Структура мк (по модели г. Лассуэлла)
В модели Г. Лассуэлла коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает — что — по какому каналу — кому — с каким эффектом.
Коммуникаторы. На первом месте в модели Лассуэлла (кто сообщает) располагаются коммуникаторы — создатели информационных сообщений.
Вследствие особой важности массовой информации для общества ее производством и распространением профессионально занимаются коллективы и группы людей - коммуникаторы (адресанты). В их задачу входит подготовка информационных сообщений, которые должны быть доступны и понятны для потенциальных потребителей, находящихся в разных регионах страны, континента или всей планеты.
Производство информации коммуникаторами неотделимо от интересов ее потребителей. Потребители социальной информации, выступающие чаще как «массы», разнородные организованно неоформленные множества людей, называются аудиториями (адресатами).
В определенном смысле деление участников массово-коммуникационного процесса условно, поскольку профессиональные коммуникаторы нередко сами составляют часть аудитории. Например, тележурналисты одновременно могут быть зрителями других телепередач, а индивиды, не имеющие прямого отношения к созданию информации, сами производят письма, информационные сообщения, участвуют в радио- и телепередачах, выступают на митингах и собраниях.
Однако профессиональные коммуникаторы играют главенствующую роль в массовой коммуникации, так как именно они являются обладателями, распространителями и интерпретаторами большого объема информационных потоков.
При исследовании институциональной природы социальных групп профессиональных коммуникаторов выделяются две основные группы: «редакции» и «издатели».
1. «Редакции» (коммуниканты) - это непосредственные создатели и передатчики текстов. Сами «редакции» подразделяются на:
журналистов и пиарменов (кто собирает информацию, создает первичный текст и выступает перед аудиторией),
«техников» (те, кто обеспечивает материализацию текста, его размножение, хранение и передачу; в эту группу включают дикторов, операторов, работников типографии, инженеров, программистов, дизайнеров, оформителей).
В группе «редакция» первое место занимают журналисты и пиармены, осуществляющие общение с аудиториями.
2. Особо важную роль в эпоху инновационных технологий играют «издатели». В данном контексте под термином «издатели» понимаются владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы и другие лица, определяющие главные цели органа информации. В группу «издатели» также входят политические консультанты и представители служб исследования общественного мнения, которые оказывают огромное влияние на информационную политику СМК.
«Издатели» подразделяются на медиократов и спиндокторов. Медиократы (от французского и медиокр — посредственность) — это владельцы СМК, а спиндокторы (от англ. спин — верчение, кружение) — это, как правило, не владельцы СМК, а те люди, которые в силу личного авторитета, обладания властью, знакомств с журналистами и хорошего знания информационной инфраструктуры имеют возможность воздействовать на подготовку информационных сообщений, их отбор и способы освещения. Вместе с журналистами спиндокторы создают или преобразовывают тексты репортажей. Эти обстоятельства позволяют спиндоктору использовать, например, через знакомых журналистов «утечку информации», организовать соответствующую заказную реакцию на выступления оппонента, чтобы уменьшить его значимость, распространить созданные им слоганы, лозунги и т.п.
Необходимость профессии спиндоктора обусловлена следующими факторами:
возрастание роли СМИ в общественной, экономической и политической жизни;
возможность использования каналов коммуникации для манипулирования общественным мнением;
возрастание роли общественного мнения, формируемого на основе управления информационными потоками.
Можно определить эту область деятельности как менеджмент новостей. Такой менеджмент особенно значим в кризисных ситуациях. Если целью сообщения журналиста является факт, то спиндоктор дает его интерпретацию (при этом даже утечка факта делается ради той или иной интерпретации); целевой аудиторией для журналиста является массовая аудитория, а для спиндоктора – сами журналисты (для достижения через их посредничество массовой аудитории); обычно журналист в коммуникативный процесс входит в начале его, а спиндоктор – в любой его точке.
С позиции спиндоктора главенствующим оказывается чисто коммуникативный аспект. С социально – политической точки зрения работа спиндоктора – это скрытое управление прессой.
Как правило, спиндоктор чаще всего занят исправлением разнообразных деформаций образа события в СМИ после того, как информационное развитие приняло неблагоприятный оборот.
Главным объектом деятельности спиндоктора является информационный блок. Формирование им новостной информационной сферы производится:
– путем отбора информации;
– приданием значимости «нужным» новостям;
– путем торможения и ускорения информации.
В частности, для торможения информации спиндоктор использует такие инструменты, как:
а) недопуск события в СМИ (например, Госдепартамент США попросил СМИ не давать в эфир интервью с Бен Ладеном и лидерами террористов);
б) изменение модуса информации (например, ироническое отношение на НТВ к В. Жириновскому и Г. Зюганову);
в) замена сообщения новой информацией;
г) перенос акцентов.
