logo search
Курс лекций Телевизионная реклама

Методы построения сценарного материала.

Реклама должна привлекать внимание - это аксиома. Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Но привлечь к себе внимание - это далеко не все. Внимание надо перевести в произвольную форму, удержать его, а это возможно только при соответствующей организации рекламного материала, его композиции, цветовом и музыкальном оформлении. Чтобы удержать внимание потребителей, создатели придумывают замысловатые сюжеты, обращаются к юмору. Наиболее запомнившиеся рекламные ролики имеют в основе своего сюжета комедийную ситуацию или же неожиданность развязки .

В любых случаях на переднем плане должен быть именно рекламируемый товар, а не сюжет, юмор, персонаж, цвет. Последовательность

предъявления информации должна идти по цепочке ЧТО, КАК, ГДЕ. Если же потребитель с восторгом вспоминает о том, что ему демонстрировали товар и кто был главным действующим лицом, но ни слова не помнит о самом товаре, то рекламу считают неудачной, а образы, привлекшие основное внимание, называют даже образами-вампирами. Чтобы желание владеть товаром возникло, нужно показать возможности, которыми потребитель будет располагать после покупки. Девушка покупает в косметическом магазине не крем, а мечту о красоте. Машина - это не тривиальное транспортное средство, а чувство свободы и раскрепощенности. Мечта, надежда, свобода - разве жаль каких-то денег ради этих высших ценностей?

Реклама может носить чисто информативный характер, и это вполне годится для соответствующих товаров и аудитории. Например, профессионалам, особенно мужчинам, достаточно сообщить технические характеристики изделия, им не особенно важно, какой будет улыбка очаровательной девушки. Главную роль в такой рекламе играют правильно, без особой перегрузки скомпонованные информационные показатели.

Реклама-убеждение имеет широкий диапазон - от навязывания товара до

ненавязчивого совета. Как и любое убеждение, такая реклама носит преимущественно вербальный характер. Реклама-убеждение использует различную аргументацию для доказательства того, что товар должен быть приобретен. Аргументы могут быть положительными типа «Если Вы приобретете этот товар, Вы получите преимущества перед другими (имеется в виду не приобретшим) в том-то» (обычно перечисляются все возможные и невозможные блага). Аргументы могут носить отрицательный характер типа «Если Вы не воспользуетесь услугами такой то фирмы, то Вас в ближайшее время будут ожидать такие-то неприятности». Следует отметить, что люди сознательно себя ограждают себя от отрицательных эмоций и отвергают «страшные» рекламы. Классический пример: неприятная реклама стоматологических услуг с перечнем возможных заболеваний и показом медицинских инструментов просто блокировались испытуемыми и хуже запоминалась, нежели приятная с акцентами типа «без боли», «на новейшем оборудовании», «всего за один сеанс». Впрочем, иногда все-таки используют такую шоковую рекламу.

Убеждение можно усилить с помощью невербальных средств: музыки, цвета, подбора персонажей, юмора. Самое сильное и опасное средство воздействия в рекламе на человека - внушение. Оно осуществляется зачастую на подсознательном уровне и в общем представляет собой средство подчинения человека своей воле.

Как мы видим, для современной рекламы характерно обилие различных

методов и техник, большая насыщенность рекламными сюжетами средств массовой информации, высокая концентрация одних и тех же рекламных сюжетов за один и тот же промежуток времени (во время рекламных кампаний), а также существенной повторяемостью сценариев рекламы. Потребитель окружен постоянным насыщенным рекламным информационным фоном. Это во многом приводит к ощущению "навязчивости", увеличению "барьера невосприимчивости" к рекламе, желание действовать ей наперекор. Именно этими обстоятельствами обязаны своим появлением такие методы рекламы, как "Антирекламная реклама" и "Интригующая реклама".

"Антирекламная реклама". Такой метод рекламы, как ни странно, основан на критике рекламы, на иронии по отношению к другим рекламным роликам и методам продвижения. Например, именно по такому сценарию построена серия рекламных роликов воды "Sprite", под общим слоганом "Не дай себе засохнуть". Видеоряд одного из таких роликов начинается замедленной съемкой "манящего" напитка, льющейся в стакан со льдом, как нередко встречается в рекламных роликах, однако после этого камера открывает емкость с надписью "рыбий жир", из которой и льется этот "напиток". Одновременно это сопровождается звукорядом: "Не верь таким рекламным уловкам - верь жажде своей" и повторением слогана рекламной кампании "Не дай себе засохнуть". Построенный таким образом рекламный ролик способствует достижению сразу несколько целей. Во-первых, такая реклама выходит из обычного рекламного информационного фона, таким образом привлекая внимание. Во-вторых, "раскрывая" обычные рекламные трюки, "антирекламная реклама" дает потребителю почувствовать себя умнее, чем создатели обычной рекламы, и, таким образом, завоевывает определенное доверие. В третьих, отвлекая от своих настоящих целей (способствование продаже товара), такой рекламе в какой-то мере удается избежать рационального ее обдумывания и, как нередко бывает, ее неприятия. Интригующая реклама".

Другим сравнительно новым методом рекламы или скорее даже построения рекламной компании, является метод "интригующей рекламы". Основой этого метода является применение стратегии, состоящей из двух этапов. Основная задача первого этапа - привлечь его внимание, создать элемент недосказанности, загадки, заинтриговать потребителя тем или иным образом. Нередко на этом этапе не только не ставится задача "отрекламировать" определенный товар, но даже не используется рекламные слоганы или эмблемы. Словом, отсутствует какая бы то ни была прямая связь с рекламируемым товаром. Благодаря этому появляется возможность выйти из привычных рамок рекламного ролика и обычного рекламного информационного фона и привлечь внимание зрителя, а также избежать неприятия рекламы, что помогает создать и закрепить у потребителя определенный образ. На втором же этапе осуществляется связывание созданного образа с тем или иным товаром, раскрывается загадка и интрига. Однако, как правило, на первом этапе все же присутствует та или иная черта или образ рекламируемого товара. Так в рекламе фирмы Reebok International Ltd. использовался видеоряд с бегущими людьми, без использования названия или эмблемы фирмы. Метод "Интригующей рекламы" применяется и в менее радикальной форме, когда на первом этапе все же присутствует упоминание торговой марки. Но даже в такой форме, "интригующая реклама", благодаря необычному сценарию или слогану, привлекает внимание. Например, в рекламной кампании напитка "RC-кола" на первом этапе использовался не до конца понятный и привлекавший внимание слоган "Кто не знает - тот отдыхает". На втором же этапе использовался слоган "Кто знает - тот наливает", после чего становился понятным и естественным первый слоган.

Таким образом, можно сделать вывод, что телевидение, создавая эффект присутствия и используя психологические методы, так или иначе, является неотъемлемой частью нашей жизни. Реклама же, транслируемая на экране способна в очень короткие сроки создать образ товара, выделить из массы ему подобных. Грамотно подобранная мотивация в рекламном видеосюжете способна сотворить чудо, и в один миг сделать товар или услугу жизненно необходимой. Психологические механизмы и методы помогут зрителю отожествить себя с героями видеосюжета, создать потребность в обладании показываемого товара. Но есть одна существенная проблема – не дать зрителю переключиться на другой ТВ-канал. Для осуществления этого необходимо в рекордно короткие сроки отвлечь телезрителя от пульта управления телевизором, остановить его внимание на рекламе, заинтересовать развитием действия (предотвратить влияние так называемого клик-феномена, заппинга).

Для этого нужно сделать качественную, как с художественной, так и с технической точки зрения, рекламу, которая начинается с мысли сценариста, формирующей идейно-тематическую основу будущего сценария.