32. Колумнист современной газеты. Роль и значение этой творческой категории периодического издания в развитии авторской журналистики.
Колумнистика – широкораспространённый в мировой журналистике жанр авторских выступлений по злободневным темам. Автор колонки, обладая достаточными познаниями в конкретной области, либо просто остроумным слогом, либо широким интеллектом, а как правило всем вместе, автор словно делает срез событий сегодняшнего дня в своём выступлении.
Значения англ.слова «column»:
- простая газетная колонка, как элемент оформления => материал, кот-й размещён на одну колонку (жанр выступления – колонка)
- раздел и отдел в газете
- фельетон – колонка юмора
Колумнист – журналист, кот-й ведёт определённую рубрику. Характерность колумнистики – это атрибут качественной прессы (информированность, аналитичность, способность предвидеть будущее). В Америке – множество разновидностей колонок. Эти колонки ведут люди, кот-е «сделали себе имя», и важно, что именно конкретный человек, личность говорит какую-то информацию, высказывает мнение. Главное требование – колонка содержит одну точку зрения авторитетного человека. Известные колумнисты: Ричард Никсон (президент США), а. Бухвальд, Уолтер Липман. Каждый Колумнист имеет своё стиль, свой взгляд на жизнь.
Основные типы колумнистов в отечественной прессе:
1) Публичные личности, не владеющие специальностью, но публикующиеся из-за известного имени (М.Леонтьев, К.Собчак)
2) Авторы, кот-е обладают ярким стилем и талантом занимательно о чём-то говорить (А.Генис, Е.Попов, В.Шендерович, М.Золотоносов, С.Рассадин, Л.Анненский)
3) Специалисты определённой сферы деятельности с ярким публицистическим талантом. Выступление с юмором, иронией (и.Петровская, М.Соколов).
Такой жанр, как эссе, отвечает требованиям колумнистики (произведение свободной композиции, заведомо не претендующее на определённую трактовку). Объём классической колонки – 150 – 200 строк.
- Экономические принципы деятельности редакции современной газеты. Понятие редакционного менеджмента.
- Уровни редакционного газетного менеджмента.
- Виды медиаменеджмента (информационный, кадровый, финансовый, производственный, рекламный).
- Товарная форма массовой информации (информационный продукт и его производитель – медиаменеджмент).
- Особенности журналистского труда и основные принципы организации деятельности редакции современной газеты.
- Структура редакции современной газеты (2 основные структурные модели редакции – «пирамидальная» и «плоская»).
- Правовой, социальный и экономический статус медиапредприятия.
- Учредитель, издатель сми (понятия, основные функции, принципы взаимоотношения с редакцией и газетой). Виды и формы учредительства в сми. Статьи закона рф «о сми» № 2,7,18,21,22.
- 9. Устав редакции газеты (понятие, основные положения). Статья закона рф «о сми» №20.
- 10. Основные формы и методы руководства редакционным коллективом современной газеты (авторитарный, демократический, пассивный).
- 11. Главный редактор, заместитель главного редактора периодического издания (ролевое значение, функции, особенности работы).
- 12. Редакционная коллегия (виды, принципы формирования, особенности работы).
- 13. Секретариат редакции газеты (структура, обязанности, организация работы). Роль секретариата в ведении производственного вида менеджмента редакции.
- 15. Редакция газеты и её аудитория. Работа с письмами в редакции. Закон рф «о сми» - об авторских произведениях и письмах (Ст. 42).
- 16. Планирование работы медиапредприятия (система, источники, текущие и перспективные планирования). Виды редакционных планов. Бизнес-план редакции современной газеты.
- 17. Рекламно-коммерческая структура редакции. Закон рф «о сми», федеральный закон о рекламе – о распространении рекламы в сми.
- Структура коммерческой части газетной редакции
- 18. Творческий отдел редакции периодического издания (основные принципы организации, структура, особенности работы). «Безотдельская» форма редакционной деятельности.
- 19. Распространение тиража газеты (основные формы и методы).
- 20. Дотирование, спонсорство, банковское кредитование медиапредприятия.
- 21. Нештатная структура редакции (отдел, общественный совет). Приредакционная структура (юридические консультации, социологические, экспертная служба).
- 22. Социально-правовой статус журналиста. Закон рф «о сми», ст. № 2, 47, 19.
- 23. Менеджмент и кадровая политика медиапредприятия.
- 24. Место и роль журналиста в редакции газеты.
- 25. Планирование индивидуального труда журналиста (хар-р планирования, процесс планирования, структура и форма).
- 26. Специализация журналиста (понятие, значение, виды специализации).
- 27. Журналист в отделе редакции. Общие редакционные обязанности.
- 28. Собственный корреспондент газеты (суть и специфика деятельности, требования к нему, формы и методы работы, значение собкоровской деятельности для редакции).
- 29. Специальный корреспондент газеты. 2 вида спецкоровского корпуса периодического издания: спецкор при секретариате (редакторате), спецкор творческого отдела.
- 31. Парламентский корреспондент современного периодического издания (особая значимость этой функциональной специализации в условиях становления в стране профессиональной парламентской деятельности).
- 32. Колумнист современной газеты. Роль и значение этой творческой категории периодического издания в развитии авторской журналистики.
- 33. Репортёрская служба. Репортёр: его функциональные обязанности и требования к нему.
- 34. Нештатный корреспондент (статус и особенности взаимодействия с редакцией). Журналист «на договоре» с редакцией газеты.
- 35. Журналист в командировке: подготовка к ней и особенности выполнения редакционного задания в ходе командировки.
- 36. Менеджер медиапредприятия (статус и особенности работы; роль и значение в формировании экономического мышления у сотрудников редакции).
- 37. Менеджмент и технология сбора, фиксации и хранения журналистской информации.
- 38. Сбор информации журналистом (основные формы и методы).