logo
Организация и проведение кампании

Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература Катлип С.М., Сентер А.Х. Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика, 8-е издание: Пер. с англ: Уч.пособие.- М.: ИД «Вильямс», 2000. – Часть Ш «Процесс управления», Часть 1У «Практика».

Ньюсом Д. и др. Все о PR : теория и практика паблик рилейшнз. М.: КГ «ИМИДЖ-Контакт», ИД «Инфра-М», 2001. Гл.13 «Кампании». С.532-557.

Китчен Ф. Паблик рилейшнз. Принципы и практика: Учебное пособие для вузов М.: ЮНИТИ, 2004. -454 с. Сайтэл П. Фрэйзер. Современные паблик рилейшнз. М.: КГ «ИМИДЖ-Контакт», ИД «Инфра-М», 2002. Ч.2-4. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. 2-е издание., испр. СПб., «Союз». 1997. 288 с. Стровский Д.Д. Паблик рилейшнз в конфликтных и экстремальных ситуациях. Учебное пособие. -Екатеринбург, 1996

Азарова Л.В., Иванова К.А., Яковлев И.П. Организация PR –кампаний. Спб.: Изд-во ЛЭТИ, 2000.

Самые успешные PR –кампании в мировой практике. М.: Имидж-Контакт, 2002.

Шишкин Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR - кампании: методология и технология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

Мурашко Ю.М. Планирование и проведение PR –кампаний: Теория и практика. СПб.: НИЯК, 2001.

PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. М.: КГ «ИМИДЖ-Контакт», ИД «Инфра-М», 2002.-493 с.

Справочник по политическому консультированию / под ред., проф. Дэвида Д. Парлматтера. М.: КГ «ИМИДЖ-Контакт», ИД «Инфра-М», 2002.- 330 с.

Мирошниченко А.А. Выборы: от замысла до победы. (Предвыборная кампания в российском регионе.). М.: Изд-во «Центр», 2003. – 304 с.

Гундарин М. Книга руководителя отдела PR . Практические рекомендации. Спб.: Питер, 2006.

Дугин Е.Я. Создание смыслов в электронную эпоху: Методология и техника новых знаний и образов в массовой коммуникации и PR .- М., 2005.- 296 с.

Связи с общественностью как социальная инженерия/ Под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной.- Спб.: Речь, 2005. – Часть Ш. «Технологии проведения кампаний по связям с общественностью».

Кочеткова А.В. Медиапланирование.- М.: РИП-холдинг, 2003.

Назайкин А. Медиапланирование на 100%. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- 301 с.

Бузин В.Н., Бузина Т.С. Медиапланирование для практиков. М.: Вершина, 2006.- 448.

Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью: Учебник. - М.: Изд-во «Экзамен», 2005. – 416.

Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. (Академия рекламы). РИП-Холдинг. Москва, 1998.- 138 с. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. Часть 1. Спб., Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС». 1995. 228 с. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник.- М.: ИНФРА-М», 2005. – 237 с. (Учебники для программы МВА)

Оливер С. Стратегия в паблик рилейшнз. СПб.: ИД «Нева», 2003.

Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз. СПб.: ИД «Нева», 2003.

Дополнительная литература Алешина И.В. «Паблик рилейшнз для менеджеров. Учебник..- М.: ИФК «ЭКМОС», 2003.-480 с.

Викентьев И.Л. 17 учебных задач по рекламе и public relations. Предисловие - Генеральный директор системы «ТРИЗ-ШАНС» И.К. Кайков. Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1994, 60с. Нежданов Д.В. Политический маркетинг: вчера, сегодня, завтра. СПб.: «Питер», 2004.- 140 с.

Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз» - кому это нужно? Основы учебного курса. Предисловие Л.Ф. Стржижовского. Москва. Экономика.1993. 222 с. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. 1993. 91 с.

Судас Л.Г., Юрасова М.В. маркетинговые исследования в социальной сфере: Учебник. М.: «ИНФРА-М», 2005. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. Издательство «Центр». 1996. 220 с. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 701 с. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. - 2-е изд., испр. и доп.- К.: ИМСО МО Украины, НВФ «Студцентр». -1998, 256 с. Современная реклама. Перевод с английского языка. Общая редакция проф. Феофанова О.А. Издательский Дом «Довгань», Тольятти, 1995, 704 с. Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? Издательство «Новости» совместно с АСЭС-Москва. 1990 год. 240 стр. Блэк Сэм. PR: Международная практика. Издательский Дом «Довгань». Ассоциация по связям с общественностью.Москва. 1997. 180 с.

