Развитие структуры средств массовой информации
В историко-журналистской литературе оценка деятельности журналистики конца 20-х и в 30-е гг. далеко не однозначна1. Но при всей ее противоречивости все позитивное, как и все негативное, явилось отражением времени, результатом проявления условий, в которых она функционировала и развивалась. Объективные условия деятельности журналистики в период осуществления планов индустриального развития требовали серьезного структурного обогащения всей системы советской периодики.
В конце 20-х – начале 30-х гг. развитие советской периодики происходит за счет интенсивного создания новых типов изданий. Широкое распространение получает массовая низовая печать, изменения в административно-территориальном делении вызывают к жизни районные, городские газеты.
Одновременно происходит дальнейшая дифференциация центральной прессы – создаются центральные отраслевые газеты: «Сельскохозяйственная газета», «Социалистическое земледелие», «За пищевую индустрию».
В 30-ее гг. в стране выпускаются газеты для рабочих различных отраслей народного хозяйства. В их числе: «Торгово-промышленная газета», «Строительная газета», «Легкая индустрия», «Лесная промышленность» и др. Рассчитанные на конкретную читательскую аудиторию, они устанавливали с ней тесные связи, практиковали работу выездных редакций, издавали с их помощью специальные номера и выпуски газет, посвященные важнейшим текущим вопросам развития своей отрасли. Всю свою деятельность отраслевая печать направляла на повышение трудовой активности масс, всемерно помогая им в организации производства, повышении его рентабельности, широком распространении передового опыта. Во многих отраслевых изданиях постоянными были рубрики и разделы: «Профессиональная жизнь», «За высокую производительность труда, “Технические новинки”», «Труд и дисциплина», «Рабочий быт», «Обмен опытом», «Редакционная почта», «Читатели о своей газете» и др.
В довоенные годы в системе периодики обязательно имелась хотя бы одна ежедневная массовая общеполитическая рабочая газета и несколько отраслевых изданий. В частности, еще выходила «Рабочая газета» (издавалась до конца января 1932 г.), а в январе 1930 г. появилась газета «За индустриализацию». И хотя она вышла как ежедневный экономический орган ВСНХ СССР, а затем стала изданием Наркомтяжпрома, ее характер как массовой газеты был очевиден. Об этом красноречиво говорят ее постоянные отделы и рубрики: «Всесоюзная доска почета», «Письма в редакцию», «Капитальное строительство», «Борьба за качество» и др. Совместно с газетой «Труд» она провела совещание ударников и участников соревнования ряда металлургических предприятий, а с газетой «Техника" выпускала совместные специальные и праздничные номера, издавала бюллетень “Межзаводская перекличка”».
На страницах газеты «За индустриализацию» широко освещались вопросы организации производства, планирования, управления промышленностью, передовой производственный опыт. Газета вела настойчивую борьбу за освоение новой техники, за подъем темпов работ, прежде всего в тяжелой промышленности. Она рассказывала о строительстве крупных индустриальных гигантов, о путях технической реконструкции, о необходимости выполнения всех производственно-экономических и финансовых параметров работы предприятия. Все это дало мощный толчок развитию массового движения за овладение новой техникой.
В 30-е гг.; газета много сделала для воспитания хозяйственных кадров, обмена опытом по организации производства и внедрению новой техники и передовой технологии. В конце 30-х гг. «За индустриализацию» влилась в газету «Индустрия», а та в свою очередь была реорганизована в газету «Черная металлургия».
Заметный вклад в распространение научно-технической информации и подъем профессионального уровня рабочих и инженерно-технических работников внесло приложение к газете. Его название отражало типологическую суть издания – «Техника». Выросшее из отдела, оно отделилось от газеты и оформилось в самостоятельный орган. О его характере дают полное представление материалы рубрик и отделов: «Новости науки и техники в СССР», «Новости науки и техники за границей», «Рабочее изобретательство», «Технические консультации» и др. Тематическая направленность издания свидетельствовала о широте научно-технической пропаганды и преследуемых ею целях с учетом общественной потребности в различной информации.
Газета «Техника» поднимала широкий круг проблем. Она не только пропагандировала передовое, но и вела дискуссии, выступала с критикой недостатков, боролась за подъем отстающих предприятий до уровня передовых.
Процесс дифференциации центральной отраслевой печати происходил и в середине 30-х гг. Появляются новые газеты «Уголь», «Машиностроение» и др.
