§ 2. Теория ограниченного влияния смк
Идеи о сильном влиянии СМК в условиях массового общества доминировали до 40-х годов прошлого века. Они находили свое подтверждение в практике социально-политической жизни. Пропагандистские функции СМИ проявились в максимальной форме. Государство подчинило медиа своему контролю. Частная собственность на СМИ в большинстве стран была заменена государственной. Многим казалось, что такой путь несет благо всем, потому что уменьшает опасное влияние массовых коммуникаций на людей.
Но на пике популярности этим идеям был нанесен удар со стороны исследователей эффектов влияния медиа. Организатором этих исследований стал американский социолог П. Лазарсфельд. Он выявил многочисленные приемы сопротивления людей власти СМИ и доказал, что «не так страшен зол к», как кажется. Его идеи легли в основу концепции ограниченных эффектов СМИ. Рождению новойтсории способствовало проведение эмпирических исследований, поддержанных бизнесом, увидевшим в его результатах практическую выгоду для себя. В основу концепции легли результаты исследований, проведенных в 1940-1960-х годах.
Было установлено, что СМИ редко имеют прямое влияние на индивидов. Люди обсуждают информацию с людьми, кото рым доверяют, советуются с близкими, друзьями, с коллегами на работе.
Имеется двухшаговое влияние па людей через лидеров мнений.
На большую часть людей оказывают сильное влияние по литические партии и религиозные организации.
Прямые медиаэффекты есть, но они значительно скромнее по своим масштабам, чем думалось: В кризисное время они воз растают, охватывая большее число людей, а в спокойное ослаб ляются, действуя на небольшие группы по интересам.
На восприятие информационных потоков влияют такие факторы, как уровень образования, объем сообщений, интерес к новостям, совпадение или различие позиций, обсуждение новостей с другими людьми. Так, в частности, неприятную -информацию люди могут не воспринимать, или переделывают ее на свой лад, или стараются поскорее забыть. В первую очередь обращают внимание па то, что им нравится, совпадает с их чувствами, убеждениями.
В рамках концепции ограниченных эффектов возник ряд более конкретных теорий или теорий среднего уровня, содержание которых будет раскрыто в гл. 4, потому что они вписываются в группу теорий, основанных на этапах информационно-линейной коммуникации.
В целом концепцию ограниченных эффектов СМ И характеризуют следующие положения,
1. Теория должна опираться на результаты эмпирических
исследований.
2. Роль СМ И в обществе ограниченна. Они преимуществен но усиливают существующие тенденции и могут инициировать социальные изменения. Последний пример — роль российских СМИ в перестройке и начале реформ.
Когда СМИ инициируют социальные изменения, это ведет к разрушению стабильности в обществе и обострению отдельных проблем. В этом проявляется их опасная разруши тельная сила.
Роль СМИ в жизни людей ограниченна, но для некоторых типов и групп она может быть дисфункциональной,
Несмотря.па проявления дисфункциональное™, СМИ, как правило, помогают сохранению существующей социальной и политической системы.
Подорвав господство идей массового общества, теория ограниченных эффектов вместо идеологизированного подхода к массовой коммуникации сделала приоритетным эмпирическое наблюдение и создала хорошую основу для развития коммуни^ кативиой отрасли знания.
- Аудитория в массовой коммуникации
- 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- 2. Теория ограниченного влияния смк
- 3. Теории активной аудитории
- 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- 5. Социальная ответственность смк и аудитории
- Теории процесса массовой коммуникации
- 1. Теория «привратника»
- 2. Теория «повестки дня»
- 3. Теория культивации Дж. Гербнера
- 4. Теории эффектов массовой коммуникации
- § 1. Содержание массовой коммуникации. Типы и виды средств массовой коммуникации
- Структура мк (по модели г. Лассуэлла)
- § 2. Функции массовой коммуникации
- § 3. Аудитории средств массовой коммуникации
- § 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- § 2. Теория ограниченного влияния смк
- § 3. Теории активной аудитории
- § 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- § 5. Социальная ответственность смк и аудитории