§4 Вклад в развитие редактирования а.Д. Кантемира, в.К. Тредиаковского, м.В. Ломоносова
В XVIII веке вопрос о собственно редактировании еще не стоял - редактирование проявляется все еще только как составная часть литературного труда и подготовки изданий. Но исследование природы русского языка, рассмотрение особенностей перевода, разработка специфики жанров произведений литературы, имевшие место в этот период, закладывают основы представлений о том, как и на какой базе можно работать с текстом при подготовки его в печать. Остановимся на некоторых аспектах деятельности А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, имеющих отношение к данному вопросу.
Формирование общенационального языка и правил его употребления в литературном произведении является важнейшим основанием для редактирования.
В XVIII веке литература постепенно осваивает возможности языка и способствует его развитию.
Первый русский писатель А.Д. Кантемир, известный при жизни переводами из Горация и Фонтенеля, обращался к теме слова, языка, писательского труда. И мы не можем пройти мимо этого факта, поскольку он говорит о том, что общество начинает осознавать специфичность подготовки литературного произведения.
В VIII сатире излагаются мысли Кантемира о языке. По его мнению, слово призвано точно выражать понятие. Он считает, что ценность слова определяется содержанием. Кантемир включил рассуждения о переводе в предисловие к "Разговору о множестве миров Фонтенеля". Он считал, что первой главной задачей перевода является передача подлинника. Причем попытался показать, в каких случаях возможно отступление от него: если можно короче и лучше передать мысль автора, если описываются незнакомые предметы, если текст не поддается буквальной передаче . Как видим, мысли Кантемира не противоречат и современному представлению о переводе.
Интерес представляет приведенный Н.В. Труневым пример саморедактирования Кантемира.
1-й вариант:
Мудрый первосвященник, ему же Миневра
Откры вся сокровенна и все, что исперва
О твари быть и днесь яже мир весь исполняют
Показа, изъявив ти, отчего бывают
2-й вариант (отредактированный):
Мудрый первосвященник, которому сила
Высшей мудрости свои тайны открыла
И все твари, что мир сей от век наполняют
Показала, изъяснив, отчего бывают
Эти варианты интересны прежде всего тем, что мы видим направление работы над текстом: автор уточняет содержание, стремится к тому, чтобы его лучше воспринимали, совершенствует форму изложения.
Деятельность В.К. Тредиаковского представляет для нас значение в связи с некоторыми фактами его биографии. Так, ему было поручено на службе в Академии наук "вычищать язык русский... Окончить грамматику, которую он начал, и трудиться совокупно с прочими над дикционарием русским" . Эти поручения позволяют утверждать, что вопрос о нормах языка становится одним из важнейших в сознании образованного общества.
В 1735 году Тредиаковский изложил на заседании "Российского собрания" "Разговор об орфографии".
Теоретическая работа по орфографии "Разговор между чужестранным человеком и русским об орфографии старинной и новой и всем, что принадлежит к сей материи" Тредиаковского, изданная в Петербурге в 1748 году, стала, в сущности, первой попыткой рассмотреть особенности строения языка и обозначить основания для грамотного изложения мысли, поэтому можно говорить о том, что редактирование постепенно получает теоретические основания. Ведь один из важнейших объектов редакторской работы - именно язык.
Развитие редакторских начал в издательском деле XVIII века связано с именем гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Его труды значимы с точки зрения общих подходов к редактированию, изданию произведений литературы, а также определяют отдельные аспекты работы над подготовкой произведений в печать.
С 1748 по 1751 год Ломоносов редактировал "Санкт-Петербургские ученые ведомости". Ему была поручена иностранная часть издания, которая составляла основной объем содержания (пять-шесть полос из восьми) - переводы из зарубежных источников. Ломоносов отбирал и выправлял материалы. Анализ содержания газеты этого периода показывает, что при Ломоносове увеличилось число публикаций, касающихся не военных, а гражданских событий, в газету стали включать научные сообщения, сведения об открытиях иностранных ученых. Значительно изменился язык газеты. Он стал более ясным, мысли излагаются просто, логично.