Для ускорения информации спиндоктором применяются другие инструменты:
а) рассказ о событиях в СМИ (например, о терракте в США 11 сентября 2002 г.);
б) акцент на важность;
в) присоединение к другому важному событию;
г) использование положительных комментариев.
Пример деятельности спиндокторов: американским общественным мнением не остался незамеченным факт появления Б. Клинтона в движущемся кресле-каталке (он повредил ногу). Это изменило новостной фон в период скандала с Левински.
Существует предположение, что идея бомбардировки лагерей террористов в апогее разбирательств с Левински подсказана спиндокторами – с целью переключения внимания общественности.
На российской политической арене классический пример «спина» – замалчивание болезни Ельцина перед президентскими выборами 1996 г. Другой пример – доверительное сообщение пресс-секретаря корреспондентам российских и зарубежных СМИ о «твердом рукопожатии президента» в период болезни последнего, которое сразу изменило ситуацию в нужном направлении.
Подготовка важнейших сообщений в СМК практически всегда является результатом совместной деятельности медиократов, журналистов и спиндокторов. Освещение какого-либо события характеризуется по следующим показателям:
- частота повторов освещения события в СМК;
- амплитуда между повторами аналогичных по структуре и содержанию сообщений, показывающая, при какой частоте упоминания схожих событий в СМК данное событие может стать новостью. Так, только при определенном уровне освещения в СМК проблема наркомании может быть воспринята аудиторией как новость;
- неоднозначности события: чем меньше неоднозначность, тем выше вероятность того, что событие будет замечено;
- релевантность события по отношению к культуре и осведомленности аудитории — общественное мнение преимущественно реагирует на событие, которое доступно его пониманию;
- соответствие произошедшего события ожиданиям: чем более данное событие ожидаемо в обществе, тем скорее оно станет актуальной новостью;
- неординарность события — новостью или сенсацией становится такое событие, которое редко случается, небанально по своей сути и выходит за рамки стандартной ситуации;
- сохранение актуальности события — наиболее яркие и громкие новости сохраняют свою злободневность в течение достаточно длительного времени.
Именно «издатели» организуют «продвижение» сообщения о событиях в СМК, схема такого «продвижения» сводится к следующим этапам:
первые, отрывочные сведения о событии;
появление полноценной (высококачественной) информации;
добавление первичных комментариев авторов данного сообщения;
новое развитие события в СМК, увеличение его значимости в глазах общественности;
высказывание мнений общественных авторитетов в СМК;
первые "попытки аналитического осмысления проблемы, затронутой в информационном сообщении;
разрастание и усугубление проблемы;
попытка выработки единого решения;
озвучивание единого решения признанными общественными авторитетами;
выработка стереотипа по решению данной проблемы в общественном сознании.
Очевидно, что «издатели» в угоду определенным социально-экономическим и политическим интересам могут либо способствовать продвижению информации о данном событии в СМК, либо умышленно препятствовать ее прохождению.
Отсюда следует, что важнейшей общественно значимой функцией «издателей» является контроль за созданием и преобразованием социальной информации.
Медиократы осуществляют контроль за информационной политикой, используя прежде всего административные ресурсы. Рассматривая механизм контроля за СМК на практике, правомерно выделить две его основные модели:
- «тоталитарную», которая налагает полный запрет на освещение определенных событий;
- «демократическую», которая предусматривает освещение «нежелательного события» в информационном потоке вместе с другими сообщениями. При такой комбинации ретушируется значимость «нежелательного события».
Контроль, осуществляемый спиндокторами в СМК, представляет собой нечто вроде фильтра, не пропускающего нежелательные факты. Существуют три типа контроля спиндокторов за информацией: 1) контроль допуска на объект (к эпицентру события журналисты вообще не допускаются или допускаются «избранные»; так, известны случаи, когда журналисты не получают аккредитации в зону боевых действий, в зал парламентских заседаний и т.д.); 2) контроль информации (вся информация поступает из пресс-центров и пресс-конференций; таким образом она приходит к журналисту через вторые руки); 3) контроль за передачей информации (цензура фото- и видеосъемок, ограничение доступа журналистов к эфиру).
Таким образом, коммуникаторы в процессе создания и преобразования социальной информации представляют собой единую институционально оформленную организацию.
Массовая информация. На втором месте в модели Лассуэлла (что сообщается) располагается информация, распространяемая при помощи СМК.
Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.
Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды — экономическая, политическая, научно-техническая, художественная, религиозная и др.
