§ 2. Функции массовой коммуникации
В зарубежной литературе в качестве основных функций называют информирование и развлечение массовой аудитории. Отечественные авторы выделяют три основные функции СМИ.
Информационные. Они связаны с потребностями людей в событийной и иной оперативной информации и имеют форму новостей и репортажей. Информационные программы телевидения занимают, как правило, вторые места после художественных фильмов.
Аналитические. Аналитические материалы и передачи занимают более скромное место. Их популярность значительно меньше развлекательных и информационных.
Развлекательные. Если включить в них кинопоказ, то они занимают бесспорно первое место, а если исключить — они входят в первую тройку по рейтингу.
Д. Маккуэйл выразил функции медиа в виде метафор:
окно в окружающий мир;
носитель информации;
справочник;
средство интерактивного общения;
советник, помогающий понять суть проблем;
зеркало, отражающее нас самих,
фильтр, пропускающий то, на чем фокусируется внимание;
барьер, блокирующий истину.
У Дж. Меровица перечень метафор функций телевидения включает в себя около 20 наименований, которые мы объединим в несколько групп:
- большой брат, компаньон, учитель, детская няня, кафедра для проповедей, электронный сосед;
- окно в мир, сеть социальных отношений, новый язык, новая религия, общая арена, электронная газета, антология текстов;
- культиватор, распорядок дня, утолитель жажды;
- белый шум, пожиратель времени, наркотик, инструмент для террора.
Имеются и другие «наборы» функций. Это свидетельствует о том, что при общем взгляде на СМК как на информационно-развлекательную систему имеются различия, связанные с разными акцентами в понимании медиа и реальным многообразием функций СМК.
Функции СМК могут быть определены на основе общих теорий коммуникаций.
1. Системная теория рассматривает коммуникации как совокупность определенных элементов и связей между ними. В качестве элементов выступают отдельные субъекты, группы, организации, в том числе СМК, территории, страны. Коммуникационные связи между ними носят характер информационно-знаковых, за которыми стоят экономические, политические и другие социальные отношения.
Системы различаются по степени открытости и жесткости. Эта наиболее общая типология систем связана с ее жизненно важными функциями наблюдения за внешней и внутренней средой с целью обеспечения нормального для системы и своих элементов функционирования. Отсюда следует и системная функция МК — наблюдение за внешней (другими системами) и внутренней средой (за своими элементами — самонаблюдение) и использование результатов этого наблюдения во внешней и внутренней политике. Если говорить о СМК, то с их помощью осуществляется только часть массовых коммуникаций, а другие функции осуществляют наука, искусство, управление и др.
2. Общая теория управления системами указывает на функцию участия МК в управлении на основе учета обратной связи посредством сбора и анализа информации о функционировании элементов и системы, в том числе в результате принятых решений. Позитивная обратная связь требует усиления действий, а негативная — их корректировки или реформирования.
Кибернетика второго порядка требует учета влияния позиций коммуникаторов как наблюдателей системы, являющихся ее элементами и, следовательно, испытывающих на себе воздействие своей системы, что приводит к нарушению объективности информации. Внешний наблюдатель (например, иностранный журналист) свободен от первых, но подвержен влиянию своей системы, поэтому в одних вопросах он может быть объективнее, а в других — субъективнее первого.
В любом случае речь идет о функции участия МК в управлении социальной макросистемой.
3. Из информационной теории вытекает наиболее известная и бесспорная функция МК — информирования, т. е. сбора, отбора, стуктурирования, распространения сообщений.
В реальности СМК сообщают о событиях выборочно, придавая им свое значение и выгодную для них тенденциозность, тем самым искривляя объективность и точность информации. Так, повышенное внимание СМК к преступлениям, убийствам, катастрофам или сексу и сплетням светской жизни связано с их коммерческим интересом и примитивно-низменными вкусами и потребностями части публики.
4. С семиотикой связана такая функция МК, как создание знаков, несущих определенные значения в СМК, в которых объективная, обозначающая информация (денотации) переплетена с субъективной интерпретацией (коннотации) массовых коммуникаторов. С этим связана необходимость сочетания отражения реальных процессов и придание им значимости, оценивания, выражения собственного мнения в СМК.