М.В. Ломоносов способствовал основанию научно-популярного журнала. В одном из писем И.И. Шувалову, фавориту царицы Елизаветы Петровны, покровительствовавшему развитию науки, поэзии, Ломоносов ставит вопрос о создании академического журнала, который следует выпускать "помесячно, или по всякую четверть или треть года, дабы одна или две материи содержались в книжке" . Первый номер журнала "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" вышел в 1755 году. Журнал издавали до 1764 года, его редактором был назначен Г.Ф. Миллер. Это был первый русский журнал, предназначенный не только специалистам и ученым, но и другим читателям. Ломоносов активно вмешивался в дела журнала. Выправленная его рукой речь ректора университетской гимназии Н.Н. Павловского, которую он прочитал на открытии университета, была опубликована в этом журнале. В ней автор говорил о том, что философия может излагаться не только на латинском, но и на русском языке, который вполне пригоден для изъяснения этого предмета. Очевидно, Ломоносова привлекла именно эта, основная, мысль Павловского. Он уточнил название материала, исправил ошибки переписчика и сделал две смысловые правки строк, в которых дана характеристика философии. Известно также, что Ломоносов настоял на том, чтобы в газете не публиковали уже набранную статью Григория Полетики, так как усмотрел в ней неточность в позиции автора. По этому поводу К.М. Накорякова пишет: "Статью печатать непристойно, понеже в оной с Х века после Рождества Христова по XVII век ни о каких школах в России не упомянуто, - доказывает Ломоносов в академической канцелярии" .
Важную роль в становлении редактирования сыграла "Российская грамматика" Ломоносова, изданная в 1755 году. Она стала первой русской грамматикой, в которой были заложены теоретические основы изучения литературного языка. "Ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному в нем своему искусству приписывать долженствуем", - писал Ломоносов, обращая тем самым внимание литераторов на форму изложения и подчеркивая важность поиска наиболее адекватных средств выражения содержания произведения.
Важное значение для развития редактирования имеет статья М.В. Ломоносова "О должности журналистов в изложении ими сочинений, назначенных для поддержания свободы рассуждений". Уже само название говорит о том, что Ломоносов видел среди задач прессы распространение научных знаний, признавая за журналистом право на характеристику научных трудов в журналах (сейчас бы мы сказали, что речь идет о реферировании) .
Данная статья была впервые напечатана во французском переводе с латинского языка в одном из научных журналов Амстердама. Поводом к ее написанию послужила несправедливая, огульная критика трудов Ломоносова в западноевропейской научной печати .
В статье Ломоносова рассматриваются вопросы, не утратившие актуальности до сих пор. Речь идет о том, как необходимо представлять научные труды. Но содержание работы выходит за рамки научной полемики; в статье определяется роль и место журналиста в процессе распространения научного знания.
Прежде всего обращает на себя внимание рассуждение Ломоносова о характере литературного потока. Он пишет, что среди научных публикаций может оказаться как истинная, так и ложная информация. Поэтому одной из задач научного сообщества является оценка научных трудов до их публикации для того, чтобы не позволить "примешивать заблуждение к истине и выдавать простые предложения за доказательства, а старое - за новое". Одной из задач Академии наук как раз и является, по мысли Ломоносова, экспертиза научных трудов. Задача же научных журналов - изложение содержания научных сочинений с добавлением справедливого суждения о них. Далее находим в статье требования к тем, кто берется осведомлять публику о новых сочинениях. Ломоносов говорит о компетентности, справедливости суждений, об уважении к научному труду со стороны рецензента. Он подчеркивает: для того, чтобы высказывать собственные суждения о произведении, необходимо усвоить учение автора, проанализировать все его доказательства. Речь идет об убедительности, аргументированности анализа, обоснованности возражений и основательности рассуждений рецензента. В статье подчеркивается тот факт, что на рецензенте лежит большая ответственность, что он должен быть хорошо подготовлен в соответствующей области. Только тогда он сможет судить о достоинствах и недостатках разбираемых сочинений.
