36. Менеджер медиапредприятия (статус и особенности работы; роль и значение в формировании экономического мышления у сотрудников редакции).
В бизнесе, предпринимательской деятельности термин менеджмент (англ, management – управление) имеет несколько значений. Под ним понимают, во-первых, вид деятельности, связанной с управлением предприятием, фирмой. Во-вторых, менеджмент воспринимают как определенную профессию, представители которой являются специалистами в области управления производственной и иной деятельностью предприятия. Такого специалиста называют менеджером.
Управление редакционным коллективом и организация его работы исходят из экономических принципов редакционной деятельности: прибыльности издания, его конкурентоспособности и экономической достаточности (разумной экономии). Реализация этих принципов происходит в процессе редакционного менеджмента – специфической деятельности, связанной с экономическим управлением редакцией или компанией.
Цели редакционного менеджмента – обеспечение существования периодического издания путем укрепления его экономической, финансовой базы и воспитание экономического мышления у всех работников трудового коллектива.
Важнейшее значение имеют два вида менеджмента: производственный, творческий и собственно экономический – финансовый. Ими занимаются специалисты – менеджеры. Творческим менеджментом руководит главный редактор, за экономический менеджмент отвечает генеральный менеджер. В крупном коллективе создают службу менеджмента, работу которой организуют на основе функционального разделения труда. В эту службу входят генеральный и финансовый менеджеры, а также менеджеры по маркетингу (маркетолог), по рекламе, распространению и др.
Требования к менеджеру. Они разделяются на две группы: общие и специальные.
К общим требованиям относится способность к анализу. Под этим понимают умение быстро представить себе ситуацию, в которой находится редакция или компания, оценить ее и поставить точный диагноз, т.е. безошибочно определить значение новых возможностей, открывшихся с изменением обстановки, или причины ошибок и просчетов, приведших к потерям и убыткам.
Еще более важное значение имеет для менеджера его способность принимать решения. После того как им дана оценка возникшей ситуации, проведен ее анализ и поставлен диагноз, он должен определить средства и методы устранения недостатков или использования новых возможностей, т.е. принять решение – быстро предложить конкретные организационные мероприятия и творческие акции, обеспечивающие достижение намеченных целей.
Однако принять оптимальное решение менеджер в состоянии, лишь обладая разносторонней и масштабной информацией. Это обусловливает требование его концептуальности. Под ней понимают достаточно полное представление о редакции или компании, ее реальных возможностях, планах и перспективах, а также о концепции издания.
Некоторые из общих требований к менеджеру касаются его характера и психологии. Одно из них – оперативность его действий. Среди особенностей журналистского труда, не зависящих от воли учредителей и руководителей изданий, она играет весьма важную роль. Журналист всегда ограничен временем, находящимся в его распоряжении. Но это ограничение относится и к редакционному менеджеру. У него почти никогда нет большого времени для обдумывания своих решений – этого не допускают быстрые изменения ситуации, складывающейся в редакции и ее издании. Задержка с решением может привести к сбою в работе коллектива.
Менеджер – один из лидеров коллектива. Лидерство – непременное качество его характера. Признание сотрудниками редакции менеджера одним из своих лидеров основывается в первую очередь на признании его опыта, умений и способностей. Авторитет менеджера – это авторитет самого знающего человека в той области, которой он занимается, от деятельности которого во многом зависят успех издания и судьба редакции. Его лидерство проявляется на самых разных направлениях – и в поисках оптимального решения проблемы, и в умении организационно обеспечить его реализацию. Менеджер – творческий работник, своеобразный генератор идей, которыми он делится с другими сотрудниками редакции.
Лидерство менеджера в определенной степени зависит и от его требовательности. Он должен уметь потребовать от другого сотрудника редакции выполнения принятого им решения, разумеется, предварительно объяснив ему смысл, цель и значение этого решения. Сумеет ли он это сделать, зависит от его контактности и коммуникабельности.
Редакционный менеджер – не только управленец, организатор. Уже в силу этого он вынужден выступать и как психолог. Ему приходится общаться с самыми разными людьми – представителями и руководителями других организаций и фирм, чиновниками государственных органов. И к каждому нужно найти свой подход, с каждым установить и затем поддерживать контакты, каждого необходимо убедить в своей правоте. Без контактности – умения вызвать у человека доверие и желание поддерживать деловые или неформальные отношения – менеджеру трудно. Фактически он всегда работает и как специалист в области паблик рилейшнз – общественных связей, устанавливая и расширяя контакты редакции или компании с другими организациями.
Воспитание экономического мышления у работников редакции – длительный процесс. Тем, кто инициирует и организует его, предоставляется возможность использования самых разных форм воздействия на человека – от административных, иногда резких и болезненных, до психологических – менее заметных, но подчас более эффективных. Встречаясь с работниками редакции, менеджер побуждает их принять решение, способствующее укреплению экономики издания, подумать, выгодна или невыгодна для газеты или программы та или иная публикация, или убеждает отказаться от проекта, требующего чрезмерных расходов. Он может столкнуться с несогласием или открытым сопротивлением. Но использование в этом случае грубого давления на несогласного, прямого запрета менеджеру противопоказано. Он влияет на человека аргументацией, убеждением. Если это не помогает, приходится обращаться к главному редактору или другому руководителю коллектива, объяснять ему причины отмены решения журналиста. Преодолеть вето менеджера может только руководитель коллектива.
