Информационные агентства
Рост и развитие структуры информационных агентств были тесно связаны с переходом к рыночным отношениям, с потребностями информационного рынка в независимой и объективной информации. Новые информационные агентства, возникшие в конце 80-х гг., очень быстро преодолели организационные и технические трудности и буквально за два-три года завоевали популярность в журналистской среде. Объяснялось это тем, что точка зрения, высказываемая в сообщениях и комментариях новых агентств, часто не совпадала с официальными утверждениями, распространявшимися по каналам ТАСС и АПН. В последующем достоверность материалов новых информационных агентств подтверждалась1.
Существуя на средства, получаемые от собственной деятельности, они, конкурируя между собой, стремились предложить потребителям качественную информацию – актуальную, оперативную и достоверную. На одно из первых мест среди информационных агентств, завоевавших доверие потребителей новостей – российских и зарубежных СМИ, иностранных посольств, органов государственной власти и управления и других – вышло ИТАР-ТАСС.
22 января 1992 г. был принят указ «Об информационном телеграфном агентстве Россия» (ИТАР). Как отмечалось в указе, Информационное телеграфное агентство России учреждалось при Федеральном правительстве страны и являлось центральным государственным информационным агентством Российской федерации. Занимаясь сбором, обработкой и распространением внутренней и международной информации, ИТАР-ТАСС фактически получило монопольное право на сообщения официального характера и передачу полного текста указов Президента и Правительства РФ.
Агентство располагает широкой корреспондентской сетью, имеет 74 отделения и корреспондентских пункта в России и странах СНГ, 62 корпункта в 59 странах мира. Получателями информации ИТАР-ТАСС являются более 8 тыс. организаций. Треть из них – средства массовой информации России, стран СНГ, зарубежных государств, более 45% составляют политические структуры, финансовые и промышленные организации и т.д. Для них ежедневно по каналам ИТАР-ТАСС – телетайпу, факсимильной связи, по электронным сетям, почте и другим средствам связи распространяется 7 вестников оперативной информации, 20 специализированных вестников, выпускаются газеты «24» и «Восточный экспресс», иллюстрированный еженедельный журнал новостей «Эхо планеты». ИТАР-ТАСС входит в пятерку крупнейших информационных агентств мира – Франс Пресс, Рейтер, Ассошиэйтед Пресс, ЮПИ.
Среди информационных агентств России, пользующихся доверием в журналистской среде, также РИА, Интерфакс, Постфактум.
РИА, образованное на базе Агентства Печати «Новости» и Российского информационного агентства, выпускает, как и ИТАР-ТАСС, не только большой объем оперативной и аналитической продукции, но и занимается проблемами маркетинга, реализует свои коммерческие устремления на информационном рынке. РИА имеет свои представительства в 60 странах мира.
Крупнейшим негосударственным информационным агентством России стал Постфактум. Созданный в пору активизации общедемократического движения, он с осени 1992 г. вступил в новый этап своей деятельности, сосредоточив свои усилия на освещении событий, происходивших в регионах России и странах СНГ. У агентства более 100 собственных корреспондентов на местах, что позволяет ему работать круглосуточно и каждые полчаса передавать сводку новостей. В течение дня «Постфактум» передает до 150 информационных сообщений, а также дважды в день – сводки экономических новостей.
С начала 90-х гг. в деятельности информационных агентств и, в том числе, «Постфактума», наметилась тенденция к дифференциации проблематики новостей. Так, он стал выпускать еженедельники, содержавшие экономическую информацию, новости авиастроения и космонавтики, экологии, культуры, а также военный и экологический вестники, представлявшие собой информационно-аналитические издания.
Развитие специализации в деятельности многих информационных агентств объяснялось экономическими трудностями, в которых оказались потребители информации, необходимостью удовлетворить интересы аудитории, растущим объемом информационного потока. Так, в частности, появились агентства, специализировавшиеся на экономической информации – Агентство Экономических Новостей (АЭН), Секейт-пресс, Пал-информ, МАФИ.
Сеть информационных агентств расширялась и за счет того, что их организаторами выступали коллективы газет: при «Независимой газете» было создано информационное агентство «НЕГА», при «Комсомольской правде» – «6 этаж», ставшее затем «Новой ежедневной газетой», при газете «Сегодня» – «Агентство деловых сообщений». Свое собственное информационно агентство создала и радиостанция «Эхо Москвы» и т.д.
В конце 1993 г. в Москве функционировало почти 20 информационных агентств, работавших на всю страну. Кроме ИТАР-ТАСС, РИА, РИА «Новости», Интерфакс, Постфактум потребители получали также материалы Информационного агентства РАУ-Пресс, Агентства новостей и информации, Агентства экономических новостей, Информационного агентства «Пресса», «Студинформо», «Панорама», «Публицист», Российское информационное фотоагентство, КОНЭСКО, «Законодательное обеспечение бизнеса в России» и др. Помимо них в Российской Федерации действовало около 300 информационных агентств в регионах и республиках. Все информационные агентства строили свои отношения с подписчиками на коммерческой основе.
- Содержание
- Глава 1. Пресса россии после февральской буржуазно-демократической революции
- Периодическая печать России в начале XX века
- Февральская революция и развитие печати в России
- Журналистика в политической борьбе противоборствующих сторон
- Печать после июльских событий
- Глава 2. Журналистика первого десятилетия советской власти (ноябрь 1917 - 1927 гг.)
- Журналистика Советской России в условиях многопартийности (ноябрь 1917-июль 1918 г.)
- Утверждение однопартийной советской журналистики в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918–1920 г.)
- Отечественная журналистика в период либерализации советского режима (1921–1927 гг.)
- Глава 3. Отечественная журналистика в конце 20-х и в 30-е гг.
- Развитие структуры средств массовой информации
- Журналистика как средство идеологического и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства
- Глава 4. Журналистика накануне и в период великой отечественной войны (1939–1945 гг.)
- Советская журналистика в предвоенные годы. Печать и радио в условиях Великой Отечественной войны
- Основная проблематика выступлений советской прессы в годы войны
- Публицистика в годы Великой Отечественной войны
- Глава 5. Журналистика послевоенного десятилетия (1946-1956 гг.)
- Развитие системы средств массовой информации в послевоенные годы
- Тема восстановления и дальнейшего подъема народного хозяйства в советской прессе
- Тема восстановления и развития экономики в прессе послевоенных лет
- Глава 6. Печать, телевидение и радио второй половины 50-х – середины 80-х гг.
- Дальнейшее развитие структуры средств массовой информации
- Тема экономического реформаторства в прессе
- Журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности
- Глава 7. Средства массовой информации второй половины 80-х – начала 90-х гг.
- Средства массовой информации в условиях демократизации и гласности
- Возрождение в стране многопартийной печати
- Журналистика и новое политическое мышление
- Глава 8. Журналистика российской федерации (90-е гг.)
- Система средств массовой информации россии в первой половине 90-х гг.
- Структура периодической печати Российской Федерации
- Телевизионное вещание
- Радиовещание
- Информационные агентства
- Книжные издательства
- Региональная журналистика
- Журналистика в условиях рынка
- Ведущие темы средств массовой информации Российской Федерации
- Журналистика Российской Федерации и властные структуры
- Пресса России в Интернет