31. Парламентский корреспондент современного периодического издания (особая значимость этой функциональной специализации в условиях становления в стране профессиональной парламентской деятельности).
Парламентская специализация в отечественной журналистике – 15 лет (с конца 80х гг.), когда парламент стал постоянно действующим органом. Освещает жизнь и деятельность парламента.
Парламентскому журналисту необходимы специальные знания и навыки:
гибко строить график работы в зависимости от графика работы парламента
компетентность в освещении вопроса
круг знакомств с депутатами, их помощниками, экспертами, коллегами-журналистами.
Две категории:
постоянные, аккредитованные
приходящие
Наличие ньюсмейкеров: депутаты, которые предоставляют журналисту информацию. Особый интерес к такой информации.
Распорядок работы парламентского журналиста определяется планом работы парламента: две сессии – весенняя и осенняя. Их разделяют две недели рождественских месяцев и два летних месяца. Дума 2 раза в неделю (по пятницам) устраивает парламентский час: приезд высокопоставленных чиновников. В остальные дни работает парламентская комиссии и подкомиссия. П. слушания – заседания на конкретную тему с привлечением большого числа экспертов. В Госдуме: вторник и четверг – совет дум, где представители фракции формируют повестку дня для следующих сборов. В свободное время – пресс-конференции и брифинги для журналистов. Часто дума меняет традиционный порядок работы парламента: продление заседаний, внеплановые встречи, слушания по нескольким темам, разная частота сборов.
Большую часть информации журналисту передают с пленарных заседаний. Формируется точка зрения на конкретную проблему. Заседания зачастую непредсказуемы.
Методы сбора информации и работы:
Анализ документов
Интервью
Наблюдение
I. Особое место в работе парламентского журналиста.
Документ (соц., журн.) – предмет, в котором зафиксирована информация, предназначенная для передачи или хранения в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, кино- и фотопленке или в ПК.
Парламентер чаще работает с печатными документами. Обязанность журналиста: определение сути и значимости документа и донесение ее до аудитории.
Группы парламентских документов:
законопроекты. Принимаются в трех чтениях, кроме законопроекта о бюджете. В первом чтении: концепция документа, во втором – принятие с уточнениями и дополнениями, в третьем чтении – голосование за документ, прошедшая лингвистическая и правовая правка, далее – в совет федерации (верхний парламент) – подпись или доработка, затем – президент (глава региона, города), затем – официальная публикация в «Российской газете» и становится законом. Если законопроект не проходит, он возвращается в парламент и формируется согласительной комиссией (доработка документа) – необходима поддержка двух третей парламента. Законопроект принимается 1 день, несколько лет.
думские постановления, обращения, постановления. Принимаются в одно голосование. Несмотря на эмоциональность, значимость не имеют юридической силы.
заключения комитетов, официальные мнения, личное мнение депутатов, справочные материалы.
Особенности парламентских документов:
Значительный объем
Сложность содержания и языка
Противоречивость (мнение фракции, депутатских групп)
Социальный и общественный контекст
Резонанс в общественном мнении.
Журналист должен знать и уметь:
спектр документов и процесс их прохождения
умение оперативно добыть документ
оценить важность документа
четко выписать определенные цитаты
умение перевести профессиональный язык на язык, доступный аудитории
Основные жанры:
- информационное сообщение (краткое, может быть комментарий)
- заметка
- репортаж
- отчет
- корреспонденция
- комментарий
- обзор документов
II. Метод интервью.
Получение сведений посредством беседы. Считается не очень надежным, в связи с субъективностью, но он часто незаменим. Особенно при необходимости получить эксклюзивную информацию. Может быть дополнительным методом сбора информации.
Разновидности:
(1) информационное – получение фактических сведений
(2) проблемное
(3) личностное
носит официальный характер. Собеседник важен с точки зрения компетенции. Повод для его использования: журналист не смог присутствовать на заседании.
выявить проблему, выяснить мнения по ней. Важна личность и мнение человека.
цель: получить представление о человеке:
- парламентский журналист должен знать точку зрения интервьюируемого: выражает человек личное мнение или мнение фракции.
- место проведение интервью: зал заседаний, личный кабинет, оговорено заранее.
- действовать оперативно
- ответственность за передачу информации читательской аудитории.
Коллективное интервью (полилог) – пресс-конференция, брифинг. На пресс-конференцию может прийти любой журналист, а брифинг – для конкретных, избранных СМИ. Используется по-разному: информационное сообщение, повод для подготовки материала. Имеет смешанный характер.
Метод наблюдения.
