Раздел 3. Современная журналистика России
Семинар № 7. СМИ в системе социальных институтов общества
Время – 4 часа
Цель: Уяснить особенности современных СМИ, их роли и места в системе социальной структуры общества. Семинар вбирает в себя темы двух лекций данного раздела и ставит целью изучение основных тенденций развития российских СМИ в условиях демократической формы государственного управления и рыночной реформы.
Учебные вопросы:
Понятия «коммуникация» и «информация», их основные компоненты и соотношение.
Измерение информации, определение ее количества, упорядочение информационных процессов.
Элементы коммуникативных связей.
Литература для обязательного изучения:
1. Гуревич С. М. Газета и рынок: как добиться успеха: Пособие для журналистов. М., 1998.
2.Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под. ред. Я. Засурского. –М., 2001.
Практическое занятие № 1. Правовое регулирование деятельности СМИ в РФ
Время-4 часа
Цель: На основе изучения рекомендованной литературы уяснить международные правовые нормы в сфере массовой информации, классификацию законодательства РФ о СМИ, конституционные нормы. Знать основы федерального законодательства и законодательство субъектов Федерации, регулирующие деятельность СМИ, в том числе - Закон РФ «О средствах массовой информации», Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации». Уметь определять правовой статус редакции, учредителя и издателя, вопросы регистрация и лицензирования СМИ, права, обязанности и ответственность журналиста.
Учебные вопросы:
Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации.
Механизмы правового регулирования процессов в сфере СМИ.
Проблемы совершенствования законодательства о СМИ.
Правовое регулирование деятельности СМИ в зарубежных странах.
Литература для обязательного изучения:
Федеральный закон РФ «О средствах массовой информации». – М., Право, 1991.
Федотов М.А. Правовые основы журналистики. Учебник для вузов. М., 2002.
Практическое занятие № 2. Современная редакция: структура, управление и информационное обеспечение
Время-4 часа
Цель: На основе изучения рекомендованной литературы уяснить общую характеристику и особенности средств массовой информации, Специфику государственных, общественных, коммерческих, частных СМИ, статус государственного средства массовой информации. Уметь характеризовать государственные федеральные и региональные СМИ, общественные и частные СМИ, их учредителей и финансирование, развитие системы СМИ.
Учебные вопросы:
Организационные основы работы редакции газеты.
Организация работы отдела редакции журнала.
Программирование газетной кампании.
Редакционная документация, ее классификация.
Литература для обязательного изучения:
Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под. ред. Я. Н. Засурского. –М., 2001.
Типология периодической печати: Учебное пособие / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1995.
Гуревич С. М. Газета и рынок: как добиться успеха: Пособие для журналистов. М., 1998.
Практическое занятие № 3. Средства массовой информации в новых условиях
Время-4 часа
Цель: На основе изучения рекомендованной литературы уяснить основное предназначение, политику СМИ в переходные, кризисные периоды, что означает понятие - журналист в «горячих точках». Уметь характеризовать независимость СМИ: иллюзия и реальность. Разбираться в существе дотаций, кредитов, спонсирования СМИ, акционирования СМИ. Определять суть издательских дом, концернов, корпораций, медиа-холдингов, системы кабельного, спутникового телевидения, сетевых СМИ.
Учебные вопросы:
Журналистика и материальное производство.
Журналист в условиях вооруженного конфликта: статус, профессиональные и этические проблемы деятельности.
Перспективы развития системы права СМИ.
Литература для обязательного изучения:
Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. М., 2001.
Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации. Учебник.- СПб.: Изд-во Михайлов В.А., 2006.
- Санкт-петербургская академия
- Содержание
- Организационно-методические указания
- II. Содержание разделов и тем дисциплины раздел 1. История журналистики зарубежных стран
- Тема 1. Информационно-коммуникативные процессы в истории человеческого общества
- Тема 2. Журналистика Центральной Европы
- Тема 3. Журналистика Юга Европы - Италия, Испания, Португалия, Греция и стран Бенилюкса - Бельгия, Нидерланды, Люксембург
- Тема 4. Журналистика стран Восточной Европы
- Тема 5. Журналистика сша
- Тема 6. Журналистика стран Азии, Африки, Латинской Америки
- Раздел 2. История отечественной журналистики
- Тема 7. Начальный этап развития отечественной журналистики в 18 веке
- Тема 8. Общественно-политическая жизнь и отечественная журналистика в 19 веке
- Тема 9. Капитализация отечественной журналистики на рубеже 19-20 веков
- Тема 10. Журналистика первой и второй русской революции. 1900 - 1917 гг.
- Тема 11. Журналистика белого движения и «первой эмигрантской волны»
- Тема 12. Журналистика в период сталинского режима
- Тема 13. Журналистика «оттепели» и журналистика «застоя»
- Тема 14. Журналистика перестройки и постсоветского периода
- Раздел 3. Современная журналистика России
- Тема 15. Теоретические и методологические основы развития сми
- Тема 16. Информационная политика государства
- Тема 17. Система сми: понятие, структура и этапы развития
- Тема 18. Особенности развития сми на рубеже эпох
- Раздел 4. Теория и методика журналистского творчества
- Тема 27. Социально-этические и правовые принципы в организации работы сми
- Раздел 6. Техника и технология сми
- Тема 28. Технические средства в арсенале специалиста pr и журналиста
- Тема 29. Полиграфическая техника и полиграфические процессы
- Тема 30. Фотографическая техника и изобразительные средства фотографии
- Тема 31. Киносъемочная техника и выразительные средства кино
- Тема 32. Технические основы телевидения и радио
- III. Распределение учебного времени по семестрам, разделам, темам и видам учебных занятий раздел 1. История журналистики зарубежных стран
- Раздел 2. История отечественной журналистики
- Раздел 3. Современная журналистика России
- Раздел 4. Теория и методика журналистского творчества
- Раздел 5. Организация и принципы деятельности сми
- Раздел 6. Техника и технология сми
- IV. Перечень семинарских и практических занятий
- 4.1. Семинарские занятия
- 4.2 Практические занятия
- V. Перечень контрольных вопросов раздел 1. История журналистики зарубежных стран
- Раздел 2. История отечественной журналистики
- Раздел 3. Современная журналистика России
- Раздел 4. Теория и методика журналистского творчества
- Раздел 5. Организация и принципы деятельности сми
- Раздел 6. Техника и технология сми
- VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6.1. Основная литература
- 6.2. Дополнительная литература
- 2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины «теория и практика массовой информации»
- 2.1. Методика конспектирования материала
- 2.2. Рекомендации по эффективному восприятию лекционного материала
- 3.Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям
- Раздел 1. История журналистики зарубежных стран
- Раздел 2. История отечественной журналистики
- Раздел 3. Современная журналистика России
- Раздел 4. Теория и методика журналистского творчества
- Раздел 5. Организация и принципы деятельности сми
- Раздел 6. Техника и технология сми
- 4. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 5. Задания на выполнение курсовых работ
- 6. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
- 7. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Методика подготовки и сдачи зачета
- 6.3. Контрольный тест
- Раздел 6. Техника и технология сми
- Тема 28. Технические средства в арсенале специалиста pr и журналиста
- Тема 29. Полиграфическая техника и полиграфические процессы
- Тема 30. Фотографическая техника и изобразительные средства фотографии
- Тема 31. Киносъемочная техника и выразительные средства кино
- Тема 32. Технические основы телевидения и радио
- Ключ к тесту