Кроме общих требований редакционному менеджеру предъявляют и специальные. Некоторые из них непосредственно связаны с особенностями газеты или другого периодического издания и редакции как специфического трудового коллектива. Менеджер должен иметь достаточно полное представление о журналистике и ее роли в обществе. Так же как о газете, журнале или аудиовизуальных изданиях – их особенностях и качествах, процессе их подготовки и выпуска, об используемой при этом технике и т.д. Ему приходится разбираться в структуре редакции, обязанностях ее работников, трезво оценивать возможности всего коллектива и его подразделений. И не случайно лучшими редакционными менеджерами часто становятся журналисты, имеющие опыт творческой и организационной работы. Им легче войти в обязанности, связанные с менеджментом.
Другие требования к менеджеру связаны с проблемами рыночной экономики. Без экономических знаний, в частности знания экономических основ журналистики, ему не добиться успеха. Он должен иметь представление о финансовой базе издания. И конечно, быть в курсе изменений, происходящих в разных секторах информационного рынка.
- Экономические принципы деятельности редакции современной газеты. Понятие редакционного менеджмента.
- Уровни редакционного газетного менеджмента.
- Виды медиаменеджмента (информационный, кадровый, финансовый, производственный, рекламный).
- Товарная форма массовой информации (информационный продукт и его производитель – медиаменеджмент).
- Особенности журналистского труда и основные принципы организации деятельности редакции современной газеты.
- Структура редакции современной газеты (2 основные структурные модели редакции – «пирамидальная» и «плоская»).
- Правовой, социальный и экономический статус медиапредприятия.
- Учредитель, издатель сми (понятия, основные функции, принципы взаимоотношения с редакцией и газетой). Виды и формы учредительства в сми. Статьи закона рф «о сми» № 2,7,18,21,22.
- 9. Устав редакции газеты (понятие, основные положения). Статья закона рф «о сми» №20.
- 10. Основные формы и методы руководства редакционным коллективом современной газеты (авторитарный, демократический, пассивный).
- 11. Главный редактор, заместитель главного редактора периодического издания (ролевое значение, функции, особенности работы).
- 12. Редакционная коллегия (виды, принципы формирования, особенности работы).
- 13. Секретариат редакции газеты (структура, обязанности, организация работы). Роль секретариата в ведении производственного вида менеджмента редакции.
- 15. Редакция газеты и её аудитория. Работа с письмами в редакции. Закон рф «о сми» - об авторских произведениях и письмах (Ст. 42).
- 16. Планирование работы медиапредприятия (система, источники, текущие и перспективные планирования). Виды редакционных планов. Бизнес-план редакции современной газеты.
- 17. Рекламно-коммерческая структура редакции. Закон рф «о сми», федеральный закон о рекламе – о распространении рекламы в сми.
- Структура коммерческой части газетной редакции
- 18. Творческий отдел редакции периодического издания (основные принципы организации, структура, особенности работы). «Безотдельская» форма редакционной деятельности.
- 19. Распространение тиража газеты (основные формы и методы).
- 20. Дотирование, спонсорство, банковское кредитование медиапредприятия.
- 21. Нештатная структура редакции (отдел, общественный совет). Приредакционная структура (юридические консультации, социологические, экспертная служба).
- 22. Социально-правовой статус журналиста. Закон рф «о сми», ст. № 2, 47, 19.
- 23. Менеджмент и кадровая политика медиапредприятия.
- 24. Место и роль журналиста в редакции газеты.
- 25. Планирование индивидуального труда журналиста (хар-р планирования, процесс планирования, структура и форма).
- 26. Специализация журналиста (понятие, значение, виды специализации).
- 27. Журналист в отделе редакции. Общие редакционные обязанности.
- 28. Собственный корреспондент газеты (суть и специфика деятельности, требования к нему, формы и методы работы, значение собкоровской деятельности для редакции).
- 29. Специальный корреспондент газеты. 2 вида спецкоровского корпуса периодического издания: спецкор при секретариате (редакторате), спецкор творческого отдела.
- 31. Парламентский корреспондент современного периодического издания (особая значимость этой функциональной специализации в условиях становления в стране профессиональной парламентской деятельности).
- 32. Колумнист современной газеты. Роль и значение этой творческой категории периодического издания в развитии авторской журналистики.
- 33. Репортёрская служба. Репортёр: его функциональные обязанности и требования к нему.
- 34. Нештатный корреспондент (статус и особенности взаимодействия с редакцией). Журналист «на договоре» с редакцией газеты.
- 35. Журналист в командировке: подготовка к ней и особенности выполнения редакционного задания в ходе командировки.
- 36. Менеджер медиапредприятия (статус и особенности работы; роль и значение в формировании экономического мышления у сотрудников редакции).
- 37. Менеджмент и технология сбора, фиксации и хранения журналистской информации.
- 38. Сбор информации журналистом (основные формы и методы).