В годы первых пятилеток возникают новые элементы и в структуре местной и национальной печати. В связи с реорганизацией административно-территориального деления в некоторых республиках создаются областные газеты. Так, на Украине выходят областные газеты «Заря» (Днепропетровская), «Социалистична Украина» «Социалистический Донбасс» и др. Всего к началу второй пятилетки на Украине выходило 1196 газет. Из них 30 республиканских, 14 областных, около ста городских2. Число городских газет неуклонно росло. В январе 1932 г. в Грузии начала издаваться городская газета «Тифлисский рабочий». В это же время на Украине выходит «Харьковский рабочий», который, как и «Тифлисский рабочий», через два года преобразуется в вечернюю газету.
Процесс дифференциации все больше касается и национальной журналистики. На Украине, в Белоруссии, Казахстане, Грузии, Армении, Азербайджане, Киргизии, Узбекистане и других республиках появляются газеты для учителей, работников культуры, литературные газеты, спортивные издания. Развитие многонациональной журналистики страны происходит и за счет газет, выпускаемых в национальных республиках для проживающих здесь народов некоренной национальности. Так, в Грузии выходят газеты на армянском, в Узбекистане – на таджикском, каракалпакском, в Армении – на азербайджанском языках и т.д. И все же национальная журналистика строилась без учета исторического прошлого, сложившихся традиций, различных уровней культурного развития народов, реальных потребностей сегодняшнего дня. Единая унифицированная модель строительства печати в национальных регионах страны становилась тормозом на пути структурных изменений в национальной журналистике.
Существо происходивших в печати процессов отражает многообразие экономических, социально-политических, национальных и других отношений в обществе. К концу восстановительного периода в основном был завершен переход прессы национальных республик на местные языки. Главным итогом этого процесса явилось создание массовой крестьянской газеты.
К середине 30-х гг. в стране сложилась разветвленная дифференцированная система многонациональной печати. Характеристика ее по горизонтали может быть представлена таким образом: а) центральные, республиканские, краевые, областные партийные газеты; б) центральные, республиканские издания для крестьян3; в) центральные, республиканские молодежные издания; г) центральные, республиканские отраслевые издания.
Характеристика системы по вертикали: республиканские, краевые, областные, городские, районные (с августа 1930 г.), многотиражные газеты.
В 1928 г. в систему всей советской печати входило около 2 тыс. газет, разовый тираж которых составил 9,5 млн. экз., в то время как в 1925 г. – в последнем году восстановительного периода – 1120 газет. Разовый тираж их был немногим более 8 млн. экз. К концу первой пятилетки – в 1932 г. – в стране выходило 7,5 тысяч газет, а к концу второй пятилетки – в 1936 г. – 9250 газет. Разовый тираж за это время поднялся с 35,5 до 38 млн. экз. Гигантский рост тиражей свидетельствовал о растущем интересе масс к периодической печати, о ее безусловно важном месте в системе политических институтов страны, однако директивный характер проведения подписки на периодику по-прежнему сохранялся.
Органической частью развивающейся системы средств массовой информации конца 20-х–30-х гг. были журналы, а также книжная продукция. О количественном росте журнальной периодики можно судить по такому факту: если в 1926 г. выходил 1631 журнал, то в 1929 г. – 2188. Несколько по-иному сложилось положение вещей в выпуске журнальной периодики во второй пятилетке. В 1936 г. выходило 1995 журналов. Это по сравнению с 1933 г. почти на 400 журналов меньше, кроме того, почти на 200 млн. экз. сократился годовой тираж журналов4. Сокращение сети журналов было вызвано тем, что в период первой пятилетки нередко возникали издания параллельной тематики, часто дублировавшие друг друга. Однако в последующие годы положение журнальной периодики стабилизировалось, и она продолжала расти в основном за счет журналов, выходивших в национальных республиках. В их числе, в частности, отраслевые издания: «Технику в массы» (Белоруссия), «Овладеем техникой» (Армения) и др.
В соответствии с требованиями времени в конце 20-х гг. начинается перестройка издательской системы, превратившая Госиздат в центр и основную базу книгоиздательского дела. Усиливается роль Госиздата и в выпуске художественной литературы.
Именно в эти годы, по существу, впервые была получена реальная возможность издавать массовую книгу стотысячными тиражами. Так, в издательстве «Московский рабочий» начинает выходить «Роман-газета», целью которой стала пропаганда лучших произведений современных писателей среди широких масс. В конце 20-х гг. Госиздат выпускает «Дешевую библиотеку классиков», состоявшую из важнейших произведений классической и современной художественной литературы.
