2.1. Методика конспектирования материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной.
Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения.
Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект — незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, выступление па семинаре, конференции.
Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это — одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.
Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.
Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.
Текстуальный конспект — хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.
Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется в случаях, когда конспект составлен без глубокой проработки материала, без его усвоения. Отсюда — необходимость постоянной работы над этими видами записи.
Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект — сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.
Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений.
Составление тематического конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интеллектуальный “багаж”.
Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематический конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использованием нескольких источников.
К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая последовательность событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный.
Разумеется, чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, необходимо достаточно хорошо овладеть другими формами записи (план, тезисы, цитаты и др.). Хотя здесь следует обратить внимание на то, что все это имеет сугубо индивидуальные особенности. Порой, студенты уже на первом курсе неплохо составляют конспекты, успешно выступают на научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Реферат (от латинского — referre докладывать, сообщать) представляет собой краткую запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках. Зачастую рефераты готовят для того, чтобы воспроизвести эти идеи перед соответствующей аудиторией.
Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Для этого надо иметь свое собственное твердое мнение на определенную тему, то есть хорошо знать материал.
При подготовке и защите реферата особенно важно определить четкое назначение работы, установить задания самому себе. Излагаемое должно быть полностью осознано составителем. Если еще можно как-то мириться с неясными местами в конспекте, то в реферате это недопустимо. В случае, если неясные места все же остаются, их преднамеренно выносят на обсуждение. Реферат, таким образом, становится плодом коллективного творчества, поскольку его идеи формулируются не только автором, но и аудиторией.
Поэтому полезно, чтобы коллектив слушателей и оппоненты были заранее подготовлены. Иными словами, к обсуждению реферата должны готовиться не только составитель реферата, но и аудитория, и что особенно важно, готовиться в контакте друг с другом. В этом случае очень полезно размножить реферат на той или иной множительной технике (ксерокс, компьютер и проч.) и дать заранее с ним ознакомиться коллегам по студенческой группе.
Подчеркнем, что реферат пишут для себя, чтобы с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить. Реферат может стать вспомогательным материалом для устного выступления с элементами импровизации.
- Санкт-петербургская академия
- Содержание
- Организационно-методические указания
- II. Содержание разделов и тем дисциплины раздел 1. История журналистики зарубежных стран
- Тема 1. Информационно-коммуникативные процессы в истории человеческого общества
- Тема 2. Журналистика Центральной Европы
- Тема 3. Журналистика Юга Европы - Италия, Испания, Португалия, Греция и стран Бенилюкса - Бельгия, Нидерланды, Люксембург
- Тема 4. Журналистика стран Восточной Европы
- Тема 5. Журналистика сша
- Тема 6. Журналистика стран Азии, Африки, Латинской Америки
- Раздел 2. История отечественной журналистики
- Тема 7. Начальный этап развития отечественной журналистики в 18 веке
- Тема 8. Общественно-политическая жизнь и отечественная журналистика в 19 веке
- Тема 9. Капитализация отечественной журналистики на рубеже 19-20 веков
- Тема 10. Журналистика первой и второй русской революции. 1900 - 1917 гг.
- Тема 11. Журналистика белого движения и «первой эмигрантской волны»
- Тема 12. Журналистика в период сталинского режима
- Тема 13. Журналистика «оттепели» и журналистика «застоя»
- Тема 14. Журналистика перестройки и постсоветского периода
- Раздел 3. Современная журналистика России
- Тема 15. Теоретические и методологические основы развития сми
- Тема 16. Информационная политика государства
- Тема 17. Система сми: понятие, структура и этапы развития
- Тема 18. Особенности развития сми на рубеже эпох
- Раздел 4. Теория и методика журналистского творчества
- Тема 27. Социально-этические и правовые принципы в организации работы сми
- Раздел 6. Техника и технология сми
- Тема 28. Технические средства в арсенале специалиста pr и журналиста
- Тема 29. Полиграфическая техника и полиграфические процессы
- Тема 30. Фотографическая техника и изобразительные средства фотографии
- Тема 31. Киносъемочная техника и выразительные средства кино
- Тема 32. Технические основы телевидения и радио
- III. Распределение учебного времени по семестрам, разделам, темам и видам учебных занятий раздел 1. История журналистики зарубежных стран
- Раздел 2. История отечественной журналистики
- Раздел 3. Современная журналистика России
- Раздел 4. Теория и методика журналистского творчества
- Раздел 5. Организация и принципы деятельности сми
- Раздел 6. Техника и технология сми
- IV. Перечень семинарских и практических занятий
- 4.1. Семинарские занятия
- 4.2 Практические занятия
- V. Перечень контрольных вопросов раздел 1. История журналистики зарубежных стран
- Раздел 2. История отечественной журналистики
- Раздел 3. Современная журналистика России
- Раздел 4. Теория и методика журналистского творчества
- Раздел 5. Организация и принципы деятельности сми
- Раздел 6. Техника и технология сми
- VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6.1. Основная литература
- 6.2. Дополнительная литература
- 2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины «теория и практика массовой информации»
- 2.1. Методика конспектирования материала
- 2.2. Рекомендации по эффективному восприятию лекционного материала
- 3.Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям
- Раздел 1. История журналистики зарубежных стран
- Раздел 2. История отечественной журналистики
- Раздел 3. Современная журналистика России
- Раздел 4. Теория и методика журналистского творчества
- Раздел 5. Организация и принципы деятельности сми
- Раздел 6. Техника и технология сми
- 4. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 5. Задания на выполнение курсовых работ
- 6. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
- 7. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Методика подготовки и сдачи зачета
- 6.3. Контрольный тест
- Раздел 6. Техника и технология сми
- Тема 28. Технические средства в арсенале специалиста pr и журналиста
- Тема 29. Полиграфическая техника и полиграфические процессы
- Тема 30. Фотографическая техника и изобразительные средства фотографии
- Тема 31. Киносъемочная техника и выразительные средства кино
- Тема 32. Технические основы телевидения и радио
- Ключ к тесту