logo search
Курс лекций Телевизионная реклама

Развитие телевидения в России

Еще до того, как было изобретено радио и кино, в разных странах, в том числе и России, предпринимались попытки передать изображение на расстояние по проводам. Попытки эти не привели к реальным результатам, но идея была высказана. В 1880 г. П.И.Бахметьев предложил схему, для передачи на расстояние изображения. Профессор А.Г.Столетов в 1888-1889гг., изучив так называемый « внешний фотоэффект» – способность некоторых металлов под воздействием света испускать электроны, создал фотоэлемент. Достижение Столетова открыло принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую. А зарождение электронного телевидения произошло 1923г., В.К.Зворыгин изобретает иконоскоп.

30 апреля 1931 г. –начало эксперементального телевидения в СССР. После первых успешных опытов было принято решение начать регулярное вещание. Вскоре передачи изображения со звуком принимались радиолюбителями в Томске, Одессе, Ленинграде, Киеве. Журнал «Говорит Москва» с гордостью сообщал, что в столице работают более трех десятков телевизоров – самодельных, собранных радиолюбителями. Москва вела передачи 12 раз в месяц по 60 минут. В Ленинграде регулярное телевизионное вещание началось летом 1938 г. Московский центр на Шаболовке 25 марта 1938 г. провел первую электронную передачу, показав кинофильм, а 4 апреля 1938 г. в эфир вышла первая студийная программа. Первая большая общественно-политическая передача состоялась 11 ноября 1939 г.: она была посвящена 20-летию Первой Конной армии. Летом 1940 г. в программах стали появляться информационные сообщения. Как правило это были повторение радиовыпусков «Последних извести». В этот же период начал выходить в эфир, телевизионный журнал «Советское искусство». Перед телекамерами выступали видные общественные деятели и ученые. Первые послевоенные годы (1945 – 1948) не принесли в телевизионное вещание ничего нового. Но жизнь настоятельно требовала новых форм и жанров вещания. Так в 1952-1953 гг.были сделаны первые попытки ведения публицистического телерепортажа. Передачи из Центрального Дома работников искусства, с промышленных выставок. 22 марта 1951 г. Постановлением Совета Министров СССР была создана Центральная студия телевидения, впоследствии превратившаяся в Центральное телевидение СССР. В 1955 г. появились первые образовательные программы. С 1 мая 1956 г. в СССР окончательно завоевал право гражданства оперативные событийные репортажи. Следует отметить, что в начале 1957 г. именно в предвидении VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, правительство приняло решение о выведении радио и телевидения из системы Министерства культуры. Был создан Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР ( впервые слово «телевидение» оказалось в названии правительственного ведомства )

В дни фестиваля вещание велось по двум программа по 20 часов в сутки, из десятков точек. В конце 50 - х годов телевидение стало все шире пользоваться репортажем не только как жанром, но и как методом отражения действительности, позволяющим наиболее полно использовать специфические качества языка телеэкрана, языка движущихся изображений, сочетаемых со звуком. С 1957 г. появляется на ЦТ выпуск телевизионных « Последних известий». Местные студии, следуя примеру Центральной, также начали с конца 50-х годов развивать у себя службу информации.

В первые слово « телефильм» было произнесено в 60-е годы, со времени создания творческого объединения «Телефильм». В след за игровыми появились и документальные фильмы. Большинство их по жанру относились ( и до сих пор относится ) к очеркам. Возросшее значение телевидения в общественной жизни и перспективы его роста и совершенствования обозначены в постановлении ЦК КПСС от 29 января 1960 года « О дальнейшем развитии советского телевидения ». Этим постановлением был форсирован процесс развития телевидения, процесс раскрытия его возможностей. Укрепляется материально-техническая база телеинформации: редакции оборудуются телетайпами, растет сеть собственных корреспондентов-кинооператоров. Началось широкое использование постоянных рубрик, циклов, серий, постоянных телепрограмм помогает, с одной стороны, дифференцировать аудиторию, с другой – стабилизировать интерес определенной ее части , как нельзя лучше отвечая специфике телевизионного вещания. Наиболее удачные программы существуют на телеэкране более 30 лет. Это – «Кинопанорамма», «Клуб путешественников», «Здоровье», «Музыкальный киоск».

Следует отметить появления в 1961 году еженедельное обозрение текущих событий «Эстафета новостей». Использование феномена непосредственности ( и связанной с ним импровизационности ) было провозглашено творческим принципом программы.

Основные жанры « эстафеты» - интервью, беседа, комментарий – использование эффекта непосредственности означало прежде всего показ человека, находящегося перед камерой. В первых 100 выпусках « Эстафеты » приняли участие около трех тысяч человек. Программа способствовала росту общественного престижа телевизионной публицистики, представляя аудитории людей, находящиеся в центре внимания всего народа. В середине 60-годов ТВ действительно становится одним из основных источников информации населения о важных событиях политической, культурной и экономической жизни страны.

