Учредитель, издатель сми (понятия, основные функции, принципы взаимоотношения с редакцией и газетой). Виды и формы учредительства в сми. Статьи закона рф «о сми» № 2,7,18,21,22.
Для редколлектива как творческого и хозяйствующего субъекта важны отношения между издателем, учредителем и редакцией. Два аспекта: правовой и экономический (определяется законом «О СМИ»). Ст.7 указывает, что учредителем и соучредителем может быть гражданин РФ, достигший 18 лет, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, госорган. Лишены этого права граждане другого государства, лица без гражданства, которые не проживают на территории РФ. В другой статье определяется статус редакции, учредителя (№№ 7,18), издателя (ст. 21), их права, обязанности, взаимоотношения. Отношения строятся на основе профессиональной самостоятельности редколлектива: может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, выступление редакции в качестве учредителя СМИ, издателя, распространителя, собственника имущества. Редакция действует на основе устава (ст.20), который принимается на общем собрании коллектива журналистов. В уставе определяется взаимные права и обязанности редакции и учредителя. Учредитель утверждает устав и (или) заключает с ней или главным редактором договор. До утверждения устава или если редакция состоит из более чем 10 человек, отношения формируются на основе договора.
Закон «О СМИ»: учредитель в качестве редактора, издателя, распространителя и собственника имущества редакции. Ст. 22 – определяется характер и содержание договора между редакцией, учредителем, и издателем, их производственные, имущественные, финансовые отношения, порядок выделения и использования средств на содержание газеты, распределение прибыли между ними, и возможное возмещение убытков, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства газеты.
Правовой аспект связан с экономическим аспектом деятельности. Они определяют друг друга. Это выражается в организационно-правовой форме деятельности редакции. Акционерно-правовое общество (ОАО, ЗАО, ООО) – издатели. В экономическом аспекте ключевой момент – вопрос о собственности (владелец издания). От ответа зависит степень реальной независимости газеты и свобода действий редакции. Частное, государственное, муниципальное, общественное имущество редакции. Государственное имущество, которое передано редакции на правах собственности, редакция считается государственным имуществом и государственной организацией. Учредитель – федеральные органы власти и их структуры. Редакция называется ФГУП («Российская газета»), ГУП (учредительное предприятие). Если деятельность редакции на базе муниципальной собственности – МУ – органы власти субъектов федерации (областная, районная, городская газета). Частная собственность – личные вклады физических или юридических лиц. Существуют редакции, основанные на смешанной форме собственности – разные соучредители.
Существует несколько вариантов соучредительства:
частное лицо. Он – владелец основных фондов редакции, оборудования и средств, предоставляет начальный капитал, ему принадлежит доход и прибыль, может быть главным редактором, издателем.
частный учредитель фиксируется главным редактором («Журналист» № 7, 1996)
учредитель – группа людей, которые объединили свои капиталы – в 1992 году «Биржа», «Дъло».
учредитель – журналистский коллектив. Наиболее характерен сегодня для «АиФ», «Красное знамя», «Ъ». Журналистский коллектив – собственник средств. В уставе все права и обязанности членов коллектива, доля доходов и прибыли.
Разновидность:
- учредитель – трудовой коллектив редакции (творческие и технические сотрудники редакции). Уменьшается текучесть кадров, с другой стороны, повышается их роль в обсуждении дел редакции и это не всегда оптимальное решение. Когда газету основывает государственный орган, ведомство, общественная организация используется два варианта учредительства: орган, который основывает газету и обеспечивает ее необходимыми средствами (устав редакции, договор с учредителем). При этом учредитель утверждает устав и назначает главного редактора.
- двухзвенный учредитель (соучредительство) – более часто и более эффективно. В роли учредителя и основатель газеты и журналистский коллектив («Томские новости»). Это позволяет обеспечить самостоятельность редакции в решении производственных, имущественных вопросов, редакция – совладелец своего имущества, что фиксируется в договоре.
