11. Главный редактор, заместитель главного редактора периодического издания (ролевое значение, функции, особенности работы).
Главный редактор - руководитель редакционного коллектива, организатор его деятельности, воспитатель сотрудников. В соответствии с законом «О СМИ» и уставом редакции редактор представляет редакцию в отношении с учредителем, издателем, распространителями, гражданами, предпринимателями, учреждениями, госорганами в суде. В уставе указан порядок избрания и назначения редактора.
Стратегические и тактические действия редактора:
личная ответственность за всю деятельность редколлектива, т.е. за ее содержание, профессиональный уровень публикаций, результативность выступлений, он направляет работу всей редакции: планирование, подготовка перспективных и текущих планов, письма читателей и почта редакции, контроль работы с письмами, организация массовых мероприятий, вопросы кадровой политики, редактор ведет (контролирует) экономическую и финансовую деятельность редакции.
подготовка и выпуск номеров издания, оценка содержания и уровня подготовленных материалов, прочитывание каждого номера и подпись его в печать и в свет.
К редактору по закону предъявляются высокие требования. От деятельности главреда зависит судьба редакции: жизненный опыт, методы руководства на тематике, дизайне.
Качества главного редактора:
политический руководитель, который занимается работой на важном участке общественной жизни. Хорошо разбирается во внутренней политике, региональной и международной. Участие редакции в политической деятельности.
управленец: умение быстро принимать решения, оценка обстановки и ее изменений, оперативно скорректировать планы и задачи, принять адекватное решение. В качестве управленца определяет информационную политику газеты (отношение к событиям, общественная позиция). Зависит роль газеты в общественной жизни: определение цели и характера газеты не представляет трудностей, если он и учредитель. Если просто специалист-управленец, ситуация усложняется.
организаторское мастерство: сплотить всех сотрудников в коллектив, использовать возможности каждого сотрудника. Оценка рабочих сил и постановка их на то место, где польза от них будет максимальной.
профессиональные журналистские качества: способности публициста. Готовность выступить с собственными публикациями (важнейшие принципиальные вопросы, спорная проблема).
методы руководства коллективом: производственный характер труда. Три метода:
демократический стиль – стремление редактора вовлечь сотрудников в обсуждение важных вопросов его жизни и деятельности. Неформальное общение, регулярное информирование о положении дел. Методы убеждения и поощрения = здоровый микроклимат, редакция дорожит изданием, честью газеты.
редактор-автократ – недоверие к коллективу, категорические приказы, избегание контактов с подчиненными. Произвольное управление творческим коллективом = недостатки в деятельности редакции, падение уровня газеты.
пассивный стиль – редактор устраняется от руководства коллективом, полагаясь на волю случая, инертность, невмешательство в стиль труда = падение дисциплины, снижается уровень исполнительной структуры.
С вхождением СМИ в информационный рынок главред должен решать экономические вопросы, от которых зависит финансовая база редакции. В крупных изданиях принято поручать это заместителям. Главред – генеральный или исполнительный директор.
Заместитель редактора
В зависимости от типа и масштаба редактор имеет одного или нескольких замов (район – 1, область – 2, центр – 4 и более). Зам всегда назначается главредом. Ближайший помощник редактора в реализации основных принципов управления журналистским коллективом, в подготовке номеров и журналистской деятельности. В отсутствие редактор зам выполняет его обязанности и несет ответственность. Если их несколько: заменяет главреда. Замы – опытные, знающие, ответственные, авторитетные работники. Деловой контакт с учредителями, издателями. Обсуждение вопросов редакции. Поддержка авторитета руководителя. Участвуют в управлении, курируют группу творческих отделов, либо тематические отделы (направления). Не подменяя руководителей творческих отделов, помогают в планировании, осуществляют контроль за выполнением планов. В случае необходимости проводят рабочее совещание тех или иных отделов.
В ежедневной газете – для замов конкретные номера, они руководят дежурной группой выпуска (читают срочные материалы, сверстывают полосы, оценивают вновь поступившую информацию, подписывают в печать, по необходимости в свет). В газетах меньшего масштаба – обязанности особо важного отдела в газете. В газете, где много собкоров, руководит ими один из замов. Постоянные выступления в газете. Участие в коллективной подготовке важных материалов, творческих группах, редакционных совещаниях.
