Функции телевидения
Осмысление социальных функций телевидения как средства массовой коммуникации в обществе поможет работникам телеканалов точнее определить свое собственное место, свои профессиональные задачи, свою роль. Телевизионщики должны постоянно учитывать, с одной стороны, интересы аудитории, а с другой – цели, поставленные руководством вещательной организации.
В странах с давними традициями коммерческого телевидения государственные органы, выдающие лицензию на вещание, ставят перед владельцами телестанций ряд жестких условий, в том числе касающихся содержания передач: вещатель обязуется не только развлекать аудиторию, но и информировать и духовно развивать ее.
Однако соотношение свободы и контроля таково, что правительства и парламенты не вмешиваются в повседневную работу тележурналистов, следя за принципами развития вещания в целом. В Великобритании критериями такого развития считаются: 1) географическая универсальность; 2) удовлетворение всех интересов и вкусов; 3) удовлетворение интересов национальных меньшинств; 4) забота об общности и духе нации; 5) отстранение от интересов частных лиц и правительства; 6) стремление повысить качество программ должно преобладать над стремлением расширить аудиторию; 7) предоставление свободы творческим людям.
Введены ограничения времени, отводимого на рекламу, и множество оговорок, касающихся нравственного уровня передач, особенно тех, что предназначаются для детей и подростков. Таким образом, безграничной свободы слова быть не может, телевидение не должно расшатывать устои общества.
В мире существуют множество документов регламентирующих вещание, это позволяет сделать о тех желательных для человеческого сообщества функциях, которых может выполнять телевидение. Мы поговорим о функциях телевидения вцелом, а не отдельного канала, который может быть развлекательным или образовательным, информационным, музыкальным, спортивным .
Комплекс социальных функций не обязательно должен быть востребован каждым телезрителем, как было при тоталитарном партийном телевидении. На смену принудительному, централизованному программированию ( так, программа «Время» шла по всем каналам, ибо каждый должен был получить ежедневную порцию агитации и пропаганды) пришел наконец свободный выбор: с одной стороны, выбор организаторов вещания, а с другой – выбор зрителя.
Информационная функция. Все средства массовой информации потому и называются так, что первым и главным их качеством – удовлетворять информационные потребности человека, общества, государства. Телевидение распространяет информацию быстрее и эмоциональнее своих предшественников Регулярное получение социальной информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что происходит в мире в последние часы. Все остальные телепередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире – событие чрезвычайное. В выпусках новостей принято сообщать о наиболее существенных фактах из сферы политики. А затем новости медицины, культуры, науки. Особое место занимают новости спорта. Всегда привлекательна информация, вечного противостояния человека и природы: восхождение, перелеты, глубинные погружения. Некоторые студии организуют выпуски биржевых новостей. Новости моды (модной одежды, модного стиля в оформлении жилищ и т.п.).
Культурно-просветительская функция она сходна с остальными в комплексном воздействии программы на зрителя. Есть особые программы и особые каналы на отечественном телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. В 70 –е годы создавались дидактические циклы, цель которых – систематическое образование.
Однако разница между культурно-просветительской и образовательной функциями телевидения такая же, как между клубом и школой. Есть особые программы и целый канал на отечественном телевидении, которые создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. В 70-е годы создавались и дидактические циклы, цель которых – ситематическое образование. Однако разница между культурно-просветительской и образовательной функциями телевидения такая же, как между клубом и школой.
Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, транслируя театральный спектакль. Показ произведений искусства с комментариями писателей, музыкантов, художников, искусствоведов строится, как и всякая передача, по законам драматургии и гармонии. Высоким образцом таких передач остаются И.Л.Андроникова из музея А.С.Пушкина. Передачи такого класса не стареют, их повторяют время от времени для новых поколений зрителей. Таков пятисерийный фильм, где два ведущих, писатель В.Я.Лакшин и актер Ю.В.Яковлев, прослеживают творческий путь А.П.Чехова. Следует отметить программы «Клуб путешественников» с Юрием Синкевичем, «Очевидное – невероятное», которую вел профессор Сергей Капица и др.
Сколько бы ни говорили о «неполноценности» приобщения к искусству посредством телевидения, следует признать: для многих россиян это едва ли не единственная возможность познакомиться с классикой и лучшими работами современных мастеров искусства.
Интегративная функция ( консолидирующая, объединяющая). Сам факт регулярного просмотра программ разными людьми уже свидетельствует об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем. Чем крупнее и разнообразнее сообщество, тем внимательнее должны составляться программы. Телевидение удовлетворяет потребности каждого зрителя идентифицировать себя как с мировым сообществом в целом, так и с определенной группой людей. Интегративная функция телевидения решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения).
