборе СМК. Люди ищут прежде всего то, что совпадает с их точкой зрения и усиливает ее, что не раздражает их.
Среди ожиданий выделены три вида:
просто смотреть, читать и находить что-то интересное для себя;
искать систематизированную информацию по интересующим вопросам;
осмысливать объяснения причин происходящих событий.
В ожиданиях есть стереотипы, например: предрасположенность к ожиданию плохих новостей, предвзятость к некоторым программам, страх перед терроризмом, предубеждение против некоторых научных открытий и т. д.
В то же время вкусы меняются, в том числе и под влиянием СМК. Поэтому необходимо постоянно вести исследования затрат времени аудитории, рейтинги, мониторинга предпочтений программ или каналов радио и телевидения.
Данные опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», показали, что ориентация аудитории на практическую пользу от СМК выражена сильнее, чем «уход от реальности». Так, 67% интересуются тем, что связано с повседневной жизнью, что помогает принимать решения и справляться со своими проблемами, а тех, кому хочется расслабиться и уйти от проблем, вдвое меньше - 33%. Аналогичная ситуация с ориентацией СМК па реальные факты или вымысел. Больше интереса вызывает то, что основано на реальных фактах. В то же время сейчас реалистические традиции в литературе и искусстве ослаблены.
Серьезной проблемой для СМК является отсутствие или исчезновение определенных потребностей, ведущее к «непотреблению» продукции массмедиа. Выявилась тенденция к отказу от регулярного чтения серьезных изданий даже среди образованных слоев населения. Речь идет о газетно-журнальной публицистике, научно-технической и научно-популярной информации, философско-эстетической эссеистике. Упали тиражи толстых журналов. Зато активно потребляется желтая пресса.
Основная задача «новых желтых? - удовлетворять интерес к частной жизни знаменитостей, обязательно иллюстрируемой фотографиями. Еще один непременный признак желтой прессы — интерактивность. На страницах публикуются письма читателей с ответами, открываются «горячие линии», где каждый может поделиться своей проблемой и получить бесплатный совет. Классическая желтая пресса демонстрирует политический нейтралитет.
В качестве причин этих явлений называют гипертрофию гедонистической функции СМК. Молено добавить, что это, в свою очередь, вызвано переменами в обществе, связанными с «революцией» в потреблении, когда желание получать удовольствие от услуг и товаров подчиняет себе и духовную жизнь. Поэтому потребляется то, что не требует больших трудозатрат и напряжения ума. Индивидуалистическое «хочу» побеждает общественное «надо».
Это приводит к ряду негативных явлений, сказывающихся на потребностях в МК:
информационный эгоизм, проявляющийся в нежелании считаться с чужим мнением;
социально-информационный нигилизм, связанный с нежеланием потреблять то, что не совпадает с личными позициями и ценностями;
конформизм как готовность следовать за авторитетным мнением и нежелание самому разобраться в событиях;
скептицизм как проявление недоверия к официальной позиции, а также мнению пишущей братии;
общая индифферентность к событиям и явлениям, прямо не связанным с личными интересами.
Остается надеяться, что такая прагматическая ориентация со временем изменится и не даст негативных последствий, хотя ничто не проходит бесследно.
Теория социального обучения. Люди учатся моделировать свое поведение по примеру родителей, ровесников, учителей, друзей, а также наблюдая за игрой и жизнью кино- и телезвезд, литературных героев и известных в обществе людей.
Теория социального обучения (подражания) предполагает следующую технологическую цепочку действий:
человек обращает внимание на чье-то поведение;
оно его привлекает или восхищает;
у него возникает желание подражать;
он начинает вести себя по-новому;
если это поведение нравится, то оно становится частью его образа мышления и жизни.
Таким образом, обучение - это социальный процесс моделирования (подражания) поведения людей, которые нас восхищают. При положительной обратной связи оно будет закрепляться в ценностях и повторяться в действиях. Определенные виды поведения поддерживаются, пропагандируются, культивируются обществом в целом, бизнесом, культурой, политикой, социальными группами.
Теория разрыва в знаниях или информационного дефицита. Люди различаются по социальным возможностям доступа к СМИ, по индивидуальным способностям и потребностям в массовой информации.