Массовая информация отражает общественные процессы в целом (экономические, политические, демографические и т.д.), а также конкретные процессы в региональных и профессиональных сообществах, в различных социальных организациях.
Определяющими характеристиками массовой информации являются цели, ценности, количественной и качественной характеристиках.
Цели: в условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель — управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.
Количественная характеристика массовой информации — мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с СМК, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей.
В определенных случаях количественная характеристика массовой информации может отражать существующий в обществе «дефицит информации», обусловленный такими причинами, как наличие цензуры, отсутствие или слабое развитие СМК, их неэффективная работа.
В современном мире «дефицит информации» представляет угрозу для экономического, культурного и политического развития общества.
Составляющими качественной характеристики массовой информации являются: востребованность, польза, интересность (общая и практическая по всем рассматриваемым вопросам), эмоциональная окрашенность. Как правило, качество массовой информации определяется ее адресатом. Так, информация высокого качества соответствует упомянутым выше критериям и учитывает уровень знаний, необходимый для понимания ее смысла, будучи чаще всего ориентированной на «среднего» потребителя (зрителя, слушателя, читателя).
Качественная характеристика информации тесно связана с ее количественной характеристикой. Например, причиной «дефицита информации» может быть ее низкое качество и при увеличении ее объема дефицит не устраняется. Количественная и качественная характеристики массовой информации определяют ее ценность.
Ценность массовой информации базируется на следующих принципах:
- диалектическое единство ее количественных и качественных характеристик;
- органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов массовой информации, циркулирующих в обществе;
- постулирование эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей информации;
- наличие объективной стороны при оценке массовой информации (когда ценность рассматривается как свойство самой информации);
- наличие субъективной стороны при ее оценке, поскольку ценности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.
В процессе исследования общественных отношений ценность массовой информации измеряется, как правило, степенью востребованности и эффектом ее воздействия на индивидов, т.е. определяется такими ее свойствами, как представительность, доступность, полнота, достоверность, своевременность, этичность и др.
Потребность в массовой информации - состояние, обусловленное недостатком определенных сведений и знаний, необходимых для удовлетворения требований индивида и социальной группы для нормальной жизнедеятельности.
Для удовлетворения биологических, психологических и нравственных потребностей человека массовая информация может быть востребована в трех «состояниях»: как материал для создания новой информации (использование ранее накопленных знаний); как ориентир для экономической, политической и культурной деятельности; как механизм управления и контроля за социальной реальностью.
Средства передачи массовой информации. На третье место в структуре массовой информации (по какому каналу сообщается) Лассуэлл ставит средства передачи массовой информации — СМК.
Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.
СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.
Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, РR-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).
Если говорить о видах средств массовой коммуникации, традиционно принято выделять следующие группы:
- книги, журналы, газеты (печатные МК);
- радио, телевидение, Интернет (аудиовизуальные МК);
- кино, фото.
Основные виды СМК в их взаимосвязи хорошо иллюстрирует звездная модель (рис. I). Средства МК располагаются в определенном порядке по принципу взаимодополнения.
Каждое из этих средств наиболее близко по свойствам к двум близлежащим и может нести часть функций соседнего, но в то же время представляет самостоятельное средство коммуникации с оригинальными, только ему присущими свойствами. В центре этой звезды можно поместить Интернет как суперсеть компьютеров, интегрирующую функции всех других СМК.
История СМК насчитывает несколько сотен лет, начиная с XV в., когда И. Гуттенбергом был изобретен печатный станок с железной платой, а в XVI в. начался процесс производства книг и газет.
Новая технология печати была подготовлена всем предыдущим развитием - созданием алфавита и фонетического письма, распространением грамотности народа, переходом от пергамента к бумаге, вытеснением свитка кодексом, т. е. сложенными один к одному листами.
На примере печатных СМИ видна общая закономерность развития массовых коммуникаций - производство все большего количества информации для все большего числа людей на все более дешевых носителях.
Телеграф и телефон позволили увеличить скорость передачи информации на более дальние расстояния. Коммуникационные спутники позволили развить мобильную телефонную связь, которая сегодня органично дополняет стационарные телефоны.
Благодаря фотографии, изобретенной еще в 1837 г., расширилось знание о мире. В конце XIX в. она стала средством массовой информации через репродукции. Затем возникли фотожурналистика и кинематограф, которые усилили визуализацию информации.
Кино, родившееся в 1895 г., захватило все слои населения уже в 20-е годы. Вначале людей интересовало само чудо движения, а затем проявилась жажда смотреть истории о жизни. Как воплощение массовой мечты о человеческом идеале красоты родились звезды. Актеры благодаря кино стали известны и любимы всеми.