Процесс становления оперативной телевизионной информации не был гладким. Это сказывалось и в недостаточной регулярности выпусков ТН, познавательных программ … Четкой сетки вещания не было. Только с 1968 г. начавшая выходить в эфир программа «Время » в рамках четко определенного отрезка вещания ( с 21.00 до 21.30 ) сообщало аудитории о важнейших событиях дня. Стабильность места передач в программе, до того казавшаяся маловажным фактором, в полной мере выявила свое социально-психологическое и политическое значение. Вечернее время для миллионов людей стало делиться на отрезки « до новостей» и «после». Справедливо было бы сказать, что служба новостей односторонне рассматривала жизнь в стране, но это характерная особенность советской журналистики и телевидения в целом.

Первоначально телевизионное сообщение персонифицировалось диктором как членом коллектива студии, в 50- е годы диктор был единственным лицом, представляющим студию на экране. Но по мере развития жанрово-тематической структуры вещания диктор уже не мог оставаться единственным представителем студии в программах. Появление «разговорных» жанров телепублицистики потребовало введения в кадр автора. Появились персональные программы. Автор-исполнитель выступает перед аудиторией как центр и основа программы. Особо надо отметить литературоведа Ираклия Андронникова, писателя Сергея Смирнова и публициста Валентина Зорина.

Телевизионные игры, представляющие собой одну из диалогизированных форм персонифицированного сообщения: «КВН», « А ну-ка девушки!», «Алло, мы ищем таланты» вызывали интерес более острый, чем спортивный репортаж и приключенческие фильмы. Возможность раскрытия на телеэкране личности, импровизационные действия можно было наблюдать в еженедельной субботней, популярной телепередаче «Голубой огонек».

70-е годы: господство видеозаписи, видеомонтажа,что позволяют осуществлять жесткую цензуру фильма, программ. Программы с приглашением в студию собеседников были опасны для руководства телевидения, возможность прорыва на экран незапланированной правды, «крамольных» мыслей. Например, директора Ленинградского телевидения Б.М.Фирсов был снят с работы за то, что в прямой передаче, идущей на всю страну, писатель В.А.Солоухин выразил недовольство переименованиями старых волжских городов Самары и Нижнего Новгорода в Куйбышев и Горький. Чтобы уменьшить риск, уже в конце 60-х годов передача «Голубой огонек», «КВН»,»Пресс центр» и другие стали выходить в эфир в видеозаписи после тщательного монтажа, в процессе которого убирались даже намеки на какое-либо оригинальное суждение. С приходом нового председателя радиотелевизионного ведомства С.Г.Лапина, происходят серьезные изменения. С его именем связано, во-первых, укрепление престижа телевидения в государстве, во-вторых, небывалое ужесточение внутрителевизионных порядков.

В 1970 г. Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР был преобразован в Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Малозначащая на первый взгляд перестановка слов, но телевизионщики и журналисты почувствовали, что теперь они не «при» власти, а часть самой власти, государственные служащие, связанные жесткой дисциплиной, но обладающие некоторыми привилегиями. Съемки велись непременно с ведома местного партийного руководства. Объективно показать жизнь страны под надзором обкомов и ЦК, не могло быть и речи. Рекламно-убедительно показывалась хорошая работа на полях и заводах, мудрость тех, от кого зависело благополучие телевизионщика.

5 июля 1978 г. из названия телевизионного ведомства исчезло упоминание Совета Министров. Теперь название звучало так: Гостелерадио СССР. Это означало, что председатель Совета Министров уже не властен над телевидением и его начальником , что С.Г. Лапин отныне подчинялся напрямую руководителю государства Л.И.Брежневу. Программа «Время» теперь ориентировалась исключительно на вкусы стареющего генсека и содержала только хорошие новости. Публицистические передачи делались с размахом, требовалось создать видимость серьезной постановки какого-либо вопроса, который должен быть разрешен на протяжении одной этой передачи, чаще всего благодаря вмешательству партии. Вот некоторые названия рубрик начала 80-х годов: «Решается на месте», «Больше хороших товаров», «Село: дела и проблемы»

Страна готовилась к ХХII Олимпийским играм. И только в 1980 г. пришлось вспомнить о возможностях прямого эфира. Со всей страны были собраны лучшие операторы, режиссеры, журналисты, они показали высокий класс. К олимпиаде телевидение получило много новой техники, было построено специальное здание олимпийского телецентра, сюда было переведено информационное вещание. Появились компьютерная графика, новые виды связи. Правда, перемены касались только техники и формы передач. Основным содержанием неизменно оставалась пропаганда успехов социализма.

Главная информационная программа «Время» стала официозом, не столько информирующим население обовсем, что случилось в стране и за рубежом, сколько радующий глаз картиной, незыблимость марксистско-ленинских постулатов и их неуклонное воплощение в жизнь. Столь же непроницаемо-спокойно

«Время» однажды сообщило о выселке в город Горький «отщепенца» Сахарова, на третий или четвертый день – о «технологической аварии» на Чернобольской АЭС, повествовало о выполнении «инторнационального долга» нашими парнями в Афганистане. Справедливости ради надо сказать, что в жестких рамках поставленных задач, сотрудники телевидения работали вполне профессионально. Действительно телевидение стало неотъемлемой частью жизни советского общества.