Теория говорит о том, что с увеличением информационных потоков в обществе через СМИ люди с более высоким социально-экономическим статусом и уровнем образования быстрее получают эту информацию» чем люди с более низким статусом. В результате между ними скорее растет разрыв в знаниях, чем происходит его сглаживание. МК может способствовать усилению неравенства. Показателями неравенства являются: уровень знаний или информации о явлении или событии; доля ресурсов, которыми обладают индивид или группа; время.
Факторы, влияющие на этот разрыв, следующие:
разные информационные потребности и СМК;
целевая направленность сообщений;
мотивы, интересы и способы отбора;
4) информационно-коммуникационные умения;
типы социальных связей, контактов, включенность в те или иные организации;
различный доступ к знаниям.
Определяющим фактором может быть оценка значимости конкретной информации. Разрыв меньше в информации о повседневных делах и, естественно, больше в вопросах, требующих профессиональной подготовки. Сближаются позиции в ситуации борьбы общества с другим государством или межнационального конфликта.
Из СМК больше всего сближает людей телевидение как самый массовый канал потребления информации. Пресса наиболее дифференцированна.
Сами по себе различия естественны. Но проблема заключается и в том, что не до всех слоев населения доходят необходимые современному человеку научные знания. В странах «третьего мира» еще много просто неграмотных, В России в 1990-е годы вновь возникла проблема роста числа детей, не имеющих дома и не обучающихся в школе. Для развитых стран существует проблема функциональной неграмотности. Наблюдается хождение иррациональных знаний, суеверий и т. п. Все это способствует распространению ненаучных знаний, ведет к девиантному поведению, является источником социальной напряженности.
В целом СМК ориентированы на более образованные и экономически сильные группы людей и тем самым способствуют сохранению или усилению их неравенства в получении и использовании знаний.
Теория убеждения. Эффект убеждения как результат медиавоздействия очень важен, потому что влияет на поведение людей.
На протяжении всей истории исследований эффекта убеждения предлагались различные объяснения и модели, призванные объяснить это явление.
Г. Лассвелл обнаружил, что во время Второй мировой войны сильное воздействие оказывала пропаганда. К. Ховленд установил три последовательных этапа успешного убеждения, выраженного тремя глаголами - обратить внимание на медиасообщение, понять его содержание и согласиться с ним. Он выделил несколько факторов, обусловливающих эффективность убеждения; достоверность источника сообщения, его аргументированность, личностные характеристики членов аудитории, вид воздействия и др.
Матричная модель Мак-Гуайра. Это модель объяснения эффекта убеждения путем определения входных и выходных переменных. Входные, независимые переменные включают в себя источник медиаинформации, сообщение, получателя, канал передачи и контекст, где представлено сообщение. Выходные, зависимые переменные включают интенсивность потребления медиаинформации, интерес и внимание к ней, понимание новой информации, запоминание и усвоение новых знаний, согласие с содержанием, осознанное решение действовать на их основе и соответствующее поведение.
Модель вероятности сознательной обработки информации. Разработана модель процесса убеждения путем определения вероятности того, что индивид тщательно обдумает полученное убеждающее сообщение. Согласно модели, существует два различных пути, ведущих к успешному убеждению: центральный и периферический.
Центральный путь требует от получателя значительных когнитивных усилий для оценки убеждающей информации. Он должен вникнуть в содержание сообщения и оценить информацию в свете имеющихся знаний и накопленного опыта.
Периферический путь может иметь множество разновидностей, ни одна из которых не требует значительных когнитивных усилий. Простые ориентиры предполагают, например, положительную эмоциональную реакцию на рекламу. Использование экспертного мнения или эффект массовости предполагают веру в специалистов и в массу людей, а не обдумывание информации. Центральный путь убеждения более эффективен для достижения долгосрочных изменений установок, а периферический успению действует в течение короткого промежутка времени.
Модель обдуманных действий и автоматической активации. Согласно первой модели М. Фишбейн и И. Айзен полагают, что перед совершением действий человек тщательно взвешивает их пользу или вред для себя. Оцениваются и позиции других. Модель автоматической активации Р. Фазио предполагает, что поведение автоматически «включается», как только активируются соответствующие установки. Этот процесс спонтанный и не предполагает продолжительных размышлений со стороны индивида.
