3. Теория культивации Дж. Гербнера
Сущность теории. В 1967 г. Дж. Гербнер в проекте «Культуральные индикаторы» исследовал процесс производства, управления и распределения потока сообщений и выявил устойчивые образы в содержании СМК, сравнив их с реальностью. В результате возникла теория культивации, рассматривающая СМК как систему повторяющихся образов и представлений, воздействующих на людей. Такое воздействие в течение длительного времени приводит к усвоению общих представлений как норм культуры.
Основным методом воздействия является «рассказывание историй». Особенно преуспело в этом телевидение. Человек попадает в плен искусственного мира, создаваемого историями, и все больше времени живет в нем.
Так же как и М. Маклюэн, Гербнер рассматривает телевидение как главную силу в формировании современного общества. Но если первый исходил из положения, что сообщение определяется самим телевидением как медиумом, то Гербнер связывал власть телевидения с тем символическим содержанием жизни, которое час за часом, неделя за неделей развертывается на его экране.
Телевидение как институциональный рассказчик о том, что важно, интересно и правильно в жизни, преобразует культурный процесс рассказывания в централизованную стандартизированную систему, подталкиваемую рынком и поддерживаемую рекламой. Раньше эту функцию осуществляли священники, учителя, родители в межличностной и групповой коммуникации с конкретным человеком. Теперь это делают СМК с массой людей посредством увеличения времени и пространства воздействия. Особенно сильное воздействие оказывает телевидение как зеркало жизни общества и орган власти над умами людей. Телевизор наш любимый «показчик» и рассказчик, распространитель образов, которые и формируют нашу культуру. Мир телевидения - это жизнь людей, любви, борьбы, драматических и комедийных событий, их судьба. В нем отражаются хорошее и плохое, сила и слабость, счастье и горе. Оно помогает увидеть пути достижения успеха или причины неудач.
Но СМК дают социально сконструированную версию реальности. Телевидение делает это в виде игр, кино, программ новостей, стандартизируя, упрощая и делая общими для всех доминирующие нормы жизни. Интересно происходит культивирование силы, которое Гербнер сравнивает с ролью вишневого пирога в жизни американцев. Для национальной культуры сила и связанное с ней насилие являются самым простым и доступным средством и правилом в борьбе на сцене жизни. Чтобы победить, надо применить силу. В этом ключ к пониманию веса и роли насилия, показываемого на экране.
Возникает парадоксальная ситуация: телезрители выступают против того, что является принципом их жизни. С одной стороны, страх за рост насилия в обществе под влиянием телевидения и тревога за свою безопасность, а с другой - потребность, социальный заказ и интерес к сценам физического насилия, убийствам и смертям. Так телевизор становится наркотиком, а телезритель - информационным наркоманом. Круг замыкается, и вырваться из него - значит наступить «на горло собственной песне».
Нужна смена идеологии в жизни и в СМК или хотя бы смещение акцентов па больший показ положительных действий. К примеру, это значит, что новостные программы следует начинать с «добрых» дел и происшествий в жизни, пауке, культуре, а не с катастроф или терактов.
Российское телевидение сегодня также «подсело на эту иглу». В советское время оно стремилось к позитиву, минимизируя травмирующую людей информацию. Ситуация идеализировалась, зрителя успокаивали, усыпляли его бдительность (у нас, мол, не может быть такого). Формировалась «совковая» психология доверия к государству, которое решит за него все его личные проблемы — надо только честно жить и хорошо трудиться. Такова была, вкратце, советская теория и практика культивации.
Сегодня российский телезритель попал в систему проамериканской культивации. Отсюда ясно, что интерес к идеям западной теории культивации приобретает не чисто теоретический интерес. В связи с этим важно выявить свойства символической реальности и СМК и, в частности, па телевидении как их «ударной армии».
Компания «Профи-групп» в 2006 г. провела экспертный опрос руководителей крупнейших российских телеканалов и телекомпаний, целью которого стало изучение состояния отечественного ТВ. Эксперты очень критично настроены в отношении того, что сегодня СМИ транслируют обществу. Проблему содержания эфира можно разделить на две составляющие: размывание или отсутствие морально-нравственных регуляторов, определяющих эфир и дефицит реальности.