- Экономические принципы деятельности редакции современной газеты. Понятие редакционного менеджмента.
- Уровни редакционного газетного менеджмента.
- Виды медиаменеджмента (информационный, кадровый, финансовый, производственный, рекламный).
- Товарная форма массовой информации (информационный продукт и его производитель – медиаменеджмент).
- Особенности журналистского труда и основные принципы организации деятельности редакции современной газеты.
- Структура редакции современной газеты (2 основные структурные модели редакции – «пирамидальная» и «плоская»).
- Правовой, социальный и экономический статус медиапредприятия.
- Учредитель, издатель сми (понятия, основные функции, принципы взаимоотношения с редакцией и газетой). Виды и формы учредительства в сми. Статьи закона рф «о сми» № 2,7,18,21,22.
- 9. Устав редакции газеты (понятие, основные положения). Статья закона рф «о сми» №20.
- 10. Основные формы и методы руководства редакционным коллективом современной газеты (авторитарный, демократический, пассивный).
- 11. Главный редактор, заместитель главного редактора периодического издания (ролевое значение, функции, особенности работы).
- 12. Редакционная коллегия (виды, принципы формирования, особенности работы).
- 13. Секретариат редакции газеты (структура, обязанности, организация работы). Роль секретариата в ведении производственного вида менеджмента редакции.
- 15. Редакция газеты и её аудитория. Работа с письмами в редакции. Закон рф «о сми» - об авторских произведениях и письмах (Ст. 42).
- 16. Планирование работы медиапредприятия (система, источники, текущие и перспективные планирования). Виды редакционных планов. Бизнес-план редакции современной газеты.
- 17. Рекламно-коммерческая структура редакции. Закон рф «о сми», федеральный закон о рекламе – о распространении рекламы в сми.
- Структура коммерческой части газетной редакции
- 18. Творческий отдел редакции периодического издания (основные принципы организации, структура, особенности работы). «Безотдельская» форма редакционной деятельности.
- 19. Распространение тиража газеты (основные формы и методы).
- 20. Дотирование, спонсорство, банковское кредитование медиапредприятия.
- 21. Нештатная структура редакции (отдел, общественный совет). Приредакционная структура (юридические консультации, социологические, экспертная служба).
- 22. Социально-правовой статус журналиста. Закон рф «о сми», ст. № 2, 47, 19.
- 23. Менеджмент и кадровая политика медиапредприятия.
- 24. Место и роль журналиста в редакции газеты.
- 25. Планирование индивидуального труда журналиста (хар-р планирования, процесс планирования, структура и форма).
- 26. Специализация журналиста (понятие, значение, виды специализации).
- 27. Журналист в отделе редакции. Общие редакционные обязанности.
- 28. Собственный корреспондент газеты (суть и специфика деятельности, требования к нему, формы и методы работы, значение собкоровской деятельности для редакции).
- 29. Специальный корреспондент газеты. 2 вида спецкоровского корпуса периодического издания: спецкор при секретариате (редакторате), спецкор творческого отдела.
- 31. Парламентский корреспондент современного периодического издания (особая значимость этой функциональной специализации в условиях становления в стране профессиональной парламентской деятельности).
- 32. Колумнист современной газеты. Роль и значение этой творческой категории периодического издания в развитии авторской журналистики.
- 33. Репортёрская служба. Репортёр: его функциональные обязанности и требования к нему.
- 34. Нештатный корреспондент (статус и особенности взаимодействия с редакцией). Журналист «на договоре» с редакцией газеты.
- 35. Журналист в командировке: подготовка к ней и особенности выполнения редакционного задания в ходе командировки.
- 36. Менеджер медиапредприятия (статус и особенности работы; роль и значение в формировании экономического мышления у сотрудников редакции).
- 37. Менеджмент и технология сбора, фиксации и хранения журналистской информации.
- 38. Сбор информации журналистом (основные формы и методы).