Поправки
Несущественные местные поправки могут быть выполнены при помощи полукорпусного письма или лессировок, но если понадобятся капитальные переделки с изменением рисунка, где не обойтись без поправок, т. е. без переписывания корпусно светлым по темному и темным по светлому, то надо примириться с мыслью, что рано или поздно перекрытые места будут видимы и... заставят пожалеть о сделанном. Неисправимым скептикам напомним о знаменитом портрете Филиппа IV на коне, работы Веласкеса, находящемся в одном из музеев Мадрида; на этом портрете у лошади 8 ног, правда, не совсем одинаково видимых. Несомненно, это не входило в намерения знаменитого мастера. Очевидно, он, не удовлетворенный написанными сперва ногами, перекрыл их тоном земли и поверх написал другие, на новых местах. Вряд ли можно сомневаться в том, что, когда мастер кончил свою работу, затушеванные ноги не были видны, — иначе он не оставил бы их так; однако также верно и то, что со временем они вновь появились.
Против поправок говорит еще и следующее соображение: новые толстые слои, положенные на такие же прежние и не достаточно просохшие, повлекут за собой образование кракелюра.
Не забудем великолепного веласкесовского коня... и без колебаний будем соскребать и счищать неудачные места до самого грунта.
ЛЕССИРОВКИ
Лессировки обыкновенно делаются разжиженной краской, что обусловливает равномерность покрытия.
Если место, которое хотят лессировать, уже покрыто лаком-ретуше, то последний нужно удалить, смазав маслом, полученным при перегонке нефти (l'huile de petrole). Через несколько минут лак размоется, и тогда можно лессировать краской, смешанной с небольшим количеством лака для живописи; если краски содержат в качестве пигментов красочные лаки, добавляют еще небольшое количество сиккатива.
Предназначенные для лессировки места, где не было лака-ретуше, предварительно протираются лаком для живописи.
Разжижение красок для использования их в лессировках производят эфирными маслами или нефтяными растворителями различной степени летучести. Чем сильнее разжижают краску нефтяным растворителем, тем лучше надо высушить предыдущий слой.
Пользуясь нефтяными растворителями, лаками-ре-туше и лаком для живописи, можно достигнуть желаемой прозрачности лессировок, не опасаясь вредных последствий. Сиккатив же, напротив, надо брать возможно в меньших дозах, особенно в светлых тонах, совершенно не добавлять его к свинцовым белилам и хорошо размешивать мастихином с красками на палитре.
- Исторический обзор
- III. Законы колорита
- Смешение красок
- Смешение двух цветов
- Смешение трех цветов
- Наложение красок наложение прозрачных красок
- Сопоставление контрастов
- IV. Красящие материалы
- V. Масла, растирание красок, эфирные масла, сиккативы
- Растирание красок
- Эфирные масла (эссенции)
- Сиккативы
- VI. Смолы и лаки
- Лак для ретуши
- Лак для живописи
- Лак для картин
- VII. Холсты, доски и их грунтовка. Клеи
- VIII. Подмалевок и исполнение картины масляными красками
- Подмалевок акварельной краской
- Подмалевок масляной краской
- Поправки
- Жухлости
- X. Стенная живопись
- Живопись на яйце
- XII. Акварель
- Акварель, фиксируемая огнем
- Заключение
- Анализ красящих веществ
- Чистка картин
- Лакирование
- Фиксирование акварели243
- Расфиксирование
- Акварели, покрытые лаком
- Доски негрунтованные
- Казеиновый клей
- Саркоколл
- Желатина
- Клейстер из крахмала и муки
- Альбумин
- Декстрин
- Гуммилак (шеллак)
- Чернила
- Моментальная грунтовка холста
- Замазка для реставраций
- Приготовление прозрачной бумаги
- Примечания