logo
ДИПЛОМНАЯ

2.3.3. Источники и методы получения информации

Как известно, основными источниками репортера являются: люди, как источники информации; разного рода документы и умение работать с ними; терпеливо и умело проведенные интервью; высокая мораль и чувство социальной ответственности. В работе, которую проводят авторы статей газеты «Совершенно секретно», несомненно, виден их профессионализм. Журналисты всесторонне изучают тему, о которой пишут.

Так, например, в материале В. Воронова «Армия бездомных» (о проблеме предоставления квартир военнослужащим) [19] основными источниками информации выступили и материалы информагентств, и военнослужащие, вышедшие в запас: подполковники, майор, и председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих Олег Шведков, и военный эксперт Анатолий Цыганок, что позволило автору показать проблему с разных сторон. В качестве документов: журналист изучил законы, законодательные акты, справки военкомата, официальные документы и решения президента и министра обороны. Таким образом, в ходе расследования В. Воронов использует такие методы получения информации, как: анализ документов и интервью.

Стоит отметить, что, когда журналисты расследуют дела давно прошедших лет (исторические тайны), в значительной степени ограничивается круг методов и источников информации, которые могут быть использованы в расследовании. Как правило, ему помогают свидетельские показания (если расследуется событие, произошедшее относительно недавно в историческом плане) и документальные источники информации.

Так, например, в статье Е. Кириченко под названием «Забытый мятеж» [27] (о забытом подвиге советских военнопленных в пакистанском лагере Бадабер 26 апреля 1985 года) основными источниками информации выступили: сотрудники Комитета по делам воинов-интернационалистов, свидетели данных событий, исторические и государственные документы. Именно с помощью этих источников журналист смог хронологически восстановить картину событий, установить имена участников этого боя с моджахедами. Таким образом в ходе расследования Е. Кириченко использует такие методы получения информации, как интервью и проработка документов.

В другом материале под названием «А город подумал – ученья идут...» Г. Пасько [35] (о взрыве корабля «Муссон» в 80-е годы) источниками информации выступили: участники событий, следователи, особисты, штабные офицеры, представители промышленности. В качестве документов журналист изучал доклад комиссии, официальный акт расследования взрыва корабля.

Кроме того, источником для расследования послужило собственное досье журналиста. В начале своего материала журналист поясняет: «...я едва не стал непосредственным участником событий. В качестве корреспондента отдела боевой подготовки флотской газеты я, в ту пору старший лейтенант, должен был выйти на ракетные стрельбы на том самом малом ракетном корабле (МРК) «Муссон»...Но на пирс мы опоздали». Таким образом, в ходе расследования Григорий Пасько использует такие методы получения информации, как: проработка документов, интервью и наблюдение.

Используя метод наблюдения, в своем расследовании, Г. Пасько пишет: «До сих пор помню лица раненых, потрясенных моряков и офицеров. Старший матрос Михаил Щемелинин, с трудом подбирая слова, рассказывал, как горел корабль, как метались в огне люди, пытаясь тушить пожар; как старшина 1 статьи Юрий Шнякин вытаскивал из огня старшину 2 статьи Задорожного...».

В ходе анализа материалов мы выявили, что в журналистских расследованиях газеты «Совершенно секретно» в основном используются такие методы получения информации, как: проработка документов и интервью. Метод наблюдения применяется в 4 материалах: Г. Пасько «А город подумал – ученья идут...», Д. Терентьева «Маркизы Карабасы из Выборгского района», В. Воронова «Взрывная волна лжи», Д. Терентьева «Под «фанфурики».