Сбор информации путем непосредственного восприятия объекта. Помогает создать уважение у коллег, глубоко постигнуть предмет. Объект: люди, их поведение.
Наблюдение бывает контролируемым и неконтролируемым – журналист идет на поводу у события или предварительно выясняет ситуацию, определяет круг вопросов. Журналист может как включаться в ход процесса, так и нет. Госдума (Селезнев, Невзоров, Чикин, Щекочихин), Томск (Пичурин, Комиссаров).
Особенности метода:
разнообразие объектов наблюдения
- процесс обсуждения и принятия законопроекта
- поведение групп депутатов
- атмосфера
2. фиксированное место наблюдения.
- Экономические принципы деятельности редакции современной газеты. Понятие редакционного менеджмента.
- Уровни редакционного газетного менеджмента.
- Виды медиаменеджмента (информационный, кадровый, финансовый, производственный, рекламный).
- Товарная форма массовой информации (информационный продукт и его производитель – медиаменеджмент).
- Особенности журналистского труда и основные принципы организации деятельности редакции современной газеты.
- Структура редакции современной газеты (2 основные структурные модели редакции – «пирамидальная» и «плоская»).
- Правовой, социальный и экономический статус медиапредприятия.
- Учредитель, издатель сми (понятия, основные функции, принципы взаимоотношения с редакцией и газетой). Виды и формы учредительства в сми. Статьи закона рф «о сми» № 2,7,18,21,22.
- 9. Устав редакции газеты (понятие, основные положения). Статья закона рф «о сми» №20.
- 10. Основные формы и методы руководства редакционным коллективом современной газеты (авторитарный, демократический, пассивный).
- 11. Главный редактор, заместитель главного редактора периодического издания (ролевое значение, функции, особенности работы).
- 12. Редакционная коллегия (виды, принципы формирования, особенности работы).
- 13. Секретариат редакции газеты (структура, обязанности, организация работы). Роль секретариата в ведении производственного вида менеджмента редакции.
- 15. Редакция газеты и её аудитория. Работа с письмами в редакции. Закон рф «о сми» - об авторских произведениях и письмах (Ст. 42).
- 16. Планирование работы медиапредприятия (система, источники, текущие и перспективные планирования). Виды редакционных планов. Бизнес-план редакции современной газеты.
- 17. Рекламно-коммерческая структура редакции. Закон рф «о сми», федеральный закон о рекламе – о распространении рекламы в сми.
- Структура коммерческой части газетной редакции
- 18. Творческий отдел редакции периодического издания (основные принципы организации, структура, особенности работы). «Безотдельская» форма редакционной деятельности.
- 19. Распространение тиража газеты (основные формы и методы).
- 20. Дотирование, спонсорство, банковское кредитование медиапредприятия.
- 21. Нештатная структура редакции (отдел, общественный совет). Приредакционная структура (юридические консультации, социологические, экспертная служба).
- 22. Социально-правовой статус журналиста. Закон рф «о сми», ст. № 2, 47, 19.
- 23. Менеджмент и кадровая политика медиапредприятия.
- 24. Место и роль журналиста в редакции газеты.
- 25. Планирование индивидуального труда журналиста (хар-р планирования, процесс планирования, структура и форма).
- 26. Специализация журналиста (понятие, значение, виды специализации).
- 27. Журналист в отделе редакции. Общие редакционные обязанности.
- 28. Собственный корреспондент газеты (суть и специфика деятельности, требования к нему, формы и методы работы, значение собкоровской деятельности для редакции).
- 29. Специальный корреспондент газеты. 2 вида спецкоровского корпуса периодического издания: спецкор при секретариате (редакторате), спецкор творческого отдела.
- 31. Парламентский корреспондент современного периодического издания (особая значимость этой функциональной специализации в условиях становления в стране профессиональной парламентской деятельности).
- 32. Колумнист современной газеты. Роль и значение этой творческой категории периодического издания в развитии авторской журналистики.
- 33. Репортёрская служба. Репортёр: его функциональные обязанности и требования к нему.
- 34. Нештатный корреспондент (статус и особенности взаимодействия с редакцией). Журналист «на договоре» с редакцией газеты.
- 35. Журналист в командировке: подготовка к ней и особенности выполнения редакционного задания в ходе командировки.
- 36. Менеджер медиапредприятия (статус и особенности работы; роль и значение в формировании экономического мышления у сотрудников редакции).
- 37. Менеджмент и технология сбора, фиксации и хранения журналистской информации.
- 38. Сбор информации журналистом (основные формы и методы).