В числе создаваемых знаков находятся изобразительные и символические, которые воздействуют на читателей и зрителей как формой, так и содержанием. -
Сами средства МК становятся символами серьезной аналитической или желтой, бульварной МК. Они могут обслуживать элитарные или популистские, национальные или глобальные интересы и потребности. Одни СМК, по классификации М. Маклюэна, могут называться «горячими» и требовать больших интеллектуальных усилий (книги, журналы и газеты), другие™ «холодными» (электронные СМК). В этом смысле все они занимают свое место в спектре более сложных или простых методов изучения жизненных проблем людей.
5. Когнитивный, иитерпретативнып и феноменологический подходы к МК дают основание журналистам и читателям выражать свои собственные мысли и чувства (право на субъективность, в том числе и на несовпадение своего мнения с позицией собственника, правительства или аудитории). В этой функции получает свое полное выражение свобода СМК — право на независимые позиции и оценки, а также право на их пропаганду и убеждение других людей в правоте своих суждений в каждом сегменте всего спектра идей.
6. В дискурсивном, нарративном и драматургическом подходах заложены основы культурно-развлекательной функции МК — передача текстов, бесед, рассказов, историй, шоу, спортивных состязаний, художественных фильмов и театральных постановок всех видов и типов.
К этим функциям примыкает социальное конструирование СМК новой виртуальной реальности с позитивным или негативным имиджем.
Из критических теорий вытекает функция критики и защиты О1 критики. С этими функциями связано стремление СМК к стабилизации положения дел в обществе или к его модернизации, вплоть до радикальных изменений .Здесь также может быть весь спектр позиций -- от явной апологетики до яростной непримиримой критики, от консерватизма до радикализма.
Из структурализма и спектрального подхода вытекает необходимость проникновения в бинарную структуру всех процессов жизни и культуры как основу фундаментального осмысления жизни, а также понимание и демонстрация спектра значений и стремление к поиску гармоничных оптимальных коммуникаций на основе принципа золотого сечения — спектральная функция.
Спектральность МК обусловлена противоречивостью поведения элементов и систем. Базовым противоречием является столкновение индивидуальных и общих интересов у любого элемента и системы (человека, организации, страны и т. д.). По степени их-выраженности образуется спектр с двумя противоположностями (индивидуальное и общее), двумя крайностями (эгоизм и казармеш-юетъ), «дурной» серединой (эклектическое соединение личного и общего) и двумя «золотыми» серединами с оптимальным сочетанием личного с общим или общего с личным. Это упорядоченный спектр, а не просто набор разных элементов,
Спектральный характер МК имеет минимум три слоя:
спектр событий, которые имеют позитивную или негативную направленность (рождение и смерть, новое сооружение и катастрофа, праздник и горе, мир и война, победа демократии идиктатуры и т. п.); спектр СМК, выражающих позиции разных сил, которые и осуществляют выбор и структурирование сообщений в своих интересах;
- спектр аудитории, которая включает в себя слои, по-разному относящиеся к реальным событиям и их освещению в СМК. Этот многослойный «пирог» событий, сообщений и оценок усложняет процесс информирования, которое должно быть объективным и точным.
- Аудитория в массовой коммуникации
- 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- 2. Теория ограниченного влияния смк
- 3. Теории активной аудитории
- 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- 5. Социальная ответственность смк и аудитории
- Теории процесса массовой коммуникации
- 1. Теория «привратника»
- 2. Теория «повестки дня»
- 3. Теория культивации Дж. Гербнера
- 4. Теории эффектов массовой коммуникации
- § 1. Содержание массовой коммуникации. Типы и виды средств массовой коммуникации
- Структура мк (по модели г. Лассуэлла)
- § 2. Функции массовой коммуникации
- § 3. Аудитории средств массовой коммуникации
- § 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- § 2. Теория ограниченного влияния смк
- § 3. Теории активной аудитории
- § 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- § 5. Социальная ответственность смк и аудитории