Приведем одно из мнений: «Телевидение сегодня какое-то ненастоящее, приторное, неискреннее. Не живут, не порхают. Да, телевидение сегодня — зеркало, но оно должно, в свою очередь, обслуживать общество. Если телевидение общество не обслуживает, то это кривое зеркало, выбросите его». Руководители телеканалов и телекомпаний прекрасно видят все недостатки нынешнего телевидения. Видят и продолжают делать то телевидение, которое не устраивает ни их самих, ни их зрителей.
Почему? Самый простой ответ - таковы требования рынка. Более сложный ответ следует искать в теории культивации и свойствах символической реальности, которую создают СМК.
Свойства символической реальности. Во-первых, это свойство доминантности, мэйнстрима в символической реальности. Доминанта - это не сумма вариантов, а «мэйнстрим» как основной поток образов, представляющий самые важные и общие значения. В примере с насилием на телеэкране речь идет о победе в борьбе как символе современной жизни в демократическом обществе.
Мэйнстриминг — это процесс распространения и усвоения значений при условии уменьшения различий между людьми в мыслях и поведении. Исследованиями выявлено сглаживание различий в связи с длительностью просмотра передач. Различия, связанные с иолом, возрастом, социальным статусом, ослабляются - на первое место выходит влияние основного потока образов, т. е. идеологии общества, отраженной в СМК.
Люди проводят у телевизора в среднем несколько часов в день. Большинство людей сегодня начинает смотреть телевизор раньше, чем говорить и читать. В итоге телевидение превратилось в централизованное массовое производство сообщений и образов для всего населения.
Противники теории культивации говорят о росте разнообразия каналов и программ. Сторонники признают позитивную роль этого процесса, но призывают за этим «кустарником разнообразия» видеть «лес сходства». Многие смотрят одни и те же программы, следуя рутине своих привычек, модным поветриям или влиянию бизнеса. По везде доминируют относительно стабильные и общие образы и действия. Борьба с преступниками всегда в конечном итоге заканчиваются мифологической победой «наших».
Второе свойство символической реальности — это несоответствие того, что показывается на экране телевизора с тем, что происходит в реальной жизни. Так, статистика говорит, что преступности в жизни значительно меньше, чем в телевизионных фильмах. СМК создают и культивируют «неточную» реальность, в которую многие люди, тем не менее, верят как в истинную, т. е. как в жизни. Преступность на экране - символическая. Она только частично отражает реальность и культивируется для того, чтобы предупреждать, возбуждать, снимать агрессивные порывы.
Дж. Гербнер выявил, что среди персонажей и характеров смещение происходит в сторону белых из среднего класса — их примерно половина. Мужчин показывают в три раза больше, чем женщин. Дети и подростки составляют около 10%, хотя в составе населения их третья часть. Значительно меньше среди «героев» рабочих, пожилых, представителей национальных меньшинств.
Среди актеров тех, кому более 65 лет, представлено только 3%. Зато те, кто реже показываются на экране, чаще оказываются жертвами насилия - эффект двойной несправедливости.
Третье свойство связано с резонансом. Культивация — это постоянное, длительное и динамичное взаимодействие текстов в СМК и аудитории. Тот, кто больше читает и смотрит, попадает под «облучение» массовой информации и резонирует, т. е. обучается жить по законам массовой культуры.
Влияние усиливается, если человек в реальной жизни сталкивается с проявлениями насилия над собой или становится свидетелем ссор, драк, ограблений и т. п. Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз в жизни не столкнулся с этими явлениями. У некоторых усиливаются страхи от «криминальной» действительности и боязнь выходить из дома. Это явление можно назвать пассивным резонансом, или эффектом страха.
Активный резонанс, или эффект насилия, проявляется в том, что совершается сходное с изображавшимся в СМК действие и возрастает преступность:
среди тех, кто чаще смотрит сцены насилия;
там, где выше криминальность среды проживания;
среди тех групп, членов которых чаще показывают в роли преступников.
В теории Гербнера описываются негативные резонансы, хотя резонно говорить и о положительных, связанных со стремлением копировать поведение из «жизни замечательных людей». Здесь ключ к выходу из порочного круга, ведущего к пессимистическому взгляду на жизнь и СМК.
Четвертое свойство касается различного отношения людей к символической реальности. Одно из наиболее существенных связано с выделением групп телезрителей, различающихся по времени и целям «общения» с телевизором. Гербнер разделил их на три группы: сидящих перед телевизором менее двух часов (примерно 25%), более четырех часов (их столько же) и промежуточную группу большинства. Первые ищут в СМ К более серьезной информации, а вторые - разнообразия и развлечений.
