2. Теория «повестки дня»
Основы теории. Истоки теории можно найти в книге У. Липпманна «Общественное мнение», опубликованной в 1922 г. В первой главе, озаглавленной «Внешний мир и его образ в нашей голове», автор показал, что СМК создают этот образ. Он часто является искаженным, но значение СМК состоит в том, что образ становится реальностью для людей. СМК формируют представления о мире в их головах. Реальная среда и представления о ней — это два различных мира.
У. Липпманн стал интеллектуальным отцом теории, но не дал ей названия. Это сделали американские исследователи Б. Коген, М. Мак-Комб и Д. Шоу.
Б. Коген (1963) определяет активное отношение аудитории к СМК через фокусирование внимания и выбор интересующих человека проблем, тем, людей и методов, стилей их подачи, составляющих его «повестку дня». Между структурой новостей («повесткой дня») в СМК и их важностью для конкретного человека существует определенная степень соответствия. Чем она выше, тем сильнее воздействие СМК на отношение людей к определенным событиям.
Современная теория «повестки дня» или, другими словами, концепция установления приоритетности сообщений выдвинула и исследовала два важнейших положения:
1. Структура новостей в СМК влияет на структуру представлений об этих сообщениях у общественности.
2. Подходы к событиям СМК, точки зрения журналистов влияют на оценки событий общественностью.
В обосновании первого положения важную роль сыграли исследования М. Мак-Комба и Д. Шоу, проведенные во время президентских выборов в США 1968 и 1972 гг.
В это время господствовала теория ограниченных эффектов, опиравшаяся на данные слабого влияния СМИ на результаты выборов в 1940-е годы. Считалось, что СМИ просто усиливали уже сформированные социальными группами предпочтения. Д. Клаппер в 1960 г. суммировал эти идеи в положении о том, что СМИ, как правило, не являются необходимым и достаточным условием победы кандидата, а действуют через сеть уже существующих связей и влияний.
Мак-Комб и Шоу бросили вызов такой точке зрения, доказывая то, что СМК могут влиять на избирателей и публику самим процессом ежедневного формирования сообщений посредством их структуры, а также таких их свойств, как размер заголовков, объем сообщения, места в издании или в телепрограммах. Эти характеристики стали независимыми переменными в эмпирических исследованиях, а в роли зависимой выступила значимость тех или иных новостей для аудитории.
Под «повесткой дня» понимается набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными в тот или иной отрезок времени. Выделяются ее разные уровни и виды.
Личная, или внутренняя, «повестка дня» - это наиболее важные для самого индивида социальные и политические проблемы. Межличностная - приоритетные проблемы, обсуждающиеся с друзьями, в микрогруппе. Публичные или общественные «повестки дня» включают в себя наиболее важные проблемы для какого-то сообщества людей — например, для горожан или граждан страны.
В свою очередь, каждая из них делится на «человеческие» и «медиаповестки». «Человеческая» существует независимо от того, освещается она в СМИ или нет; ее еще называют «навязчивой». В «медиаповестку» входят уже только обсуждаемые в СМИ проблемы. Между ними нет полного совпадения, речь может идти о степени, которая, как показывают исследования, варьируется от слабой до сильной. На степень совпадения влияет множество факторов, связанных с пересечением интересов аудитории, СМИ, элиты. Так, политическая элита во многом определяет «медиаповестку». Чем влиятельнее политический деятель, тем легче ему превратить свои политические приоритеты в систему приоритетов СМИ и повлиять на личную структуру приоритетов многих рядовых граждан.
По видам можно выделить экономические, политические, культурные, социальные «повестки дня» на уровне личности, группы или общественности.
В теории речь идет о двух взаимосвязанных аспектах:
установление, конструирование «повестки дня»;
влияние «повестки дня» на людей и исследование эффектов.