Яковлев Игорь. Паблик рилейшенз в организациях. Учебное пособие. Санкт-Петербург., ТОО «ПЕТРОПОЛИС». 1995. 148 с.

Практика рыночных исследований 2003. Информационно-аналитический сборник. СПб.:Гротис, 2003.

СМИ на службе обществу: проблемы жанра и языка. Справочно-аналитические материалы и практические рекомендации для журналистов /Составитель – А.В. Чернов.- Вологда, 2004. John Budd, Jr. An executive’s Primer on public relations. Chilton Book Company. Philadelphia. New York.London. 1969. 232 pp. Lesly’s Handbook of public relations and communications. 4-th edition. Revised & updated for the 90-s. Philip Lesly Editor. Probus Publishing Company. Chicago. Illinois. 1991. 875 pp. Doug Newson & Alan Scott. This is PR. The realities of public relations. 3d Edition. Wadsworth Publishing company. Belmont, California. 1985. 518 pp. Hollis Europe. The Directory of European public relations & PR networks. 9-th edition. 1998/99. Hollies Directories, Sunbury-on-Thames, United Kingdom, 1998. 593 pp. Otis Baskin, Craig Aronoff. Public Relations. The profession and the practice. Second edition. WCB - Wm.C.Brown publishers, Dubue, Iowa, 1983. 483 pp. PR News Casebook. 1000 public relations case studies. David P.Branco, editor. Gale Research Inc. Philips Publishing International. Detroit. Washington. London. 1993.1796 pp. Seymour Hamilton, A communication Audit Handbook. Helping organizations communicate. New York & London. Longman. 1987. 197 pp. Специализированные профессиональные информационные сайты в Интернете: www. rupr.ru www. gazeta.ru www. СМИ.ru www. lenta.ru www. prinfo.ru www.pressclub.host.ru www.raso.ru

www.grotis.info;

www.comcon-2.ru;

www.gallupmedia.info.ru;

www.advertology.ru;

www.mass-media.ru

www.pronline.ru

www.fom.ru

www.luchnik.metpo.ru

www.sitnikov.com Специализированные профессиональные СМИ: журнал “Советник” -www.SOVETNIK.ru журнал PR-Week - www.prwekuk.com

www.pr.4u.ru

www.press-service.ru

www.pr-news.spb.ru

www.pr-dialog.ru www.odwyerpr.com - еженедельник Джека О’Дуайера www.soob.ru - журнал «Со-общение»

«Лаборатория рекламы, маркетинга и PR»

PR в России. Международный профессиональный журнал. www.rupr.ru www.triz-chance.spb.ru - журнал “Триз-шанс”

www.rwr.ru - информационный сайт «Все о рекламе» Профессиональные международные организации в области связей с общественностью: Европейская конфедерация связей с общественностью (CERP): www.sbq.ac.at/cerp Международная Ассоциация по связям с общественностью (IPRA): www.ipranet.ru Ассоциация компаний-консультантов в области общественных связей (АКОС): www.akos.newmail.ru Международный Комитет Ассоциаций компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO): www.marrtex.co.uk/prca Американское общество по связям с общественностью (PRSA): www.prsa.org

Case studies

Изучение конкретных случаев успешных PR –кампаний становится распространенным методическим приемом. К кейсам обращаются как специализированные издания «Со-общение», «PR –диалог», «Советник» и другие, так и такие деловые журналы, как «Эксперт», «Секрет фирмы», «Профиль»… Специальные сборники мини-кейсов включаются в учебные пособия (см. например: Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка: Уникальный отечественный опыт. СПб.: Питер, 2004 (гл.6.: «Рынок свободных денежных средств населения (пример банковского маркетингового исследования»); Тесакова Н., Тесаков В. Бренд и торговая марка: Развод по-русски. Практика, опыт, технологии. СПб.: Питер, 2004 , где отечественными кейсами иллюстрируются раздел «Репозиционирование существующих торговых марок» и др.; развернутый кейс «Опыт PR и социальная философия развития финансово-промышленной корпорации «Гарант-Инвест» иллюстрирует положения книги Е.Я. Дугина «Создание смыслов в электронную эпоху» (М., 2005)… Количество примеров отечественных кейсов можно сегодня увеличивать постоянно – практически все, вновь выходящие пособия, содержат в себе раздел, посвященный анализу конкретных случаев.