Теории влияния насилия в СМИ на детей и молодежь. Сложность проблемы влияния СМК на людей можно показать на примере споров вокруг роли СМК в воспитании детей и молодежи.
В 1960- 1970-х годах эта проблема стала активно изучаться применительно к телевидению. Ранее, в 30-х годах в США ее начали исследовать по отношению к радио - в связи с ростом насилия среди молодежи, уменьшением влияния церкви и родителей на их поведение.
В 1961 г. У. Шрамм и др. доказали, что телевидение является важным фактором влияния, по не основной причиной молодежной агрессии и антисоциального поведения. В нормальных семьях телевизор усиливает позитивные эффекты, так же как и книги. Корни надо искать в обществе.
60-е годы были отмечены бумом численности молодежи, разрывом поколений, консерватизмом старших, кризисом высшего образования, студенческим движением, антивоенными выступлениями, борьбой за гражданские права и социализм «с демократическим лицом». В оценке влияния СМИ возникла борьба двух точек зрения.
1. Абсолютизация роли СМИ на основе применения теории социального подражания, или теории социального научения. Все сводилось к простой цепочке: вижу, учусь, подражаю.
А. Бандура в начале 60-х годов проводил опыты с куклой Бобо. Детям демонстрировался фильм с очевидно агрессивными действиями по отношению к кукле. После этого велось наблюдение за детьми, игравшими с куклой. Выявились агрессивные проявления, аналогичные показанным в фильме. Если они еще и вознаграждались, то агрессивность усиливалась. Это объясняет и то, почему привлекателен запретный плод, например, богатство как следствие антисоциального поведения. Или насильственные действия в отношении жертв — «с ними так и надо поступать». Теория опирается на реальные эффекты агрессивной стимуляции медиапаоилия.
Большинство исследователей считает, что насилие под влиянием экрана растет в следующих случаях:
если агрессия остра и реалистична (посылает адреналин в кровь);
когда помощь оказана неправильно (слабому, оскорбленному, осмеянному человеку);
если ситуация совпадает с опытом зрителя.
Но эта теория недооценивала или игнорировала социальные условия.
2. Другой подход был связан с концепцией ограниченного влияния СМИ. В частности, речь шла о катарсисе или сублимации.
Увидеть насилие - значит уже удовлетворить агрессивные стремления, очиститься от них. Вероятность агрессивного поведения снижается. С. Фишбах сравнил поведение 625 школьников, смотревших и не смотревших телевизор, и не выявил различий.
Агрессивное поведение возможно при комбинации ряда факторов:
если насильник оправдывается судом;
если человек смотрит много сцен насилия;
если семейное воспитание, образование, доход, интеллект предрасполагают к проявлению насилия в жизни — СМИ усиливают эту предрасположенность.
Российский школьник сегодня за один час видит на телевидении 4,2 сцены насилия и эротики, за сутки — около 10. Причем в ночные часы воздействие этих сцен сильнее. В результате просматривается связь криминализации подростковой субкультуры с характером трансляций сцен насилия и агрессии на экране. В. Е. Семенов рассматривает катарсис и аитикатарсис как единство эмоционального, эстетического и этического аспектов.
В эмоциональном аспекте катарсис заключается в состоянии облегчения, освобождения (включая слезы и смех) от тяжких мрачных переживаний, приводит к положительным, просветленным, одухотворенным чувствам, несмотря на их трагическую подоплеку. В эстетическом аспекте катарсис ведет к чувствам гармонии, порядка, красоты. В этическом плане катарсис вызывает гуманные чувства, переживания вины, покаяния, «благоговения перед жизнью».
Антикатарсис в эмоциональном плане — это состояние угнетенности, униженности, страха, беспросветности, ненависти, агрессивности, жестокости. В эстетическом аспекте антикатарсис выражает чувства дисгармонии, хаоса, безобразия. Этический аспект связан с бездуховностью, антигуманными чувствами, отчуждением, аморализмом, презрением к жизни.
Явно негативная роль медианасилия связана с преувеличением роли насилия в жизни и возникающими отсюда страхами и фобиями.