Взаимосвязь можно проиллюстрировать на примере выборов российского президента в 1996 г. Для того чтобы Б. Ельцин мог победить, необходимо было «воспламенить» благоприятные проблемные зоны, способные склонить избирателей к высокой оценке президента, и одновременно «притушить» неблагоприятные. Именно эту задачу и выполняли весной-летом 1996 г. СМИ. С одной стороны, из повестки дня постепенно убиралась чеченская война, с другой - в нее вернулась тема преступлений коммунистического режима. Чем ближе к выборам, тем больше у сторонников Ельцина усиливался мотив «не надо старого» и «не хочу пустых прилавков», что отразилось и в символике слогана «Голосуй сердцем, а то проиграешь».
На выборах В. В. Путина в 2000 и 2004 гг. СМК в большей мере использовали потребность народа в таком руководителе страны, который будет больше служить рядовым избирателям, а не «олигархам».
Исследования структуры проблем и тем в СМК. В 1968 г. М. Мак-Комб провел опрос избирателей по поводу самых важных проблем на президентских выборах и сравнил результаты со структурой сообщений в СМК и с данными опросов Гэллана с середины 40-х годов. Между «повестками дня» у населения и в СМК была выявлена сильная связь на уровне 0,96. Среди самых важных проблем, волновавших американцев, были внешняя политика, право и порядок, налоги, гражданские права и уровень жизни. На эмпирическом материале было доказано существование «повестки дня» как структуры предпочтений в выборе проблем СМК и аудитории.
Немецкие исследователи Брозиус и Кепплингер провели аналогичное исследование немецкого населения и СМК, установив аналогичную связь «повесток дня». Среди пяти самых важных проблем немцев больше всего волновали энергетические проблемы, отношения между Востоком и Западом, европейская политика, охрана среды, оборона.
В 1970-1980 гг. был проведен ряд масштабных исследований, в результате которых были установлены тенденции, развивающие и конкретизирующие теорию:
выявлено влияние «повестки дня» в разных видах СМК на группы избирателей с различными потребностями в ориентации, политическими интересами;
«повестка дня» сильнее действует на национальном уровне и слабее в региональном масштабе;
наиболее сильное воздействие оказывает обсуждение проблем в СМК, если оно продолжается в течение 8-10 недель, а первые эффекты появляются после 5-7 недель с начала обсуждения;
обсуждение проблемы в течение месяца может поднять интерес к ней с нулевого уровня значимости до высокого, а прекращение соответственно ослабить;
последние по времени сообщения играют более важную роль;
корреляция связана со значимостью проблемы; она тем больше обсуждается в СМК, чем значимее для аудитории.
На основе результатов исследований, посвященных влиянию «повестки дня», сделаны следующие выводы.
1. Люди не являются автоматами, программируемыми СМК. Некоторые в большей степени фильтруют информацию или относятся к ней критически. Различаются они и по степени любознательности. Наиболее подвержены влиянию СМК те, кто нуждается в ориентации, особенно когда это касается жизненно важных интересов, по которым существует какая-то неясность и ее надо устранить. Большим доверием, естественно, пользуются авторитетные источники.
2. Приоритеты интересов аудитории формируются «повесткой дня» СМК. Большинство людей акцентирует внимание на трех-пяти новостных темах. Это создает условия для СМК выдвигать на первый план те, которые они считают наиболее важными.
Тем самым достигается эффект влияния через привлечение внимания к муссируемым проблемам. Так осуществляется переход от неизвестных или незначимых для публики лиц и вопросов к известным, популярным, значимым. В 1992 г. больше половины американцев не знали Б. Клинтона, но после кампании в СМК он быстро стал известен и стал президентом.
3. Эмпирически доказано, что средства массовой информации эффективно воздействуют на аудиторию тогда, когда работают с «ненавязанными» проблемами и сюжетами (теми, по отношению к которым у людей нет личного опыта, и СМК выступают в качестве единственного источника сведений и учителя), и значительно менее эффективно, когда речь идет о проблемах, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни.
В российско-американском исследовании 1993 года значительное число российских журналистов выразило согласие с мнением о том, что большую часть аудитории мало интересует чтение материалов на серьезные темы, что аудитория легковерна и ее легко ввести в заблуждение. Через 10 лет опрос 2003 года показал, что российские журналисты еще более утвердились в своем мнении. Связано это с формированием среди определенной части журналистов «новых стереотипов», предполагающих особый спрос на облегченные, развлекательные, скандально-сенсацинные материалы, на который сильно повлияла общая тенденция пожелтения массовой российской прессы.