Пожалуй, единственный, но серьезный недостаток отечественной практики использования кейсов – их неустойчивый формат. Поскольку авторов интересуют различные аспекты случая, зачастую именно этим аспектам и уделяется основное внимание. Количество комплексных описаний и аналитических характеристик PR –кампаний в российской практике еще очевидно недостаточен. Поэтому примерами структурированного, четкого и информативного изложения кейсов остаются переводные издания. В первую очередь необходимо назвать два из них:

PR : Международная практика. Под ред. проф. Сэма Блэка.- М.: ИД «Довгань», 1997 (описание 40 кампаний);

Самые успешные PR –кампании в мировой практике: пер с англ.- М.: КГ «ИМИДЖ-Контакт», ИНФРА-М, 2002 (62 кампании – победители профессионального конкурса «Серебряная наковальня» 1994-2000 гг).

Кроме того, кейсы широко представлены в ключевых учебных пособия в области PR :

Катлип С.М., Сентер А.Х. Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика, 8-е издание: Пер. с англ: Уч.пособие.- М.: ИД «Вильямс», 2000. – Часть 1У «Практика»; Ньюсом Д. и др. Все о PR : теория и практика паблик рилейшнз. М.: КГ «ИМИДЖ-Контакт», ИД «Инфра-М», 2001. Гл.13 «Кампании». С.532-557; Китчен Ф. Паблик рилейшнз. Принципы и практика: Учебное пособие для вузов М.: ЮНИТИ, 2004. -454 с.; PR-сегодня: новые подходы, исследования, международная практика./Пер с англ.- М.: КГ «ИМИДЖ-Контакт», ИНФРА-М, 2002.- ХП, 493 с. (Специальный раздел «PR –практика. Пятнадцать кейсов по международным PR . Информирование общественности. Маркетинговый PR. Имиджеология. Внутренние коммуникации. Отношения с сообществами ).

Приведем пример из сборника «Самые успешные PR –кампании в мировой практике».

«Придать науке смысл»

Корпорация Байер совместно с агентством Spector & Associates, Inc. Премия «Серебряная наковальня» за 1998 год).

Обзор.

В 1995 г совпадение трех событий могло серьезно повлиять на будущее корпорации Байер, компании с оборотом в 9 млрд. долл., чей бизнес базируется главным образом на исследованиях в области здравоохранения, медицины, производства химических препаратов и технологий получения оптических изображений.

Корпорации предстояла смена имени и значительная реогранизация. Воодушевление от получения законного права на смену имени с Miles на Bayer компенсировало в какой-то степени обеспокоенность сотрудников головной компании и работников в городах, где расположены предприятия компании, на которых было возможно сокращение штатов. Таким образом, необходимо было разработать корпоративный имидж для поддержания чувства собственного достоинства среди сотрудников и завоевать для Байер среди внешней аудитории репутацию компании, которую волнуют важнейшие вопроса общественной жизни, а не только зарабатывание денег.

Росло беспокойство общественности по поводу способности США воспитать будущую достаточно грамотную и квалифицированную рабочую силу, чтобы конкурировать на мировой арене. После разработки в 1983 г. программы «Нация под угрозой» эксперты по образованию тщательно анализировали проблему. Они пришли к заключению, что нетворческий подход к преподаванию теории приводит к тому, что студенты теряют интерес к изучению научных дисциплин. Какие решение они предлагают? Реформировать систему научного образования, начиная с базового уровня, подготовив учебный план, который позволит студентам изучать науки тем же способом, каким это делают ученые, т.е. занимаясь ими непосредственно.

И последнее – все это не было новостью для Байер. Многие сотрудники уже добровольно помогали студентам изучать теорию в ходе практических экспериментов. В то время как 10 предприятий компании помогали местным школам, по-прежнему имелось очень слабое представлении об этих программах, о том, как они выполнялись и насколько эффективны.

Исследование.

Качественные и количественные исследования помогли сформировать программу, рассчитанную на три с половиной года.

Начальный этап

В течение каждого года действия программы

Планирование.

Основные идеи (послания): «Все дети рождаются с интересом к науке»; «Нам нужно поддерживать интерес через практическое обучение»; «В повседневной жизни – проявления науки повсюду»; «Все студентам нужен доступ к практическому научному образованию, чтобы развивать навыки научной грамотности – критически мыслить, решать проблемы. Им нужно стать полезными членами общества»; «Родители и бизнес должны сыграть свою роль».