Теория десенситизации обращает внимание на то, что насилие ведет к очерствению людей, усилению терпимости. В результате необходим поиск новых средств усиления остроты чувств.
Теория активной аудитории говорит о том, что зрители получают эмоциональную разрядку, пищу для размышлений, неприятие определенной продукции или сцен.
Все эти идеи связаны с концепцией ограниченного влияния СМК на людей.
Проблемы эффективности всего информационно-коммуникативного процесса определяются, с одной стороны, аудиторией, а с другой — социальными институтами. В связи с этим далее будут рассмотрены две группы теорий.
Рейтинги СМИ. Наиболее развиты сегодня количественные оценки эффектов СМИ - это рейтинги.
Любой рейтинг представляет собой дробь, знаменателем которой является некая максимально возможная численность населении (зрителей, читателей, слушателей), а в числителе — реальное их число, выявленное различными методами. Поэтому величина рейтинга телеканала, радио или печатного издания связывается с их популярностью, а последняя в свою очередь — с коммерческими успехами в виде привлечения рекламы, продажами материалов и др.
Чем больше людей и чем чаще они будут обращаться к данному средству массовой информации, тем выше рейтинг этого средства, тем дороже реклама и, следовательно, тем выше доход конкретного СМИ.
Чем крупнее, известнее компания либо политик, тем более они интересны наиболее рейтинговым изданиям и наоборот.
В телевидении под рейтингом понимается аудитория канала или программы, выраженная в процентах от общего числа жителей старше 4 лет. Используется также показатель доли - процента зрителей программы от общего числа людей, в данный момент смотрящих телевизор. Еженедельные рейтинги и доли каналов и программ публикуются в журнале «Итоги».
Первые места по рейтингу в 2007 г. занимали Первый капал, Россия, НТВ, СТС, ТНТ, РЕН ТВ, 'ГВЦ, Культура. В процентах разброс следующий - от примерно 20% до около 3%. Остальные каналы имеют более низкий рейтинг.
Отдельные программы иногда поднимаются выше уровня более 10%, а по доле — более 30%, почаще всего эти показатели популярности ниже.
Радио чаще всего использует показатель охвата аудитории. Наиболее внушительное число слушателей у государственного капала «Радио России», Среди лидеров FМ-диапазопа «Русское радио», «Европа плюс», «Радио Шансон», «Авторадио» и др.
Печатные издания оцениваются по тиражам. Здесь среди лидеров такие издания, как «Аргументы и факты», МК, «Комсомольская правда»...
Погоня за рейтингом имеет и негативную сторону. Д. Дондурей говорит о рейтинге шока как самом, дорогом блюде, состоящем из скандалов из жизни звезд и шока от насилия. Он подсчитал, что сегодня на телеэкране существует около 70 еженедельных (иногда повторяющихся до 20 раз в неделю) передач с максимальной демонстрацией насилия - «Вести. Дежурная часть», «Петровка, 38», «Криминальная Россия», «Чистосердечное признание», «Честный детектив». Чех, кто выпускает их в эфир, интересует только максимальный рейтинг и следующий за ним «распил» рекламных денег небольшой группой менеджеров.
Измерение рейтингов представляет собой настоящую индустрию. В то же время его ограниченность связана с измерением количества потребителей. Изменение установок, мыслей, поведения под влиянием СМИ остается сложной исследовательской проблемой.
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
- Аудитория в массовой коммуникации
- 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- 2. Теория ограниченного влияния смк
- 3. Теории активной аудитории
- 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- 5. Социальная ответственность смк и аудитории
- Теории процесса массовой коммуникации
- 1. Теория «привратника»
- 2. Теория «повестки дня»
- 3. Теория культивации Дж. Гербнера
- 4. Теории эффектов массовой коммуникации
- § 1. Содержание массовой коммуникации. Типы и виды средств массовой коммуникации
- Структура мк (по модели г. Лассуэлла)
- § 2. Функции массовой коммуникации
- § 3. Аудитории средств массовой коммуникации
- § 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- § 2. Теория ограниченного влияния смк
- § 3. Теории активной аудитории
- § 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- § 5. Социальная ответственность смк и аудитории