Журналисты слабо знают свою аудиторию. 63% журналистов, ответивших на анкету 2003 года, ощущают дефицит информации об аудитории. Исследования направлены в основном на рейтинговые показатели. Исследования потребностей, мотивов, ожиданий и оценок аудитории редки.
Фрейминг — технология формирования структуры сообщений. СМК формируют интерес к определенным темам. Осуществляется это благодаря технологии медиафрейма как метода отбора некоторых аспектов воспринимаемой реальности и превращения их таким образом в более значимые. Механизм фрейминга следующий: определяется суть проблемы, причины ее появления, дается моральная оценка и предлагаются рекомендации по ее решению. Внимание может привлекаться на уровне выделения отдельных свойств или целого комплекса, формирующего образ объекта или вопроса.
Фрейминг приводит к тому, что СМК не только привлекают внимание к вопросам, но и формируют точку зрения на них, а также способ решения. В этом заключена трехкомпонентная мощь возможностей СМК. Осуществляются они специалистами по определенным вопросам, а также журналистами и PR-специалистами.
Формирование структуры сообщений (повестки дня) осуществляется с помощью некоторых приемов:
привлечение внимания через осведомление о событии, проблеме;
расстановка акцентов и приоритетов. Так, событие на первой странице важнее и влияет сильнее. Большой материал значимее материала меньшего объема. Используется соответствующие графические решения, цвет, фотографии, заголовки статей. Внимание к одним событиям осуществляется нередкой ущерб другим, к которым у аудитории может быть интерес. Несовпадение повестки дня читателя и СМК встречается часто, массовому изданию трудно удовлетворить всех, поэтому и дальше будет развиваться процесс индивидуализации СМК;
повторение сообщений повышает их важность и внимание к ним. Чтобы они не стирались в памяти, следует держать внимание людей вокруг определенных тем. Чем чаще соответствующая информация появляется в СМК, тем опять же сильнее их влияние. Этот эффект используется рекламистами, которые стремятся разместить свою информацию, например, в телепередачах, имеющих наибольший рейтинг, т. е. которые смотрит большее число телезрителей. Аналогично и с другими СМК;
процесс производства сообщений включает в себя отбор из массовой культуры некоторых событий, их драматизацию для привлечения внимания с обязательным включением набора элементов секса, стрельбы, борьбы, гонок и т. и. и внедрение их в жизнь в целях продажи.
«Повестка дня» отечественных СМК. Формирование «повестки дня» все чаще анализируется и отечественными исследователями массмедиа. Авторы книги «Система средств массовой информации в России» пишут, что применительно к общероссийской прессе она выражается в фокусировании внимания на проблемах общероссийского звучания, в определении болевых точек социальной жизни, во введении в зону оперативного информирования и анализа событий, значимого для большинства. «Повестка дня» — это панорама противоречивого состояния общества.
Более конкретно структура материалов просматривается на примере отдельных изданий. Так, одна из наиболее популярных газет «Московский комсомолец» пытается соединить качественную аналитику с яростным по напору эпатажем, интеллектуальные размышления об искусстве - с интимными, на грани фола, откровениями героев публикаций, добротную публицистику - с идеологической тенденциозностью, жесткую конкретность в изложении событий - с размытыми текстами, лишенными фактуарности.
И самая, может быть, важная мысль для понимания востребованности СМК, т. е. соответствия «повесток дня» прессы и российской аудитории, — это эклектичное перемешивание черт, присущих качественному, критичному, и массовому, желтому, изданию, что хорошо согласуется с эклектичной культурой столиц и крупных городов, а также с потребностью зайти за грань меры, дозволенного, доказанного. Мало серьезной критики — надо хлестко разоблачить, раздеть так, чтобы аудитория получила подтверждение своим ожиданиям. А истина и глубина процессов может остаться до конца непонятой ни «писателями», ни читателями.