Мысли Ломоносова имеют отношение и к редакторской деятельности, поскольку отражают и учитывают особенности отношения критика к литературному труду и определяют некоторые принципы анализа редактором произведений, предложенных к публикации.
Выводы
В первой половине XVIII века начали формироваться требования, приемы, навыки редакторской работы над произведениями научной, политической, технической литературы, переводными изданиями. Делают первые шаги полиграфическое и художественное оформление издательской продукции, становится разнообразнее видо-типологический состав массива изданий.
Книга тех лет была разнообразна и по тематике, отражая архитектуру, фортификацию, горное дело, артиллерию, кораблестроение, географию, мануфактурное производство и т.д. Развиваются жанры публикаций, формируется корпус профессиональных издателей.
Книга приобретает новый вид: произведение дополняется иллюстрациями и аппаратом.
Формируются требования к переводу, языку и стилю публикаций.
Все эти начала получают развитие в последующее время.
- Глава 11. Редакторская деятельность в современных условиях
- Глава 1. Зарождение редактирования
- §1 Природа редактирования и его проявления в дописьменный период
- §3 Развитие редактирования в период летописания и становления древнерусской литературы
- §4 Признаки редакторской правки рукописных книг
- §5 Развитие редактирования в первопечатнокнижный период
- Глава 2. Редакторские начала в издательской деятельности России хvii века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Организационные аспекты подготовки изданий
- §3 Редакторская подготовка изданий
- Глава 3. Развитие редактирования в издательской практике России первой половины XVIII века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакционно-издательская деятельность Петра
- §3 Вклад в развитие редактирования сподвижников Петра I
- §4 Вклад в развитие редактирования а.Д. Кантемира, в.К. Тредиаковского, м.В. Ломоносова
- Глава 4. Редактирование в книгоиздании России второй половины XVIII века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторская подготовка изданий
- §3 Редакционно-издательская деятельность н.И. Новикова
- Глава 5. Редакторская деятельность в издательском деле первой трети хiх века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторские аспекты подготовки альманахов
- §3 Редакторские аспекты подготовки журналов
- §4 Редакторская подготовка книжных изданий
- §5 А.С. Пушкин - редактор
- Глава 6. Формирование принципов редактирования в издательской практике 40-50-х годов хiх века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторская деятельность в периодических изданиях
- §3 Вклад в.Г. Белинского в теорию редактирования
- §4 Н.А. Некрасов – редактор
- §5 Русская бесцензурная печать а.И. Герцена за границей
- Глава 7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторская подготовка журнальных изданий
- §3 Редакторская подготовка журнальных изданий
- §4 М.Е. Салтыков-Щедрин – редактор
- §5 Издательская деятельность н.Г. Чернышевского
- §6 Просветительская деятельность д.И. Писарева
- Глава 8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов хiх века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 В.Г. Короленко – редактор
- §3 Редакторский опыт а.П. Чехова
- Глава 9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Усиление роли редактора в редакционно-издательском процессе
- §3 Редакторская подготовка сатирических журналов
- §4 Редакторская подготовка книжных изданий
- §5 Редактор и литературный процесс
- §6 Формирование критериев оценки литературно-художественных произведений
- Глава 10. Редакторский опыт в советский период
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Опыт редакционно-издательской деятельности м. Горького, в.Я. Брюсова, а.А. Блока
- §3 Формирование принципов редактирования в советское время
- §4.1 Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы
- §4.2 Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы
- §4.3 Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы
- Глава 11. Редакторская деятельность в современных условиях
- §1 Содержание работы редактора
- §2 Функции и задачи редактора. Его личностные качества