Телевизионное вещание
Провозглашение суверенитета России привело к созданию Российской телерадиокомпании. С большими трудностями вступало в строй Российское телевидение. Монопольное право Всесоюзной телерадиокомпании на технические средства позволяло ей всячески препятствовать нормальной работе Российского телевидения, которому был предоставлен второй канал. С 16 мая 1991 года стала регулярно выходить в эфир информационная программа РТР «Вести»: сначала 1 раз в день, а затем – 3 раза, 4 раза. В 1996 г. «Вести» выходили в эфир 6 раз в день.
В систему телевидения и радиовещания Российской Федерации вошли: Российская государственная телерадиокомпания «Останкино» – I программа «Останкино», Всероссийская государственная телерадиовещательная компания – II программа, «Московская программа» – III канал, Образовательная программа «Российские университеты» – IV канал, «Канал независимого телевидения» – НТВ (IV канал), «ТВ-6 – Москва» – VI канал. Важное место в системе Российского телевидения занимала программа «Петербург – 5 канал».
В систему телевидения и радиовещания входили телерадиоорганизации в национальных образованиях на территории Российской Федерации, краевые и областные телерадиоорганизации: городское радиовещание, районное радиовещание, низовое радиовещание.
В 90-е гг. в системе телерадиовещания Российской Федерации возникли также не государственные (альтернативные) организации. Право на ведение телерадиовещания получили более 1200 независимых организаций. В их числе были предприятие «Телевидеоканал» г. Балаково, Саратовской области; товарищество «Возрождение» г. Щекино, Тульской области; радиопрограмма «Европа плюс» в Москве и др.
Первой негосударственной телевизионной структурой в Москве, самой крупной в начале 90-х гг. был «Телеканал 2х2», первая программа которого вышла в эфир в конце августа 1990 г. Созданная в целях расширения видов коммерческой деятельности телевизионного вещания, «Телеканал 2х2» занял важное место в обеспечении москвичей информационной, музыкальной, развлекательной программами.
Среди программ, прочно утвердившихся на Российском телевидении к середине 90-х гг., основными стали информационные, содержавшие оперативные известия о текущих событиях, развлекательные и прямо касавшиеся моральных проблем. По данным социологической службы Останкино от 4 до 23% телезрителей регулярно (особенно в вечернее время) смотрели «Новости» Останкино, «Вести» Российского телевидения, «Новости 2x2», «Сегодня» (НТВ), «Информ-ТV» (5 канал), а также программы «Момент истины», «Подробности», «Час пик», «Тема», «Человек и закон».
В то же время учет зрительских интересов в условиях рынка сделал неизбежным новые подходы в дифференциации телеканалов. Кроме информационных программ по тематическому признаку строились музыкальные, кино, спортивные и другие программы; по адресному – программы для детей, молодежи, женщин и для другой аудитории. Кроме того, профилирование телеканалов шло по национальному, территориальному, временному признакам1.
Многопрограммность телевидения нашла свое проявление и в учредителе канала, и в источнике его финансирования (государственный, платный, общественный, коммерческий, арендный и др.). И хотя в любом виде программ интерес к некомментированной информации оставался высоким, во вкусах телевизионной аудитории возникали новые проявления. Они были связаны с характером и содержанием нетрадиционных программ. Среди них художественные сериалы, сериалы «Телефон спасения 911» (РТВ), документальные сериалы НТВ, телепрограмма «Золотая шпора» и др. Неизменным оставался интерес к традиционным телепередачам «В мире животных», «Клуб кинопутешественников» и др.
Широкие возможности выбора различных телепрограмм не только все больше превращают телевидение в средство массового воздействия, но и индивидуализируют его возможности.
Подобного рода проявления вкуса аудитории становятся возможными еще и потому, что к середине 90-х гг. система средств массовой информации пополнилась новой техникой. Речь, в частности, идет о таких технических средствах как микроинформатика, кабельное телевидение, спутниковая связь, лазерная пресса и других, играющих все большую роль в интенсивной передаче массам многообразного потока информации2.
