Тема 4. Лекции 1-2. Оценка кампании.
Методика определения промежуточных итогов и конечных результатов кампании. Базовые критерии оценки эффективности. Мониторинг и пресс-досье. Контент-анализ материалов в СМИ.
Количественные и качественные показатели. Социологические опросы и маркетинговые исследования. Изменение поведения целевых аудиторий и его параметры. Система внесения корректив и поправок. Создание позитивных и негативных «исследований случаев» (кейсов) по итогам кампаний.
Основные компоненты оценки эффективности PR –кампании рассмотрены в пособии «Основные принципы измерения эффективности и оценки PR –деятельности» (Череповец, 2004). Здесь же необходимо подчеркнуть, что и желаемые итоги, и результаты, должны быть определены и зафиксированы заранее, так же как и показатели эффективности, форма их выявления и учета. В ходе реализации кампании особую роль играет мониторинг основных видов деятельности, позволяющий отслеживать успешность (в смысле соответствия запланированным показателям) тех или иных мероприятий, этапов кампании. Это, в свою очередь, позволяет своевременно принимать меры по корректировке действий в нужном направлении.
Окончательная оценка эффективности кампании проводится по ее завершению и оформляется в виде отчета , отражающего достижения/неудачи по всем, оговоренным ранее параметрам успешности. Необходимо помнить, что оценочные мероприятия – отдельный вид деятельности и он должен быть предусмотрен утвержденным планом кампании. Традиционно считается, что стандартным размером бюджета оценочных мероприятий кампании являются 10% от всего бюджета кампании. Данная цифра, конечно, условна и полностью зависит от характера целей и задач PR –кампании. Хотя очевидно и другое – инструментарий оценки эффективности не может быть дороже кампании в целом.
Процедуры и методики оценки эффективности должны быть оговорены заранее, до начала реализации кампании, в идеале – включены в основной договор. Это необходимо, поскольку у заказчика может в ходе реализации кампании появиться желание (обоснованное или необоснованное) уточнить эффективность использованных средств, могут возникнуть какие-то сомнения и т.д. Вполне возможно, что организаторы и исполнители кампании вполне могли бы провести измерения эффективности и по новым правилам, но не смогут сделать этого в рамках утвержденного бюджета или в рамках установленных временных ограничений. Поэтому принципиально важно договорить о ключевых параметрах измерения до начала кампании и настаивать на их строгом соблюдении по завершении кампании.
Поэтому напомним ключевые позиции, которые должны быть оговорены между заказчиком и исполнителем, в отношении текущей и общей эффективности PR –кампании.
Выяснить до начала работы, кто именно будет проводить оценку эффективности кампании. Какого типа исследования он намерен провести для выяснения эффективности кампании и когда.
Что в настоящее время является или будет фактическим проектом или планом исследования эффективности проведенной кампании? Имеется ли в настоящее время или будет создано впоследствии полное описание того, что необходимо измерить, как следует собирать данные, следует ли сводить их в таблицу и как представлять в отчет?
Будет ли исследовательский проект совместим с заявленной целью исследования? Имеется ли уже или будет проведена впоследствии всеобщая перепись популяции, которую нужно изучать?
Кто будет фактически контролировать и/или исполнять проект? Каковы у них уровень подготовки и опыта? Проводили ли они когда-нибудь подобные исследования? Могут ли представить рекомендации?
Кто будет фактически выполнять работу на объектах? Если в задание входит анализ содержания СМИ, кто фактически будет читать выбранные статьи или смотреть/ слушать аудео- и видеоматериалы? Если в задание входят группы опроса общественного мнения, кто будет проводить занятия с участниками опроса? Если исследование включает интервью, кто их будет проводить, кто будет обучать интервьюеров, информировать и проверять?
Какими механизмами контроля качества руководствуются исследователи, чтобы все «читатели», «руководители секций» и «интервьюеры» строго придерживались параметров проекта, объектов исследования?
кто будет готовить документы по сбору данных, включая опросники или формы для анализа содержания СМИ, кто будет устанавливать руководящие принципы, темы для целевых групп и/или анкеты для опросов по телефону, лично или по почте? Какая роль отводится или разрешена организации, которая заказывает оценку, в заключительном обзоре и одобрении документов для сбора данных?
Последуют ли письменные инструкции и будут ли представлены руководящие принципы для «читателей», «руководителей секций» и «интервьюеров»?.
Будут ли представлены правила и процедуры кодирования?
Если данные будут взвешенными, то будет ли сообщен диапазон весов? Будет ли сообщено о влиянии весов на надежность заключительных оценок?
Будет ли полученная выборка достаточно большой, чтобы обеспечить устойчивые результаты? Если можно вычислить пределы ошибки при осуществлении выборки, то будут ли они показаны? Будут ли даны объяснения относительно надежности выборки?
Можно ли будет спроецировать результаты исследования на все человечество ли изучаемую часть населения? Войдет ли в исследование информация о том, кто из опрашиваемых или какие механизмы СМИ недостаточно представлены или не представлены вовсе?
Как будет организована обработка данных? Кто будет отвечать за подготовку уточненного плана? Какие аналитические или демографические переменные будут использоваться в анализе?
