logo
Ответы ОЗО(ред

23. Менеджмент и кадровая политика медиапредприятия.

Редакционный менеджмент – это деятельность, связанная с экономическим управлением редакцией или компанией. Его можно рассматривать и как специальность, профессию, стоящую в ряду других специальностей работников редакции. В деятельности руководителей редакционных коллективов – главных редакторов, ответственных секретарей и др. – уже давно проявлялись элементы того, что мы сейчас называем менеджментом. Но они всегда руководили лишь творческой деятельностью коллектива, уделяя ее экономическим основам незначительное внимание.

Теперь руководители редакции, компании, агентства вынуждены заниматься менеджментом, учитывая его цели. Важнейшая из них – обеспечение существования периодического издания путем формирования и укрепления его экономической, финансовой базы. Это возможно лишь при увеличении его доходов, сокращении расходов и возрастании прибыли. Не менее важна и другая цель редакционного менеджмента: воспитание экономического мышления у всех творческих и технических работников, руководителей и исполнителей.

На пути к достижению этих целей менеджмент ставит перед работниками редакции несколько конкретных задач. Первая из них – задача оптимизации размеров, состава и структуры коллектива редакции или компании. Вторая – оптимизация управления коллективом и организации его работы. Третья задача – оптимизация результатов этой работы – самого издания, его структуры, модели, системы публикаций и др. Решение этих задач менеджмент связывает с оптимизацией работы каждого сотрудника редакции и с выполнением всех операций производства периодического издания на возможно более высоком профессиональном уровне, своевременно, с использованием наименьших ресурсов – человеческих, финансовых и материальных. Таким образом, речь идет о производственном, творческом менеджменте – оптимизации управления процессом подготовки и выпуска периодического издания.

Другой вид этой управленческой деятельности – собственно экономический, прежде всего финансовый менеджмент. Он обеспечивает формирование и укрепление финансовой базы редакции или компании, разрабатывает финансовую политику и, в частности, ценовую политику их руководителей, контролирует процесс разработки редакционного бюджета и следит за балансом.

Менеджмент сильнейшим образом влияет на коллектив редакции, компании, агентства. Его воздействие проявляется уже в период формирования редакции – на ее величину, состав и структуру. И усиливается во время функционирования редакции и выпуска ее издания. Характеристики редакционного коллектива определяются не только его творческими и производственными целями – необходимостью выпускать периодическое издание на возможно более высоком профессиональном уровне, но и экономическими причинами – требованием обеспечить конкурентоспособность издания, укрепить его позицию в избранной для него информационной нише и приносить прибыль. С учетом этого и определяется величина коллектива редакции и компании.

Менеджер должен представлять себе реальные возможности и источники пополнения и укрепления редакционного коллектива.

Один из этих источников – факультеты журналистики государственных и негосударственных университетов. Студенты получают достаточную теоретическую подготовку, необходимую для адаптации в редакциях различных СМИ. Но они обладают минимальным практическим опытом и умениями, поэтому период их адаптации в коллективе несколько затягивается. Зато после его завершения большая часть дипломированных журналистов показывает себя с наилучшей стороны. Другим источником редакционных кадров становятся редакции других изданий, выходящих в том же городе и нередко выступающих в роли конкурентов. Менеджер издания с прочной финансовой базой может попытаться пригласить интересующего его журналиста в свою редакцию, гарантировав ему лучшие условия труда – интересную работу и повышенную зарплату. Для редакций небольших городских и районных изданий, далеких от университетских городов, источником пополнения персонала редакции остаются гуманитарные факультеты местных вузов и актив. В кругу активистов издания – ее внередакционных авторов, хорошо знакомых журналистам, подбирают грамотных, пишущих людей: учителей, студентов, счетных работников и других и приглашают их занять свободные должности.

Все штатные сотрудники редакции, компании, информационного агентства заключают с работодателем, в роли которого выступает главный редактор, директор компании или уполномоченное им лицо, трудовой договор. Согласно трудовому законодательству Российской Федерации это срочный трудовой договор – контракт.

Срочный трудовой договор заключается с руководителями коллектива СМИ – главным редактором или директором компании, их заместителями, главным бухгалтером – на срок не более пяти лет. После истечения этого срока договор перезаключается. В случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает выполнять свои обязанности, этот договор считается заключенным на неопределенный срок.

На время замещения постоянного сотрудника, ушедшего из редакции на какой-либо срок по определенным обстоятельствам, работодатель может принять нового работника. Тогда в трудовом договоре-контракте с новым работником указывают время окончания соглашения. После возвращения постоянного сотрудника редакции замещавший его работник освобождает место в соответствии с контрактом.

Работодатель – руководитель редакции, компании имеет право по соглашению с работником провести его испытание в целях соответствия поручаемой работе. В этом случае в трудовом договоре должно быть указано условие об испытании – на срок не более трех месяцев, а для руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и руководителей структурных подразделений организаций – на срок не более шести месяцев. При неудовлетворительном результате испытания работника работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме с указанием причин расторжения договора.

Контракт – срочный трудовой договор работодатель может заключить и с нештатным сотрудником редакции, в привлечении которого он заинтересован.

Контрактная система найма имеет свои достоинства. Она позволяет руководителю коллектива легко освободиться от неквалифицированного, недобросовестного работника, не выполняющего условия контракта. Договорная база между сотрудником и работодателем расширяется, в контракт вносятся дополнительные условия. Его продолжительность может быть самой разной – от нескольких месяцев, необходимых для подготовки программы, до пяти лет и зависит от воли нанимателя.

Все условия, определяемые контрактом, делятся на две части. К первой относятся так называемые основные условия, связанные с режимом труда и отдыха, характером работы, ее оплатой, отпуском. Вторая часть – так называемые факультативные условия, связанные с различными сторонами социальной защиты работника. Это позволяет руководителю редакции или компании регулировать ее состав, отсеивая слабейших работников и поощряя лучших. Он может отказаться от возобновления контракта или наоборот – возобновить его, увеличив его срок, повысив зарплату работника и т.п.

Редакционный менеджер может предложить руководителям СМИ смешанную форму их договорных отношений с работниками. С теми из них, в ком редакция заинтересована и кого не хотела бы лишиться, полезно заключить бессрочный трудовой договор. Он гарантировал бы такому человеку стабильность его положения и поддержку редакции, а ей гарантировал бы его сотрудничество в течение длительного времени. С остальными работниками редакции заключают контракты.