Ушли в прошлое использовавшиеся ранее приемы консолидирования, сплочение отечественной аудитории путем противопоставления ее остальному миру: «мы» и «они», причем «нам» приписывались все мыслимые достоинства, а «им» оставлялись исключительно негативные качества. Прорывом к цивилизованному мышлению были телемосты 1986-1987 гг. с участием рядовых граждан нашей страны и США, Великобритании, Японии, в результате которых «мы» и «они» ощутили себя партнерами по диалогу и соседями по планете. Задача межнациональной консолидации в рамках Содружества бывших советских республик остается важнейшей для первого телеканала «Останкино». Единого государства в прежнем виде не существует, но связи остались: они обусловлены общностью исторически сложившихся реальностей – в экономике, культуре, в самой ментальности людей, прошедших через коммунистический эксперимент. В начале девяностых годов опрометчивые оценочные суждения в телепрограммах ( «Время», «Вести», «600 секунд») вызывали немало протестов из Прибалтики, Закавказья и Украины. Вместо консолидации народов неумелыми пропагандистскими выступлениями усугублялось разобщение. Преувеличенное внимание к православной церкви вызывало ревность привержецев других конфессий. Телевидение и журналисты с трудом избавлялись от поучающего тона и других стереотипов « руководящая роль центра». Лишь постепенно приходит понимание новой роли телевидения в сохранении единого информационного, культурного, духовного пространства. Интегративная функция стала основной, в деятельности межгосударственной телекомпании «Мир» созданной в1993 г.
Социально – педагогическая функция. Иначе определяется как управленческая функция. Предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно- нравственных ценностей. Степень вовлеченности и мера воздействия зависит от характера государства. В развивающихся странах, где существенную роль играет к примеру, политика ограничения рождаемости или освоение новых земельных орудий, телевидение в эфире уделяет этим проблемам много места. При тоталитарных режимах пропаганда пронизывает всю телепрограмму – от информации до произведений искусства, демонстрирую любовь к власти. Но и в самых демократических государствах телевидение в существенной части своих программ служит проводником государственной политики. Следует напомнить девиз Британской вещательной корпорации: «Сообщать. Поучать. Развлекать».В цивилизованном обществе «поучение» сводиться к социально- педагогическому воздействию, опирающемуся на реальное состояние общественного мнения по вопросам нравственности и политики государства. Адаптация населения к меняющимся обстоятельствам жизни, к изменениям самой среды обитания – важнейшая социально-педагогическая задача. Телевизионные работники должны представить себе, во-первых, реальную психологию, привычки, систему ценностей людей, которых они намерены в чем –либо убедить. Особенно важную роль играет пропаганда ненасилия и не разделения на «наших» и «не наших» – и здесь социально-педагогическая функция телевидения прямо смыкается с интегративной. Воспитывать, поучать уместно и законно лишь граждан того государства, региона, от имени которого действует данная телеорганизация. Безусловно, у регионального телевидения возможностей больше более «прицельно» воздействовать на свою аудиторию. Здесь и рассмотрение общих проблем в местном преломлении и обсуждение более конкретных проблем: где построить детскую площадку или пустить новую линию автобуса или как благоустроить улицу и т.д. Традиционны отчеты местных властей перед избирателями с «обратной связью» в виде телефонных звонков в студию.
Организаторская функция ее следует отличать от от управленческой ( социально-педагогической ), где формирование мнений и побуждение к действию исходят от правительства и ( или) иных административных структур и осуществляются регулярно. В отличии от такого воздействия телевидение иногда само становится инициатором той или иной общественной акции. Назовем хотя бы «телемарофоы» - прямые 24-часовые передачи. На сцену поднимались люди, заявляли о своих скромных взносах в помощь детям-сиротам. Приходили представители и коммерческих структур с чеками на солидные суммы. Собственно, история подобных акции уже прослеживается по крайней мере с времен второй мировой войны, когда подобный сбор средств организовали радиостанции США.
Нередко телевидение выполняет функцию организатора, ставя какие-либо вопросы перед властями, побуждая их к действию.
Рекреативная функция ( от лат.recreatio – восстановление ) –отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Рекреативные программы, игровые телесериалы, позволяющие аудитории узнать о жизни различных слоев общества. Эти сериалы относятся к «развлекательному» вещанию. Развлекательная продукция ( видеоклипы, комедийные фильмы, конкурсы, шоу программы ) создаются, как правило, специализированными телекомпаниями.
Знание общественных функций телевидения, его потенциальных возможностей необходимо любому сотруднику телевидения для того, чтобы точнее определять цель своей работы, цель каждого выхода программ.
ЛЕКЦИЯ 4.
- Теле-радио реклама
- Ростов-на-Дону
- Телевидение и радиовещание
- Телевидение и театр
- Телевидение и кино
- Специфика телевидения
- Развитие телевидения в России
- Телевидение после 1985 г.
- Функции телевидения
- Появление и развитие визуальной рекламы в России – динамика содержания
- Достоинства и недостатки телевизионной рекламы
- Недостатки телевизионной рекламы
- Жанры телевизионных роликов
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- Драма – действие – конфликт
- Авторская аннотация рекламного сюжета.
- 2. Образно-музыкальный ход
- Методы построения сценарного материала.
- Идейно-тематическая основа сценария.
- Типы сценариев.
- Рассказ на композиционное построение из пяти слов-событий.
- Рассказ на композиционное построение из 5 слов-событий: шарик, роман, шуба, телефон, вокзал.
- Композиционное построением из пяти слов-событий: яблоки, вальс, пальто, пальма, бобик.
- Композиционное построением из пяти слов-событий: трактор, луна, ссора, море, танго.
- Рекламное упражнение по мотивам французской народной сказки «Три поросёнка».
- Рекламное упражнение по мотивам сюжета в. Шекспира «Гамлет».
- Рекламное упражнение по мотивам сказки ш. Перро «Красная шапочка».
- Имиджевая реклама.
- Сценарий коммерческого ролика.