Целевая аудитория: 1) внутренняя – все сотрудники компании, начиная с руководства; 2) внешняя – все заинтересованные стороны: население городов, в которых расположены предприятия компании; лидеры общественного мнения по вопросам науки и образования, представители деловых и государственных структур, средства массовой информации и широкая общественность.

Внешние цели.

Внутренние цели.

Стратегия.

Реализация.

Оценка.

Внешний анализ. Три года исследований общественного мнения подтверждают полную поддержку реформы практического научного образования со стороны заинтересованной аудитории.

Внутренний анализ.

Другой пример – из сборника «PR –международная практика»./ Под ред. Сэма Блэка .- М.: Довгань, 1997.- С.134-138. раздел «Бизнес для бизнеса».

Знак льва – символ качества и надежности.

Предыстория.

Немало детей пострадали и даже погибли из-за красивых, но опасных для жизни игрушек. «Страшные истории» стали типичной приметой газетных полос, особенно в предрождественские дни. Вот типичные заголовки: «Игрушки могут убить или покалечить», «Опасные игрушки», «Союз потребителей предупреждает: игрушки опасны для здоровья», «Угроза от игрушек».

Члены Британской ассоциации производителей игрушек (БАПИ), серьезно обеспокоенные положением дел в отрасли, в 1987 г. обратились за помощью в PR –агентство GCI Sterling.

Исследование.

Ассоциация попросила агентство проанализировать, что именно отрицательно сказывается на имидже отрасли, и помочь исправить сложившуюся ситуацию. Согласно статистике, игрушки БАПИ – самые безопасные в мире. Создавая стандарты безопасности, она работала совместно с Британским институтом стандартов, а Европейское сообщество положило их в основу Правил безопасности ЕЭС. Совет директоров БАПИ был убежден, что средства массовой информации предвзято относятся ассоциации, и это, в частности, привело к новым ограничениям на рекламу.

В первую очередь сотрудники GCI Sterling провели исследование общественного мнения британцев об игрушках и их производителях. В опросе приняли участие родители, члены парламента, журналисты общенациональных и региональных изданий, представители министерств, инспекторы по качеству товаров народного потребления. Результаты показали, что безопасность была главным вопросом, волновавшим всех: и родители, и чиновники считали, что отрасль не отвечает современным требованиям, и производители наживаются на детях. Респонденты полагали, что покупка игрушек – неприятное и утомительное занятие, потеря денег и времени (дети, возможно, имели другое представление на этот счет).

Планирование.

По итогам исследования агентство и ассоциация выработали стратегию, позволившую изменить отношение англичан к БАПИ, рассказав широкой общественности о высоких стандартах безопасности, существующих в отрасли. Кроме того, подготовили долгосрочную программу, посвященную значению игр для социализации детей и развития у них воображения, но это уже тема другого рассказа. Бюджет кампании, проводившейся в течение трех лет, составил 230 000 ф.стерлингов.

Осуществление.

Проблема заключалась в том, что покупатели не могли отличить продукцию членов ассоциации, соответствующую мировым стандартам, от многочисленных подделок и товаров массового производства, выпущенных без контроля БАПИ. Эти игрушки чаще всего продавали на улицах и в неспециализированных магазинах, и именно они были опасными и вызывали многочисленные нарекания со стороны инспекторов по качеству и журналистов.

По мнению консультантов, продукции БАПИ требовался отличительный знак, чтобы покупатели не путали ее игрушки с игрушками других производителей. Для этого ввели новый логотип – «Знак льва», который утвердили на Совете директоров ассоциации.

По плану агентства сделано было следующее:

Реализация. В рамках PR –кампании для БАПИ:

Оценка. Показатели успешности кампании:

Итоги PR –кампании.

В практике PR некоторые удачные идеи кажутся простыми и очевидными. Знак, символизирующий качество, использовали неоднократно, но способ его внедрения был новым. PR –кампания проводилась последовательно, все мероприятия удачно дополняли друг друга, позволив изменить общественное мнение об индустрии игрушек.

Отметим, что сложнее всего было прийти к единому соглашению между двумя ассоциациями. Теперь же сотрудничество Британской ассоциации производителей игрушек и Британской ассоциации продавцов игрушек – залог их будущего успеха.