logo
ДИПЛОМНАЯ

1.1. Система журналистских жанров

Любая творческая деятельность, включая журналистику, многообразна в средствах, приемах в формах изображения. Одно и то же явление жизни, событие могут быть отражены с различной степенью проникновения в их сущность. Это многообразие «опредмечивается», находя свое конкретное выражение в системе жанров. Например, одно и то же событие может быть представлено в один и тот же день в разных СМИ в различных жанрах: в одной газете – маленькой заметкой, а в другой – большим репортажем [15,56].

Теоретические основания понятия жанра, его признаков можно найти в искусствоведении и литературоведении, откуда термин «жанр» в журналистике. Как отмечает С.Г. Корконосенко, в литературоведении жанры - «сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений». Жанрами в теории журналистики именуют «устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками» [6,134].

В современной российской журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст». Поскольку вместе со старой системой организации СМИ (жесткая вертикаль сверху донизу – от союзных до стенных газет) рухнула и прежняя классификация жанров. Процесс размывания жанровых границ был отмечен еще в середине 1970-х годах исследовательницей В.В. Ученовой. «Пересмотр» жанровых границ привел к тому, что некоторые жанры – отчет, интервью, корреспонденция, репортаж – перестали жестко атрибутироваться как информационные или аналитические. Одновременно произошла переоценка жанровых ценностей: одни жанры практически ушли с газетной полосы (очерк, фельетон, передовая статья, обзор печати), другие - усилили свое присутствие (интервью, комментарии, эссе); развитие новых информационных технологий (сети Интернет, в частности) создало естественные предпосылки для унификации жанров. Исследователи журналистики стали выделять новые жанры: журналистское расследование, исповедь, версию, пресс-релиз.[6, 130]

В науке о журналистике ныне наблюдается плюрализм мнений, тот или иной исследователь творит собственную теорию жанров, порой не обращая внимание на устоявшуюся классификацию. М.И. Шостак пишет о журналистике новостей, интервью, оперативном комментировании, репортерском расследовании, а также о публицистике – аналитической, художественной (эссе, очерк) и сатирической (фельетон, памфлет, пародия, сатирическая реплика, сатирический комментарий).

Теоретик и практик журналистики М.Н. Ким отмечает, что иногда тексты группируют по тематике журналистского выступления: «политическая журналистика», «деловая журналистика», «детская журналистика», «женская журналистика» и т.д. [5, 295]

А.А. Тертычный, помимо традиционных жанров, еще включает: в информационные жанры –информационную корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-ответ, некролог; в аналитические жанры – аналитический отчет, интервью, беседу, рейтинг, журналистское расследование, обозрение, прогноз, версию, исповедь; а к художественно-публицистическим относит житейскую историю, эпиграф, анекдот, игру [11].

Исследователь Л.Е. Кройчик утверждает, что жанр и сегодня – это «особая форма организации жизненного материала». Кроме этого, журналист предлагает «разбить» появляющиеся в прессе тексты на пять групп:

1. оперативно-новостные (заметка во всех ее разновидностях);

2. оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчеты);

3. исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, колонка, рецензия);

4. исследовательские (статья, письмо, обозрение);

5. исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).[7, 127]

Журналистские жанры традиционно подразделяют на три вида: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

К информационным относятся: заметка, отчет, репортаж, интервью, беседа, реплика. Все данные жанры объединены такими качествами, как новизна и актуальность факта и оперативная его подача. Главная цель информационного материала – сообщить о факте.

К аналитическим жанрам относятся: комментарий, корреспонденция, статья, обозрение, рецензия, письмо. Некоторые исследователи относят к этой группе журналистское расследование. По сравнению с информационными, аналитические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. Имея дело с суммой однотипных фактов за определенное время, автор пытается обобщить их, чтобы выявить все аспекты проблемы.

В художественно-публицистических жанрах конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. Основные представители здесь – очерк и зарисовка, отражающие положительные явления, а также сатирические жанры фельетон и памфлет.

Информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры не отделены друг от друга жесткими границами: в публикации в том или ином жанре, автор привлекает элементы и других жанров. Особенно это видно на примере материалов рубрики «Журналистского расследования». Меняются и особенности журналистских жанров, система которых – в постоянном развитии [3, 218-235].

Можно сделать вывод, что жанры – это устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками. В современной журналистике понятие «жанр» был потеснен понятием «текст» - это связано с «пересмотром жанровых границ». Например, жанры отчет, интервью, репортаж, корреспонденция - перестали жестко атрибутироваться как информационные или аналитические. Вместе с тем, исследователи создают собственную теорию жанров, не смотря на устоявшуюся классификацию.

Однако мы придерживаемся традиционной классификацией жанров, которые делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические.