§ 1. Содержание массовой коммуникации. Типы и виды средств массовой коммуникации
Массовые коммуникации (МК) являются одним из видов коммуникаций и определяются как процесс производства и передачи сообщений большим массам людей с помощью специальных технических средств.
Специфика МК определяется следующими качествами:
- массовость,
- пространственная рассредоточенность реципиентов,
- применение специальной техники.
Отечественный исследователь М. М. Назаров выделяет такие особенности МК:
- публичный характер и открытость,
- ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи информации,
- опосредованность контактов передающей и принимающей сторон,
- асимметричность их отношений,
- множество реципиентов и др.
В понимании МК наблюдается тенденция сведения ее к средствам массовой информации (СМИ). Это обусловлено и формулировкой закона РФ «О средствах массовой информации». Массовая информация в законе сводится к предназначенным для неограниченного круга лиц печатным, аудио, аудиовизуальным и иным сообщениям и материалам. Соответственно под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. К ним относят периодическую печать, книгоиздание, радио и телевидение, кино и фото, Интернет.
В законе употребляется понятие «средства массовой информации», хотя в теории и на практике сейчас все используют термин «средства массовой коммуникации» (СМК) - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.
Г. В. Жирков видит один из итогов 300-летнего развития русской журналистики в том, что она стала средством массового общения. Стало уделяться больше внимания механизму обратной связи - реакции публики на увиденное и услышанное. Передача информации превращается тем самым в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.
Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими свойствами:
диахронность - коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;
диатопность - коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;
мультиплицирование - коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;
симультанность - свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;
репликация - свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.
- Аудитория в массовой коммуникации
- 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- 2. Теория ограниченного влияния смк
- 3. Теории активной аудитории
- 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- 5. Социальная ответственность смк и аудитории
- Теории процесса массовой коммуникации
- 1. Теория «привратника»
- 2. Теория «повестки дня»
- 3. Теория культивации Дж. Гербнера
- 4. Теории эффектов массовой коммуникации
- § 1. Содержание массовой коммуникации. Типы и виды средств массовой коммуникации
- Структура мк (по модели г. Лассуэлла)
- § 2. Функции массовой коммуникации
- § 3. Аудитории средств массовой коммуникации
- § 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- § 2. Теория ограниченного влияния смк
- § 3. Теории активной аудитории
- § 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- § 5. Социальная ответственность смк и аудитории