В 30-е гг. осуществляется реформа издательского дела, которая привела к созданию трех крупных специализированных издательств: государственного издательства «Художественная литература», «Детгиз», значительно расширившегося издательства «Академия». В 1934 г. создается издательство «Советская литература». После реорганизации издательств центр внимания был перенесен на техническую и политическую книгу. Жесткая регламентация тематики выпускаемой литературы, определившиеся приоритетные направления в издательской политике государства привели к тому, что выпуск художественной литературы сократился. За три года (с 1931 по 1933) он уменьшился по всем показателям в два раза. Удельный вес художественной литературы в общей продукции книгоиздательств был наименьшим на всем протяжении 30-х гг.
При сохранении общегосударственных тенденций издательское дело в национальных республиках обретает свою специфику. Здесь наряду с политической литературой значительное внимание уделялось выпуску учебной и культурно-просветительской книге. К 1929 г. во всех национальных регионах СССР были созданы издательства, приступившие к выпуску учебной, общественно-политической и художественной литературы.
В конце 20-х – начале 30-х гг. заметные изменения происходят в структуре ТАСС. Во всех регионах страны завершается процесс создания отделений или корреспондентских пунктов ТАСС, что способствовало окончательному утверждению в стране единой государственной информационной службы. Почти вдвое увеличилась корреспондентская сеть ТАСС и его местных отделений. Заметный приток внутрисоюзной информации выдвинул задачу реорганизации аппарата телеграфного агентства.
Был сделан первый шаг в систематизации потока сообщений, поступавших из республик, краев и областей страны. К началу 30-х гг. постоянными становятся фотографический отдел в структуре ТАСС – «Фотохроника ТАСС» и должность фотокорреспондента агентства. Фотохроника ТАСС, став преемницей фототеки РОСТА, на протяжении последующих десятилетий формировала фотоархив, запечатлевший все важнейшие события, происходившие в СССР. Усилиями фотокорреспондентов ТАСС создавалась фотолетопись арктического похода челюскинцев, беспримерных перелетов Чкалова, Байдукова, Белякова, Гризодубовой, Расковой, патриотических начинаний Изотова и Ангелиной, Стаханова и Кривоноса и многих тысяч других памятных событий.
В 30-е гг. значительно укрепляется международный отдел ТАСС. Этому способствовали главным образом два обстоятельства. Первое было связано с расширением зарубежной корреспондентской сети. Собкоры ТАСС получили аккредитацию в Англии, Франции, США и других странах Европы, Азии, Востока, Латинской Америки. И второе: ТАСС становится участником международного информационного обмена. Оно получает и передает информацию крупнейшим телеграфным агентствам мира – Рейтер, Ассошиэйтед пресс, Франспресс и др.
Все более важной частью системы средств массовой информации Советского Союза становилось радио. Вспомним, что с января 1924 г. основной формой радиовещания стали радиогазеты «РОСТА», дифференцировавшиеся вскоре в «Рабочую», «Крестьянскую», «Комсомольскую» и другие радиогазеты. В структуре радиогазет конца 20-х – начала 30-х гг. кроме основной проблематики выделялись отдельные информационные блоки. «По Союзу Советов», «По Союзу Советских республик», «Что слышно в Москве», «Новости науки и техники», «Книжный уголок», «Радиоотклики», «Что нового за границей», «Спорт» и др. Расширение проблематики явилось отражением растущих интересов радиоаудитории и тех темпов, с которыми шло радиостроительство в стране5.
К концу первой пятилетки в СССР работало 60 радиовещательных станций. Увеличилось число радиовещательных центров в республиках, возросла радиоаудитория, появились новые формы и жанры радиопередач: радиопереклички, радиомитинги, радиособрания, вечера народов СССР и др. Объем Центрального и местного радиовещания по сравнению с предыдущим периодом почти удвоился. Все это вызывало необходимость создать новый руководящий радиовещательный центр, способный решать в масштабах всей страны назревшие проблемы радиовещания, его дальнейшего развития, совершенствования. Таким центром стал в 1931 г. Всесоюзный комитет по радиовещанию при Народном комиссариате почт и телеграфов, реорганизованный в 1933 г. во Всесоюзный комитет по радиовещанию и радиофикации при СНК СССР.
Во второй пятилетке в основном была решена проблема передачи единой радиовещательной программы из Москвы на все радиостанции Советского Союза, а в республиках и автономных областях организовано вещание на национальных языках. Количество радиовещательных станций достигло 93, их мощность возросла на 33%, количество радиоприемных устройств удвоилось. В целом по стране на одну тысячу жителей их приходилось 44, а в городах – 78.
