logo

Литература

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика, 1995 - раздел III гл. 2 § 2-3.

  2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  3. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М., 1998.

  4. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: Рипол классик, 2002. С. 112

  5. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Л. Граудиной, Е. Ширяева. - М., 1998 .

ЯЗЫК КАК СИСТЕМА. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА

Упражнение № 8. Заполните пропуски в таблице. Определите, в каких отношениях находятся между собой языковые единицы?:

языковые единицы

языковой уровень

раздел языкознания

Фонема

?

лексема

?

?

?

словообразовательный

?

?

синтаксический

?

?

?

морфология

?

Упражнение № 9. Назовите основные единицы языка, дайте им определение. Определите, к какому языковому уровню относятся речевые ошибки в предложениях: А. Фонетический. Б. Лексический. В. Морфологический. Г. Синтаксический

1. По рассказам Печорина, дворянское общество наполнено лицемерием, злобой, лжой. 2. Что касается художественных средств, используемых Пушкиным для воссоздания впечатления достоверности изображаемой действительности. Повесть представляет собой мемуары. 3. Анна Сергеевна была таким человеком, который позволял высказывать свое мнение при нем.

4. Это свободный роман от всех рамок и норм литературного стиля. 5. Тембр нашей жизни намного превышает тембр жизни наших предков. 6. Истинные художники слова творят на страницах своих произведений грандиозные эпические полотна. 7. Глядя на него, складывается образ грубости и небрежности. 8. На открытие немецкого языкового центра приехал сам президент. 9. В деревне происходят события, перевернувшие все мировоззрение героя. 10. Изначально он не задумывался как единая композиция, и создавался, и публиковывался по частям.

Упражнение № 10. Покажите взаимосвязь уровней языка на примере следующего текста:

С чем сравнить язык в устах человека? Это ключ сокровищницы! Когда дверь заперта, никто не может знать, что там – драгоценные камни или только ненужный хлам. (Саади).

Упражнение № 11. Дайте определение национального языка. Какие элементы входят в его структуру? Заполните схему социальных форм существования национального языка.

Упражнение № 12. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими:

«Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь);

«Представляет собой форму социального (социокультурного) существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов);

«Современный русский литературный язык, хотя и может рас­сматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев);

«Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устой­чивой нормой, единой и общеобязательной для всех говоря­ щих на литературном языке, и эта норма целенаправленно культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин)