logo search
UMK (1) / ТиПМИ

Раздел 3. Современная журналистика России

Семинар № 7. СМИ в системе социальных институтов общества

Время – 4 часа

Цель: Уяснить особенности современных СМИ, их роли и места в системе социальной структуры общества. Семинар вбирает в себя темы двух лекций данного раздела и ставит целью изучение основных тенденций развития российских СМИ в условиях демократической формы государственного управления и рыночной реформы.

Учебные вопросы:

  1. Понятия «коммуникация» и «информация», их основные компоненты и соотношение.

  2. Измерение информации, определение ее количества, упорядочение информационных процессов.

  3. Элементы коммуникативных связей.

Литература для обязательного изучения:

1. Гуревич С. М. Газета и рынок: как добиться успеха: Пособие для журналистов. М., 1998.

2.Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под. ред. Я. Засурского. –М., 2001.

Практическое занятие № 1. Правовое регулирование деятельности СМИ в РФ

Время-4 часа

Цель: На основе изучения рекомендованной литературы уяснить международные правовые нормы в сфере массовой информации, классификацию законодательства РФ о СМИ, конституционные нормы. Знать основы федерального законодательства и законодательство субъектов Федерации, регулирующие деятельность СМИ, в том числе - Закон РФ «О средствах массовой информации», Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации». Уметь определять правовой статус редакции, учредителя и издателя, вопросы регистрация и лицензирования СМИ, права, обязанности и ответственность журналиста.

Учебные вопросы:

  1. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации.

  2. Механизмы правового регулирования процессов в сфере СМИ.

  3. Проблемы совершенствования законодательства о СМИ.

  4. Правовое регулирование деятельности СМИ в зарубежных странах.

Литература для обязательного изучения:

  1. Федеральный закон РФ «О средствах массовой информации». – М., Право, 1991.

  2. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. Учебник для вузов. М., 2002.

Практическое занятие № 2. Современная редакция: структура, управление и информационное обеспечение

Время-4 часа

Цель: На основе изучения рекомендованной литературы уяснить общую характеристику и особенности средств массовой информации, Специфику государственных, общественных, коммерческих, частных СМИ, статус государственного средства массовой информации. Уметь характеризовать государственные федеральные и региональные СМИ, общественные и частные СМИ, их учредителей и финансирование, развитие системы СМИ.

Учебные вопросы:

  1. Организационные основы работы редакции газеты.

  2. Организация работы отдела редакции журнала.

  3. Программирование газетной кампании.

  4. Редакционная документация, ее классификация.

Литература для обязательного изучения:

  1. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под. ред. Я. Н. Засурского. –М., 2001.

  2. Типология периодической печати: Учебное пособие / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1995.

  3. Гуревич С. М. Газета и рынок: как добиться успеха: Пособие для журналистов. М., 1998.

Практическое занятие № 3. Средства массовой информации в новых условиях

Время-4 часа

Цель: На основе изучения рекомендованной литературы уяснить основное предназначение, политику СМИ в переходные, кризисные периоды, что означает понятие - журналист в «горячих точках». Уметь характеризовать независимость СМИ: иллюзия и реальность. Разбираться в существе дотаций, кредитов, спонсирования СМИ, акционирования СМИ. Определять суть издательских дом, концернов, корпораций, медиа-холдингов, системы кабельного, спутникового телевидения, сетевых СМИ.

Учебные вопросы:

  1. Журналистика и материальное производство.

  2. Журналист в условиях вооруженного конфликта: статус, профессиональные и этические проблемы деятельности.

  3. Перспективы развития системы права СМИ.

Литература для обязательного изучения:

  1. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. М., 2001.

  2. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации. Учебник.- СПб.: Изд-во Михайлов В.А., 2006.