Универсально-тематические издания «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и др. ориентируются на определенную усредненность интеллектуальных запросов читателя, адаптированность сложных проблем, повышенное внимание к поп-культуре, активную эксплуатацию бульварных тем. В предметно-содержательном плане они выстраиваются так, чтобы быть доступными каждому. «АиФ» приспособлен к различным и даже противоположным читательским ожиданиям, к кругу повседневных забот: деньги, семья, здоровье немного о политике, о «звездах». В «комсомольских» газетах меньше утилитарной информации, но больше информации о событиях за рубежом, об экономике, политике, культуре, спорте, экологии. Оба вида балансируют на грани между «газетой новостей» и «газетой сенсаций», не чужды осторожной и конъюнктурной включенности в политические игры.
Качественные издания — «Известия», «Труд» — стремятся быть в первую очередь инструментами информирования и анализа, играть роль бесстрастного наблюдателя и критика, посредника между властью и обществом. Их «повестка дня» формируется из общезначимых проблем. В них четко разделены факт, анализ и комментарий. Они не ангажированны.
Радиостанция «Эхо Москвы» ориентирована на удовлетворение интересов образованного слушателя, при этом приоритет отдается актуальным проблемам политической и социальной жизни страны и мира. Аналитические программы злободневны, к обсуждению их привлекаются эксперты политики, общественные деятели, журналисты. В просветительские, культурные, познавательные программы включены новости театра и кино, воспоминания потомков известных личностей, передача «Говорим по-русски», историческая передача «Не так», детские передачи. Существуют и специализированные программы — для автомобилистов, садоводов, пользователей Интернета и другие проекты. Важное качество программ — интерактивность.
На телевидении «повестка дня» в показе фильмов остается сдвинутой в сторону американизации - более 50% показываемых фильмов американские, а отечественных только 20%. Среди отечественных наиболее популярны советские комедии, потому что новые попытки рассмешить не выдерживают конкуренции с прежними.
С. И. Ильченко говорит о заимствовании телевидением иностранных игровых телепрограмм, начало которым было положено в 1990 г. передачей «Поле чудес». Передачи игрового жанра стремятся к доминированию в эфире, синтезируя развлекательную и познавательную функции. «Развлекательный сектор вещания в нынешних социально-политических условиях становится основным и по зрительским предпочтениям, и по разработке новых жанров и форматов, и по тому месту, которое он занимает в эфире. Рекреативная функция гипертрофированно разрослась вследствие активного и повсеместного внедрения в программную политику каналов и компаний магистрального тренда, ориентированного на игровую интерпретацию реальности».
Исследования сообщений из-за рубежа показывают, что во всем мире внимание телеканалов сконцентрировано на США и Западной Европе, а также на странах-соседях. Другие становятся предметом внимания лишь при возникновении негативных явлений: стихийных бедствий, гражданских войн, экономических кризисов. Сообщения в российских телепрограммах о Европе чаще всего посвящены Германии, Франции и Англии.
Важной проблемой структуры содержания СМК является наличие в ней антинаучной информации, шарлатанства и суеверий. В погоне за тиражами пресса безответственно использует такого рода информацию. Вред ее бесспорен, но не всегда виден. Для подлинного плюрализма необходима контринформация со стороны ученых и специалистов, или споры и дискуссии по неясным вопросам. Ни СМК, ни наука не проявляют здесь должной активности, по существу, идя на поводу распространения опасного невежества.
- Аудитория в массовой коммуникации
- 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- 2. Теория ограниченного влияния смк
- 3. Теории активной аудитории
- 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- 5. Социальная ответственность смк и аудитории
- Теории процесса массовой коммуникации
- 1. Теория «привратника»
- 2. Теория «повестки дня»
- 3. Теория культивации Дж. Гербнера
- 4. Теории эффектов массовой коммуникации
- § 1. Содержание массовой коммуникации. Типы и виды средств массовой коммуникации
- Структура мк (по модели г. Лассуэлла)
- § 2. Функции массовой коммуникации
- § 3. Аудитории средств массовой коммуникации
- § 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- § 2. Теория ограниченного влияния смк
- § 3. Теории активной аудитории
- § 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- § 5. Социальная ответственность смк и аудитории