logo
UMK (1) / ТиПМИ

Раздел 4. Теория и методика журналистского творчества

Тема 19. Функции журналистики и журналистского текста

Информационные, культурно-просветительские, рекреативные функции журналистики как системы. Функциональная структура отдельных изданий и программ.

Журналистское произведение. Эвристическая и познавательная функции. Социальный фактор и описание. Проблема достоверности социального факта. Аксиологические функции творчества. Онтологические функции текста. Коммуникативная функция текста.

Тема 20. Психологические основы журналистской деятельности

Восприятие журналистских произведений в зависимости от канала передачи информации. Психологические свойства и качества личности журналиста. Формирование и коррекция внутреннего имиджа журналиста. Психологические проблемы массовых информационных процессов. Психологическая самозащита в сфере политического поведения. Поведение журналиста в нестандартных ситуациях.

Тема 21. Методологические основы журналистского творчества

Общая характеристика методов журналистского творчества. Традиционные методы журналистского познания: беседа, документ, наблюдение.

Методы научного и художественного познания действительности.

Тема 22. Начальные стадии создания журналистского произведения

Постановка проблемы в связи с анализом конкретной жизненной ситуации. Рождение журналистской темы. Композиционное построение журналистского произведения - законы композиции в журналистике, разновидности композиции: кольцевая, рефрен, временная диспозиция.

Тема 23. Система жанров журналистики

Информационные жанры: заметка, репортаж, интервью, отчет. Аналитические жанры: корреспонденция, статья, рецензия. Художественно-публицистические жанры: зарисовка, очерк, эссе, фельетон. Трансформация жанров в современной российской журналистике. Проблема «жанровой синкретичности».

РАЗДЕЛ 5. Организация и принципы деятельности СМИ

Тема 24. СМИ, политика и экономика

Взаимодействие СМИ и политики. Печатные и электронные СМИ политических партий и движений. СМИ в политических избирательных кампаниях.

СМИ как субъект и объект экономической власти. Освещение в СМИ проблем экономических реформ. Рынок деловой информации, ее разновидности.

Тема 25. Распространение СМИ в России

Понятие и виды распространения массовой информации. Продажа, подписка, доставка, раздача печатных изданий. Трансляция радио- и телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ. Распространитель массовой информации и его отношения с редакцией, издателем.

Порядок и условия распространения СМИ. Коммерческое распространение. Обязательное распространение и его формы.

Тема 26. Общественные институты журналистики

Негосударственные организации и объединения журналистов: союзы, фонды, ассоциации, клубы, гильдии и другие. Задачи общественных институтов по защите экономических, социальных, профессиональных, личностных прав журналистов. Союз журналистов России: основные направления деятельности. Фонд защиты гласности и его деятельность.

Основные принципы кодексов профессиональной этики журналистов. Свобода массовой информации и ответственность журналистов. Правдивость и объективность передаваемой информации. Честность и уважение чести и достоинства человека. Престиж профессии и авторитет журналистики.