Рост дохода, свободного времени и разнообразия потребностей стимулировали развитие рекламы, которая связала массовое общество с образами. В начале XX в. их главными носителями были газеты, затем журналы. В конце 20-х годов радио стало упоминать своих спонсоров. Распространение рекламы привело к необходимости введения ограничений ее объемов и содержания.
Радио сформировало потребность в таких формах популярных развлечений, как драма, комедия, спорт, музыка. Радионовости, в отличие от газеты, создали эффект присутствия-Радио стало оказывать огромное влияние на мир, на формирование духовных и материальных потребностей больших масс людей.
Телевидение вначале копировало радио. Затем оно стало показывать комедии и приключения. В семье возникла любовь к телевизору, особенно по вечерам и выходным. Производство и просмотр телепередач стало важнейшей технологией социальной жизни. Телеэкран позволяет зрителям воспринимать историю через телеизображение, которое действует на людей сильнее, чем книжный текст. Разнообразие программ ведет к формированию собственной точки зрения телезрителя.
Телевидение, как считает В. П. Терин, воплощает в себе два принципа. Во-первых, это мозаичность изображения, представляющего весь мир в качестве набора сообщений из всевозможных областей жизни. Во-вторых, это резонанс (взаимное усиление) поступающих в сознание телезрителей сообщений, который преодолевает их мозаичную раздробленность, объединяя работой сознания целостное смысловое единство.
Большое внимание анализу телевидения как символу революции аудиовизуальных средств уделил М. Маклюэн. Основная идея Маклюэна, ставшая афоризмом, заключается в том, что средство общения становится самим сообщением. Когда говорят, «По телевизору показали или сказали» - в этом и проявляется сообщающая роль телевидения. Роль телевидения в XX в. можно выразить словами «Я мыслю с помощью массмедиа, следовательно, существую».
Но Маклюэн видел и опасные стороны телевидения, сравнивая его с наркотиком, уничтожающим чтение. Это демиург «глобальной деревни», ее порождающий, конструирующий и формирующий. Глобальная деревня — это и глобальный театр, где все стали актерами. Но главное в идее «глобальной деревни» - это ее функция объединения людей.
В третьей четверти XX в. роль главного героя начинает играть персональный компьютер. Стали быстро развиваться компьютерные сети, мировая сеть Интернет. Современный компьютер может хранить и обрабатывать огромные объемы разнообразной информации.
Осуществляется объединение компьютерных и коммуникационных технологий. Стала осознаваться ключевая роль информации в обществе. Возникает концепция информационного общества.
В настоящее время развитые страны вошли в стадию информационного общества. Для них характерен выход на первые позиции по численности информационно-коммуникативных работников и объему продаж информационных продуктов. Интенсивно растут информационно-коммуникативные потребности людей и организаций, включая СМК, связанные с переработкой больших массивов информации и необходимостью мобильных коммуникаций.
Российское общество, несмотря на отставание от развитых стран и специфические трудности реформенных преобразований, динамично продвигается по пути формирования информационно-коммуникативного общества. Вселяет оптимизм то, что информационно-коммуникативный сектор услуг нашего общества развивается наиболее динамично.
Таблица №1. Характеристика массовой и межличностной коммуникации
Массовая коммуникация | Межличностная коммуникация |
Опосредованность общения техническими средствами | Непосредственный контакт в общении |
Общение больших социальных групп | Общение в основном отдельных индивидов |
Ярко выраженная социальная ориентированность общения | Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения |
Организованный, институциональный характер общения | Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения |
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения | Наличие непосредственной обратной связи между обращающимися в процессе коммуникативного акта |
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения | Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения |
Одноправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей | Переменная смена направленности информации и коммуникативных ролей |
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность | «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность |
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория | Реципиент - отдельный конкретный человек |
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений | Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность |
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения | Преобладание непосредственного восприятия сообщения |
- Аудитория в массовой коммуникации
- 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- 2. Теория ограниченного влияния смк
- 3. Теории активной аудитории
- 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- 5. Социальная ответственность смк и аудитории
- Теории процесса массовой коммуникации
- 1. Теория «привратника»
- 2. Теория «повестки дня»
- 3. Теория культивации Дж. Гербнера
- 4. Теории эффектов массовой коммуникации
- § 1. Содержание массовой коммуникации. Типы и виды средств массовой коммуникации
- Структура мк (по модели г. Лассуэлла)
- § 2. Функции массовой коммуникации
- § 3. Аудитории средств массовой коммуникации
- § 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- § 2. Теория ограниченного влияния смк
- § 3. Теории активной аудитории
- § 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- § 5. Социальная ответственность смк и аудитории