Так, кабельное телевидение, хотя и служит в основном для передачи развлекательных программ, однако имеет общественно-политический характер. Широкое распространение получили и такие аудиовизуальные средства, как видеомагнитофоны. Возможности их особенно велики в рекламных сюжетах, в воспроизводстве документальных кадров и т.д. Электронная почта позволяет сохранять содержание текстов до тех пор, пока адресат не ознакомится с ними. Для сохранения многообразной официальной информации, справочного материала, коротких аннотаций в практику СМИ вошли электронные банки данных. При проведении политических кампаний, в период избирательных кампаний банки политических данных нашли широкое применение.
Большое будущее открывается перед лазерной прессой. Ее исключительно высокие скоростные и технические возможности в недалеком будущем могут решить проблему тиражирования определенных типов изданий.
В журналистской практике, в различных сферах политической деятельности среди используемых новых технологий прочное место заняли персональные компьютеры с их программным обеспечением.
Миниатюризация видеотехники и создание портативных передатчиков вызвали к жизни видеогазеты. В крупных городах страны «телегазеты» стали обычным делом. Нельзя не учитывать и того, что аудиовизуальная информация идет и по каналам государственной телерадиокомпании. Все больше становится коммерческих телерадиогазет, выпускаемых коммерческими телерадиоорганизациями.
Внешне средства массовой информации организационно разобщены. В то же время они органически связаны между собой, тесно взаимодействуют. У них практически единые общественные функции, единый объект воздействия. Поток социальной информации, передающейся по различным каналам средств массовой информации, представляет собой целостное явление. Системность во всех ее проявлениях – актуальности, оперативности, тематической универсальности, эмоциональности и т.д. стала одной из важнейших особенностей журналистики середины 90-х гг.
- Содержание
- Глава 1. Пресса россии после февральской буржуазно-демократической революции
- Периодическая печать России в начале XX века
- Февральская революция и развитие печати в России
- Журналистика в политической борьбе противоборствующих сторон
- Печать после июльских событий
- Глава 2. Журналистика первого десятилетия советской власти (ноябрь 1917 - 1927 гг.)
- Журналистика Советской России в условиях многопартийности (ноябрь 1917-июль 1918 г.)
- Утверждение однопартийной советской журналистики в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918–1920 г.)
- Отечественная журналистика в период либерализации советского режима (1921–1927 гг.)
- Глава 3. Отечественная журналистика в конце 20-х и в 30-е гг.
- Развитие структуры средств массовой информации
- Журналистика как средство идеологического и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства
- Глава 4. Журналистика накануне и в период великой отечественной войны (1939–1945 гг.)
- Советская журналистика в предвоенные годы. Печать и радио в условиях Великой Отечественной войны
- Основная проблематика выступлений советской прессы в годы войны
- Публицистика в годы Великой Отечественной войны
- Глава 5. Журналистика послевоенного десятилетия (1946-1956 гг.)
- Развитие системы средств массовой информации в послевоенные годы
- Тема восстановления и дальнейшего подъема народного хозяйства в советской прессе
- Тема восстановления и развития экономики в прессе послевоенных лет
- Глава 6. Печать, телевидение и радио второй половины 50-х – середины 80-х гг.
- Дальнейшее развитие структуры средств массовой информации
- Тема экономического реформаторства в прессе
- Журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности
- Глава 7. Средства массовой информации второй половины 80-х – начала 90-х гг.
- Средства массовой информации в условиях демократизации и гласности
- Возрождение в стране многопартийной печати
- Журналистика и новое политическое мышление
- Глава 8. Журналистика российской федерации (90-е гг.)
- Система средств массовой информации россии в первой половине 90-х гг.
- Структура периодической печати Российской Федерации
- Телевизионное вещание
- Радиовещание
- Информационные агентства
- Книжные издательства
- Региональная журналистика
- Журналистика в условиях рынка
- Ведущие темы средств массовой информации Российской Федерации
- Журналистика Российской Федерации и властные структуры
- Пресса России в Интернет