Эпоха второй пятилетки связана с первыми шагами советского телевидения. Еще в 1924 г. «Правда» сообщила о том, что ученые страны добились передачи изображения на расстоянии без проводов, что они достигли больших успехов в области телевидения. В течение последующих 10 лет шел процесс технической обработки телевизионной системы, выявления технических возможностей и практического применения телевидения. И чем дальше шла разработка этих проблем, тем очевиднее становились перспективы телевидения и его практические цели. Поэтому в сентябре 1934 г. Совнарком СССР обязал Наркомат связи и Наркомтяжпром приступить к изготовлению технического оборудования для телевидения, с тем чтобы в 1935 г. было освоено производство передающей и приемной телевизионной аппаратуры6.
15 ноября 1934 г. была проведена первая в Советском Союзе передача телевизионной программы с разложением изображения на 30 строк со звуковым сопровождением. Выступить в программе пригласили известного артиста И. Москвина. Три с половиной года спустя состоялась пробная студийная телевизионная передача.
Это событие произошло в Москве в начале марта 1938 г. в телевизионном центре на Шаболовке и велось методом электронного телевидения с разложением изображения на 343 строки.
1 сентября 1938 г. после завершения строительства был принят в эксплуатацию Ленинградский телевизионный центр. Передачи его выходили в эфир через день.
5 ноября начались опытные телевизионные передачи из нового Московского телецентра на Шаболовке. Они велись практически каждый день7.
Таким образом, в 30-е гг. система средств массовой информации Советского Союза обогатилась еще одним звеном. Телевидение стало реальностью. Но это было только началом пути. Предстояло выяснить общественные, идейно-политические, культурные, образовательные и другие возможности и функции телевидения в структуре идеологических институтов государства.
Укреплялась материально-техническая база не только радио и телевидения. Чтобы ликвидировать бумажный голод в газетно-журнальном и книжном производстве, начинается строительство ряда бумажно-целлюлозных комбинатов, предприятий, производящих отечественное полиграфическое оборудование. С 1931 г. «Правда» печатается не только в Москве. Ее матрицы самолетами доставляются в Ленинград, Харьков, Ростов-на-Дону, Грозный, Баку, Тбилиси, Свердловск и там с них печатают газету.
Бурный рост прессы и большой круг новых задач, вставших перед печатью, требовали улучшения и расширения подготовки журналистских кадров. В стране крепла и все заметнее расширялась система учебных заведений, готовивших работников печати. По специально созданным программам обучение осуществляли Коммунистический институт журналистики им. Правды в Москве, им. В.В. Воровского в Ленинграде, институты в Минске, Харькове, Свердловске, Алма-Ате.
- Содержание
- Глава 1. Пресса россии после февральской буржуазно-демократической революции
- Периодическая печать России в начале XX века
- Февральская революция и развитие печати в России
- Журналистика в политической борьбе противоборствующих сторон
- Печать после июльских событий
- Глава 2. Журналистика первого десятилетия советской власти (ноябрь 1917 - 1927 гг.)
- Журналистика Советской России в условиях многопартийности (ноябрь 1917-июль 1918 г.)
- Утверждение однопартийной советской журналистики в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918–1920 г.)
- Отечественная журналистика в период либерализации советского режима (1921–1927 гг.)
- Глава 3. Отечественная журналистика в конце 20-х и в 30-е гг.
- Развитие структуры средств массовой информации
- Журналистика как средство идеологического и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства
- Глава 4. Журналистика накануне и в период великой отечественной войны (1939–1945 гг.)
- Советская журналистика в предвоенные годы. Печать и радио в условиях Великой Отечественной войны
- Основная проблематика выступлений советской прессы в годы войны
- Публицистика в годы Великой Отечественной войны
- Глава 5. Журналистика послевоенного десятилетия (1946-1956 гг.)
- Развитие системы средств массовой информации в послевоенные годы
- Тема восстановления и дальнейшего подъема народного хозяйства в советской прессе
- Тема восстановления и развития экономики в прессе послевоенных лет
- Глава 6. Печать, телевидение и радио второй половины 50-х – середины 80-х гг.
- Дальнейшее развитие структуры средств массовой информации
- Тема экономического реформаторства в прессе
- Журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности
- Глава 7. Средства массовой информации второй половины 80-х – начала 90-х гг.
- Средства массовой информации в условиях демократизации и гласности
- Возрождение в стране многопартийной печати
- Журналистика и новое политическое мышление
- Глава 8. Журналистика российской федерации (90-е гг.)
- Система средств массовой информации россии в первой половине 90-х гг.
- Структура периодической печати Российской Федерации
- Телевизионное вещание
- Радиовещание
- Информационные агентства
- Книжные издательства
- Региональная журналистика
- Журналистика в условиях рынка
- Ведущие темы средств массовой информации Российской Федерации
- Журналистика Российской Федерации и властные структуры
- Пресса России в Интернет