Он выявил различия в воздействии символической реальности на сознание крайних групп «легких» и «тяжелых» телезрителей и предложил «дифференциал культивации», проявляющийся в четырех различиях:
1) если первые оценивают вероятность стать жертвой насилия как 1 из 100, то вторые - как 1 из 10; в реальности же эта вероятность ближе к показателю 1 из 10 000;
2) «тяжелые» зрители испытывают больший страх перед ночной улицей и боятся ночных прогулок;
3) им кажется, что число блюстителей порядка составляет 5% от населения; их видеомир наполнен полицейскими и преступниками. «Легкие» зрители дают оценку в 1% - они ближе к истине: полицейских меньше, и «пушки» их стреляют реже, чем в телефильмах;
4) те, кто чаще смотрит телевизор, с большим подозрением относятся к окружающим людям, их целям и мотивам.
Общий вывод — те, кто больше смотрит телевизор, становятся благодатной почвой для сеяния страхов и подозрений.
Но этот вывод теории культивации вызывает сомнения и подвергается критическому анализу. М. Морган и Дж. Шенехен провели метаанализ 82 исследований культивации и подсчитали среднюю корреляцию между числом часов, проведенных перед телевизором, и мнениями о вероятности совершения насилия, социальными и политическими взглядами и др. Ее величина составила +0,091. Она мала, но статистически значима. Это означает, что содержание программ СМК влияет на людей, но это воздействие не является абсолютным и относится к определенным их категориям.
Дж. Гербнер в 1966г. основал ассоциацию организаций и активистов за охрану культурной среды. Это движение решает уже практические вопросы о полезности и вредности текстов и программ в сфере культуры. Его члены выступают за изменение содержания программ американского телевидения и убеждены в том, что необходимо поставить деятельность медиакорпораций под контроль общественности. Здесь теория культивации смыкается с теорией социальной ответственности СМК.
Культивация мифологических образов. Теорию мифа можно рассматривать как теорию среднего уровня, которая базируется на общей теории значения в семиотике и одновременно с этим становится основой для прикладных исследований и технологии конструирования мифов в журналистике, рекламе, паблик рилейшнз, политической борьбе.
Миф - это сказание, передающее представления древних пародов о происхождении мира и явлений природы, о богах и легендарных героях. В обыденном сознании миф - это какой-то вымысел, не соответствующий реальности. В первоначальном значении он носил религиозный характер. Мифы объясняли жизнь и смерть, взаимоотношения людей и богов, добро и зло. Современные мифы говорят обо всех важных явлениях в жизни людей, о семье, успехе, политике и т. д.
Для понимания мифов важен подход Р. Барта: мифом может быть все, что представляет для кого-то интерес. Важен не сам объект, а то, как о нем сообщается. Миф у Барта - это способ понимания и представления объекта интереса. Миф - это коммуникативная система, цепочка связанных и определенным образом окрашенных представлений.
Основная социально-технологическая функция мифа - искажение, деформирование реальности, ее идеологизация в интересах определенных слоев. Высшим уровнем мифа сегодня считается его натурализация, т. е. превращение сказания и естественное, природное явление, в которое люди верят как в реальность. Высший уровень мифотворчества — умение «сделать сказку былью». Потребитель мифа должен принять его содержание за истинное, само собой разумеющееся естественное явление.
Например, правительство объясняет причины бедности нехваткой денег или инвестиций в стране. Такой миф нужен для того, чтобы убедить бедное большинство потерпеть, затянуть пояса, надеяться на улучшение, в то время как богатое меньшинство имеет возможность наслаждаться жизнью уже сейчас. Общество в таком случае превращается в область хождения мифических значений. Богатые и власть имущие пытаются выдавать их за естественное состояние, не выпячивая свои «неестественные состояния». Но если народ верит мифам, то можно и красоваться своими богатствами, потому что это считается нормальным состоянием королей, звезд экрана или удачливых дельцов. Журналисты с помощью пера и микрофона участвуют в мифотворчестве и помогают мифам утверждаться в сознании людей или выступают с их критикой и разоблачениями.
Но бедные тоже имеют свои мифы. Они объясняют причины своей бедности эксплуатацией, коррупцией верхов, не желая обращать внимания на свои реальные недостатки и слабости. Это позволило Барту говорить о двух типах мифов — правых (богатых) и левых (бедных). Борьба этих мифов составляет содержание классовой борьбы. Чаще побеждают первые. Но там, где побеждают вторые, становятся хорошо видны издержки левых мифов. В России это было наглядно продемонстрировано на борьбе с «кулаками» и другими «эксплуататорами трудового народа».
По социальной функции выделяются мифы доминирующие, оппозиционные и компромиссные, призывающие к согласию и единству в обществе. По всем важным проблемам общественной жизни можно найти эти три подхода. Например, на милицию, разгоняющую демонстрантов, можно смотреть как на спасителей порядка или как на душителей свободы, а предпринимателей представлять как работодателей-благодетелей или как эксплуататоров-грабителей народа и т. п.
В 1960-е годы возник миф о даче как приятном месте труда и отдыха для советского человека. Здесь мы опять сталкиваемся с главным приемом создания мифа - натурализацией жизни. Но законом естественной жизни его делают господствующие классы. Мифы прячут свое политическое и социальное лицо.
Универсальных мифов в культуре нет. Есть мифы господствующие и контрмифы, мифы субкультур. Это можно хорошо показать на примере науки. Наша культура формируется на научной основе. Господствующий миф представляет науку как способность человечества использовать природу для своих нужд, улучшить наш образ жизни. Наука в этом смысле объективна, истинна и добра. Но есть и контрмиф - о науке как источнике зла в покорении природы людьми-эгоистами с коротким умом, преследующими материальные интересы. В народной культуре представлены оба эти мифа. Телевидение, пресса, документы больше показывают первый. Фантастика чаще изображает ученых, от которых больше зла, чем добра. Ученый на американском телеэкране — это холодный, жесткий, антисоциальный, нерелигиозный и непатриотичный человек. Люди типа инженера Гарина виновны в гибели людей.
Мифодизайн в рекламе. Мифы используются и конструируются в журналистике, рекламе, РК применительно ко всем сферам жизни — экономике, политике, культуре. С их помощью формируются мифологические объяснения, идеалы, стимулы, потребности: от мифов о светлом коммунистическом или демократическом будущем до наделения вещей чудесными, магическими свойствами и символами счастья и успеха. Аналогичны и приемы политического мифодизайна, создания звезд шоу-бизнеса.
Примеры мифодизайна в рекламе многочисленны. Они связаны с созданием слоганов, в которых формулируются мифологические коннотации. Например: «Баунти возвращает в мир гармонии и красоты»; «Бочкарев - правильное пиво», «Данон — небесный вкус сливок, взбитых тысячу раз»; «Домик в деревне» (миф о деревенской жизни); «Жилетт — лучше для мужчины нет»; «Масло „Злато" на чудеса богато»; «Финт — только для тех, кто вправду крут»; «Петр I - всегда первый»; « Пиво „Пит" для умных людей» (Эйнштейн); «Очаково - живительное пиво» (аналог сказочной живой воды); «Чай «Липтон» - буря эмоций, прилив новых сил, желание творить и добиваться успеха». Компания «Кока-кола» культивирует миф о том, что этот напиток был изначально придуман как лекарственное средство. Постоянное повторение этого приводит к тому, что «Кока-кола» воспринимается как нечто более полезное, чем просто лимонад, утоляющий жажду, а компания в целом — как организация с очень давними традициями, приносящими пользу человеку.
- Аудитория в массовой коммуникации
- 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- 2. Теория ограниченного влияния смк
- 3. Теории активной аудитории
- 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- 5. Социальная ответственность смк и аудитории
- Теории процесса массовой коммуникации
- 1. Теория «привратника»
- 2. Теория «повестки дня»
- 3. Теория культивации Дж. Гербнера
- 4. Теории эффектов массовой коммуникации
- § 1. Содержание массовой коммуникации. Типы и виды средств массовой коммуникации
- Структура мк (по модели г. Лассуэлла)
- § 2. Функции массовой коммуникации
- § 3. Аудитории средств массовой коммуникации
- § 1. Теории неограниченного влияния сми на аудиторию
- § 2. Теория ограниченного влияния смк
- § 3. Теории активной аудитории
- § 4. Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая» аудитория
- § 5. Социальная ответственность смк и аудитории