Чистка картин
Чтобы очистить картину, прежде всего нужно промыть ее губкой с теплой водой для удаления пыли и копоти. Затем, если картина покрыта лаком, его снимают трением пальца, время от времени промывая и просушивая каждый раз, перед тем как снова приниматься за удаление лака; делается это до тех пор, пока под пальцем не перестанет образовываться пыль. Тогда проходят слегка петролейным эфиром и вытирают мягкой, но не мохнатой тряпкой, после чего картина готова для нового лакирования. Но если под этим первым снятым слоем лака имеется еще другой, который не снимается пальцем, или же если и сам первый слой не поддается удалению путем трения, то следует предположить, что картина была покрыта масляным лаком или лаком обыкновенным, но с примесью жировых веществ. В таком случае следует покрыть этот слой лака петролейным эфиром и оставить так на 24 часа, по прошествии которых на петролейный эфир надо насыпать, через сито, слой мельчайшего порошка мела (картину надо, конечно, положить горизонтально). Мел этот должен впитать в себя петролейный эфир, растворивший в себе жировые вещества. Через 24 часа после этой операции картина промывается сперва теплой водой для удаления мела, а затем мыльной водой, чтобы окончательно очистить ее от жировых веществ.
Если все эти средства окажутся недостаточными, то картину осторожно промывают ацетоном, разведенным водой, производя пробу сперва на уголке, чтобы видеть производимый эффект.
Каждый раз после промывки нужно пробовать удалять лак трением пальца, и если это не удается, то значит это действительно масляный лак. В этом случае опасно стараться снять его полностью, так как пришлось бы употребить спирт или бензин, которые могут размыть живопись. Нужно ограничиться удалением поверхностной части лакового слоя, протирая картину постепенно небольшими частями шелковой тряпкой, слегка смоченной разведенным водой ацетоном или же яичным маслом, разбавленным жидкостью, растворяющей фиксатив для акварели. Если же под этим лаком, который невозможно снять
совершенно, картина кажется очень грязной, то это указывает на то, что лак был положен поверх другого слоя старого и грязного лака, что встречается очень часто. Что же делать? Нужно снять лак, — но это уже лучше поручить опытному реставратору, так как операция эта, во всяком случае, рискованная.
Высохшую масляную краску можно снять с картины тряпкой, намоченной в бензине или скребком; для живописи на досках удобен последний прием, а на грунтованных холстах и бумаге предпочтительнее бензин, который исключает возможность порезов и царапин241
- Исторический обзор
- III. Законы колорита
- Смешение красок
- Смешение двух цветов
- Смешение трех цветов
- Наложение красок наложение прозрачных красок
- Сопоставление контрастов
- IV. Красящие материалы
- V. Масла, растирание красок, эфирные масла, сиккативы
- Растирание красок
- Эфирные масла (эссенции)
- Сиккативы
- VI. Смолы и лаки
- Лак для ретуши
- Лак для живописи
- Лак для картин
- VII. Холсты, доски и их грунтовка. Клеи
- VIII. Подмалевок и исполнение картины масляными красками
- Подмалевок акварельной краской
- Подмалевок масляной краской
- Поправки
- Жухлости
- X. Стенная живопись
- Живопись на яйце
- XII. Акварель
- Акварель, фиксируемая огнем
- Заключение
- Анализ красящих веществ
- Чистка картин
- Лакирование
- Фиксирование акварели243
- Расфиксирование
- Акварели, покрытые лаком
- Доски негрунтованные
- Казеиновый клей
- Саркоколл
- Желатина
- Клейстер из крахмала и муки
- Альбумин
- Декстрин
- Гуммилак (шеллак)
- Чернила
- Моментальная грунтовка холста
- Замазка для реставраций
- Приготовление прозрачной бумаги
- Примечания