- Экономические принципы деятельности редакции современной газеты. Понятие редакционного менеджмента.
- Уровни редакционного газетного менеджмента.
- Виды медиаменеджмента (информационный, кадровый, финансовый, производственный, рекламный).
- Товарная форма массовой информации (информационный продукт и его производитель – медиаменеджмент).
- Особенности журналистского труда и основные принципы организации деятельности редакции современной газеты.
- Структура редакции современной газеты (2 основные структурные модели редакции – «пирамидальная» и «плоская»).
- Правовой, социальный и экономический статус медиапредприятия.
- Учредитель, издатель сми (понятия, основные функции, принципы взаимоотношения с редакцией и газетой). Виды и формы учредительства в сми. Статьи закона рф «о сми» № 2,7,18,21,22.
- 9. Устав редакции газеты (понятие, основные положения). Статья закона рф «о сми» №20.
- 10. Основные формы и методы руководства редакционным коллективом современной газеты (авторитарный, демократический, пассивный).
- 11. Главный редактор, заместитель главного редактора периодического издания (ролевое значение, функции, особенности работы).
- 12. Редакционная коллегия (виды, принципы формирования, особенности работы).
- 13. Секретариат редакции газеты (структура, обязанности, организация работы). Роль секретариата в ведении производственного вида менеджмента редакции.
- 15. Редакция газеты и её аудитория. Работа с письмами в редакции. Закон рф «о сми» - об авторских произведениях и письмах (Ст. 42).
- 16. Планирование работы медиапредприятия (система, источники, текущие и перспективные планирования). Виды редакционных планов. Бизнес-план редакции современной газеты.
- 17. Рекламно-коммерческая структура редакции. Закон рф «о сми», федеральный закон о рекламе – о распространении рекламы в сми.
- Структура коммерческой части газетной редакции
- 18. Творческий отдел редакции периодического издания (основные принципы организации, структура, особенности работы). «Безотдельская» форма редакционной деятельности.
- 19. Распространение тиража газеты (основные формы и методы).
- 20. Дотирование, спонсорство, банковское кредитование медиапредприятия.
- 21. Нештатная структура редакции (отдел, общественный совет). Приредакционная структура (юридические консультации, социологические, экспертная служба).
- 22. Социально-правовой статус журналиста. Закон рф «о сми», ст. № 2, 47, 19.
- 23. Менеджмент и кадровая политика медиапредприятия.
- 24. Место и роль журналиста в редакции газеты.
- 25. Планирование индивидуального труда журналиста (хар-р планирования, процесс планирования, структура и форма).
- 26. Специализация журналиста (понятие, значение, виды специализации).
- 27. Журналист в отделе редакции. Общие редакционные обязанности.
- 28. Собственный корреспондент газеты (суть и специфика деятельности, требования к нему, формы и методы работы, значение собкоровской деятельности для редакции).
- 29. Специальный корреспондент газеты. 2 вида спецкоровского корпуса периодического издания: спецкор при секретариате (редакторате), спецкор творческого отдела.
- 31. Парламентский корреспондент современного периодического издания (особая значимость этой функциональной специализации в условиях становления в стране профессиональной парламентской деятельности).
- 32. Колумнист современной газеты. Роль и значение этой творческой категории периодического издания в развитии авторской журналистики.
- 33. Репортёрская служба. Репортёр: его функциональные обязанности и требования к нему.
- 34. Нештатный корреспондент (статус и особенности взаимодействия с редакцией). Журналист «на договоре» с редакцией газеты.
- 35. Журналист в командировке: подготовка к ней и особенности выполнения редакционного задания в ходе командировки.
- 36. Менеджер медиапредприятия (статус и особенности работы; роль и значение в формировании экономического мышления у сотрудников редакции).
- 37. Менеджмент и технология сбора, фиксации и хранения журналистской информации.
- 38. Сбор информации журналистом (основные формы и методы).