Каким образом будут учтены результаты и выводы исследования? Если результаты были основаны на собранных данных, но выводы и/или рекомендации изучения отступают от этих данных, то будут ли такие заключения и наблюдения отделены от заключений, основанных на фактических данных?
Будет ли подготовлен отчет по ограничениям исследования и возможным неверным толкованиям результатов?
Как будет осуществляться проект? Можно ли запланировать основные параметры бюджета до фактического начала задания? Какие непредвиденные расходы могут включаться в бюджет, чтобы предотвратить любые неожиданности или изменения, как только проект перейдет в основную стадию или будет приближаться к завершению?
(На основе модели Института исследований PR и образования (США) // PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика / Пер. с англ.- М.: КГ «ИМИДЖ-Контакт», ИД «ИНФРА-М», 2002.)
Примерная тематика рефератов, курсовых работ 1.Основные направления исследований для разработки и проведения PR-кампаний. 2. Разработка общей концепции PR-кампании для коммерческого сектора. 3. Разработка общей концепции PR-кампании для государственного учреждения. 4. Разработка общей концепции PR-кампании для общественной организации (по выбору студента) 5. Формирование базы данных для проведения PR-кампании (по выбору студента) 6. Разработка текстов для проведения эффективной PR-кампании. 7.Анализ основных параметров медиаплана. 8.Анализ деятельности PR-департамента и PR-агентства. 9.Специфика проведения PR-кампаний в регионах (по выбору студента). 10. Проведение социологических опросов и маркетинговых исследований при оценке эффективности PR-кампаний.
Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы, вопросы к экзамену (зачету): 1. Особенности разработки и реализации кампаний в сфере связей с общественностью для коммерческих структур, государственных организаций и общественно-политических объединений 2. Основные причины, создающие потребность в PR-кампаниях. 3. Виды PR-кампаний. 4. Классификация кампаний по масштабам и географическому признаку, по целям, характеру и продолжительности. 5. Четыре основных этапа разработки и реализации PR-кампаний и их типовое наполнение. 6. Основные правила и принципы разработки стратегии и тактики PR-кампаний. 7. Структура типового PR-brief. 8. Основные элементы стандартной PR-кампании. 9. Общие принципы разработки концепция кампании. 10. Понятие информационного маркетинга и коммуникационного аудита. 11. Российские и западные технологии создания лозунгов кампании.
12. Драматургия кампании. Ее ключевые компоненты. 13. Понятие информационного поля. 14. Порядок организации и распределения основных информационных потоков. 14. Принципы подбора СМИ для PR-кампаний в различных секторах экономики, политики и общественной жизни. 15. Информационные спонсоры и их классификация. 16. Сценография информационных поводов. Виды информирования. 17. Базы данных, их источники и способы формирования. 18. Стратегия кампании, ее презентация заказчику (клиенту). 19. Творческий аспект стратегии. 20. Фактор выбора времени в разработке и реализации кампании. 21. Правила подбора оперативных информационных, служебных и имиджевых PR-документов для различных PR-кампаний 22. Правила расчета бюджета PR-кампании. 23. Тактика подбора взаимосвязанных мероприятий и акций. 24. Ожидаемый резонанс, способы прогнозирования вариантов поведения целевых групп. 25. Медиа-аспект стратегии. 26. Медиа-карта, ее продуктивное использование. 27. Виды данных и показатели, используемые в медиапланировании. 28. Медиа-обсчет, его основные параметры. 29. Требования, предъявляемые к медиа-плану, и способы его оптимизации. 30. Определение приоритетов при разработке и реализации кампании. 31. Структура плана-графика реализации кампании. 32. Принципы распределения зон ответственности между PR-департаментом и PR-агентством. 33. Особенности проведения информационных кампаний в регионах. 34. Сравнительная характеристика реализации PR-кампаний в России и за рубежом. 35. Тактика координации информационных процессов. 36. Общая характеристика коммуникативных приемов и современных информационных технологий. 37. Система «обратной связи» с целевыми аудиториями при реализации PR-кампаний. 38. Методика определения промежуточных и результирующих итогов кампании. 39. Критерии оценки эффективности реализованных PR-кампаний. 40. Количественные и качественные показатели эффективности.
- Конспект лекций по курсу «организация и проведение кампаний по связям с общественностью»
- Содержание курса
- Тема 1. Особенности pr-кампаний в сфере связей с общественностью для коммерческих структур, государственных организаций и общественно-политических объединений.
- Тема 1. Лекции 1-2. Pr-кампания как специфический вид организации коммуникаций средствами pr .
- Отличие pr-кампаний от других pr—мероприятий:
- Тема 1. Лекции 3-6. Типы pr –кампаний. Классификации типов и видов кампаний. Классификация по степени ожидаемости и плановости. Классификация по pr-кампаний по проблеме.
- Типы кампаний по продолжительности:
- Тема 2. Лекции 1-7. Правила и принципы разработки стратегии и тактики pr-кампаний
- Тема 4. Лекции 1-2. Оценка кампании.
- Учебно-методическое обеспечение курса
- Приложение 1. Термины медиапланирования
- Приложение 2. Основные категории медиапланирования