4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
Постмодернизм - это эклектический плюрализм идей, объединяет которые снятие границ между людьми, идеями, позициями и идеологиями. Все имеет право на существование в бурлящем котле индивидуалистической фрагментарности. Свобода без границ.
Постмодернистская культура осуществляет радикальную переоценку ценностей на основе философского скептицизма, релятивизма, плюрализма в их новом постмодернистском понимании.
Вечная проблема соотношения материи и сознания решается в пользу второго и форме определяющей роли текстов по отношению к реальности, моделирования (симулякров) и конструирования по отношению к отражению, виртуальной реальности по отношению к материальной. Все это является реакцией на новые возможности информационного общества, напоминающие ситуацию в науке и искусстве начала XX в. Здесь есть позитивные и негативные стороны, которые нуждаются в объективном анализе.
Ж. Деррида на примере разбора Декларации независимости США говорит о том, что реальный юридически подписчик документа народ, однако за него подписываются другие. Следовательно, реально этого народа не существует. Его делают самим текстом и подписью, а не народ пишет текст и подписывает5. Здесь иллюстрируется активная определяющая роль текста по отношению к реальности. Но если текст не отразит народные чаяния, то народ может отвергнуть его. Поэтому приоритет следует, в конечном итоге, отдать реальности.
Так случилось, в частности, с советским народом, за который писали и переписывали советские конституции, а затем они были отброшены в пользу новой демократической, но опять же написанной за него в виде текста и вызывающий сейчас вопросы у народа по поводу права на труд, на бесплатное образование, на медицинское обслуживание и др.
Среди западных мыслителей критическую позицию занял Ж. Бодрийяр. Он справедливо обратил внимание на неправомерные претензии симуляции как гиперреальности, охватившей все сферы жизни, быть их фактически заменителями. Все это хорошо выглядит на фойе благополучия. Но вот случилось наводнение в Европе - и всем пришлось вспомнить о мешках с песком вместо симулякров.
Отечественные исследователи критически анализируют свойства постмодернизма и его проникновение в СМК. Г. С. Мельник пишет, что в отечественную журналистику проникает постмодернизм, который разрушает старые каноны и размывает ранее установленные границы жанра. В текстах СМИ проявляется все больше недоверия к универсальным нормам и всеобъемлющим теоретическим системам, к идее рационального, идеального субъекта. Отвергается идея целостности и причинности. СМИ в русле постмодернизма создают новый образ социально фрагментированного человека и новый эскизный и постоянно меняющийся образ мира. В результате полифонии и многозначности смыслов читатель не может получить ответ на вопрос, что истинно, что ложно, что есть добро, а что зло.
Еще более резкую отповедь постмодернизму даст Е. Н. Корнилова. Через развлекательность и «иллюзионизм» осуществляется примитивизация действительности, ее подгонка под массовое сознание. Иронический контекст, мифологизация и мистификация; непомерный нарциссизм и цинизм - искусство разрушения, не имеющее под собой никакой созидательной идеи. К негативным явлениям относят отсутствие серьезной публицистики, ставящей задачу преображения общества, воспитания липкости. Отсутствие формирования общественного мнения высококомпетентными людьми на фоне распространения критики настроенческой, с бурными чувствами восхищения и негодования, сплетнями и скандалами. Не дается оценок порчи языка, безграничной отсебятины.
Прорыв постмодернизма в России связан с развалом СССР, где господствовала монистическая идеология, не устраивавшая многих. Для одних ее уход воспринимается кик утрата ориентира в жизни, а для других — как снятие оков и обретение свободы жить и мыслить по своему усмотрению. Отсюда взлет разнообразных форм потребления — от пива до СМК.
На Западе это происходило эволюционно, через развитие и отсутствие всяческих дефицитов. Постмодернизм - это индивидуалистическая реакция сытого человека, который ищет все более изощренного разнообразия в удовлетворении материальных и духовных потребностей.
В Россию постмодернизм пришел мощным и мутным потоком, создав эйфорию от власти денег и удовольствий. В. Кузин пишет о теории «отложенной честности» как о российском варианте либерального постмодернизма, в основе которого лежит не нравственный долг, а индивидуалистическая вседозволенность.
Выходов из этой ситуации два. Один связан с авторитарной реакцией на «разгул стихии». Второй требует нормализации жизни в рамках более цивилизованного демократического общества с множеством личных миров, жизненных форм и стилей. Но угрозы перехода границ меры существуют как на мировом уровне, так и для отдельных стран и личностей.
- Аудитория в массовой коммуникации
- 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- 2. Теория ограниченного влияния смк
- 3. Теории активной аудитории
- 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- 5. Социальная ответственность смк и аудитории
- Теории процесса массовой коммуникации
- 1. Теория «привратника»
- 2. Теория «повестки дня»
- 3. Теория культивации Дж. Гербнера
- 4. Теории эффектов массовой коммуникации
- § 1. Содержание массовой коммуникации. Типы и виды средств массовой коммуникации
- Структура мк (по модели г. Лассуэлла)
- § 2. Функции массовой коммуникации
- § 3. Аудитории средств массовой коммуникации
- § 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- § 2. Теория ограниченного влияния смк
- § 3. Теории активной аудитории
- § 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- § 5. Социальная ответственность смк и аудитории