§1 Общая характеристика книгоиздания
В 80-е годы усиливается политическая реакция, которая определялась борьбой царизма с народничеством. После убийства Александра II и неудачного покушения на Александра III в стране установился политический террор правительства. Это влияет на общественную жизнь страны. Интеллигенция в массе своей уходит от революционной борьбы, замыкается в рамках личной жизни, популярной становится теория "непротивления злу насилием".
Книгоиздательская деятельность находится под постоянным контролем правительственных чиновников. В 1882 году были приняты дополнительные "временные правила о печати ", усиливающие карательную цензуру.
В это время интенсивно развивается промышленность, укрепляются капиталистические начала в полиграфии, растет грамотность населения, наблюдается рост книгоиздания за счет того, что здесь наращивается крупный капитал, и издательства становятся развитыми капиталистическими предприятиями. Так, в 1860 году было напечатано свыше 2 тыс. названий книг, в 1887 году - 8.7 тыс., в 1895 -11.5 тыс. За 35 лет число названий книг выросло в пять раз . Однако процесс этот далеко не однозначен.
Напомним, что в 60-е годы активно развивается издание научно-популярной литературы. Этому способствовало стремление распространить последние данные европейской науки, прежде всего, теории Ч. Дарвина. В 70-е годы наблюдается рост числа изданий материалистического, атеистического и политического содержания.
Что же касается рассматриваемого в данном разделе периода, общая картина легальной печати изменилась. В начале 80-х годов наблюдается временный спад выпуска литературы, причем резко сокращается число прогрессивных изданий. Так, в 1884 году было опубликовано правительственное сообщение о закрытии журнала "Отечественные записки" за пропаганду социалистических учений и принадлежность отдельных сотрудников к тайным революционным организациям.
Существовавшие тогда журналы имели умеренно либеральный характер либо проправительственное, иногда - реакционное направление.
Однако постепенно издательское дело снова наращивает темпы выпуска литературы. Но тематическая структура массива изданий становится иной. Снижаются тиражи изданий по общественной и экономической тематике, выпуск естественнонаучной литературы, трудов по социальным вопросам. Сокращается количество переводной литературы. Если в начале столетия переводные издания занимали примерно половину от общего выпуска, то к концу столетия их удельный вес составляет только 9% от общего объема изданий. Во второй половине 80-х годов и в 90-е годы естественнонаучная книга отходит на второй план, уступая место исторической . Резко увеличивается число религиозных изданий (в 1895 году выпущено 933 сочинения религиозного характера тиражом 5396 тыс. экз.). Зато увеличивается число книг по медицине, технике, сельскому хозяйству.
Несколько расширяется структура системы издательств. Появляются земские издательские общества, которые выпускают фундаментальные работы по экономике, беллетристику, историческую литературу, биографические издания.
К концу века расширилось число лубочных изданий, гадательных книг, сонников, оракулов. Особенно активно издавал эту литературу И.Д. Сытин. Причем лубочные издания превосходят по количеству изданий почти вдвое количество действительно полезных книг для народа.
С другой стороны, формируются принципы подготовки научно-популярной литературы. Так, за последние 20 лет века известный петербургский издатель Ф.Ф. Павленков выпустил 500 научно-популярных произведений. Формируются научно-популярные серии "Библиотека полезных знаний", "Популярная научная библиотека", "Жизнь замечательных людей". Постепенно разрабатываются критерии редакторской оценки биографического жанра. В серию "Жизнь замечательных людей" включались произведения и работы коллективного характера. В лучших работах, посвященных ученым, авторы стремились показать жизнь и деятельность своего героя, состояние науки в той области знания, в которой он работал.
Редакторская деятельность в этот период становится одной из ведущих в книжном деле. Редактор формирует массив изданий, определяет тиражи выпускаемой литературы. В редактировании используются специальные знания. Литературу по отраслям знания редактируют профессионально подготовленные в соответствующей области специалисты. Например, медицинские издания готовят к печати редакторы с медицинским образованием.
В качестве редакторов справочной и научной литературы выступают известные ученые. Среди них Н.И. Лобачевский, К.Д. Ушинский, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев. Их редакторская деятельность способствует формированию критериев редакторской оценки научной и справочной литературы. Вырабатываются такие требования к содержанию произведения, как научность, достоверность, доказательность.
В 1892 году братья Александр и Игнатий Гранат организовали издательство. Основной его продукцией стал Энциклопедический словарь . С 1892 по 1948 год словарь выдержал семь изданий, последнее издание вышло в 58 томах.
Братья Гранат приобрели права на издание словаря у товарищества "А. Гарбель и К°", подготовившего три издания Настольного энциклопедического словаря - перевода немецкого Брокгауза, дополненного данными "из устаревших русских источников".
Среди создателей словаря выдающиеся деятели науки И.И. Мечников, К.А. Тимирязев и другие.
К этому времени происходит специализация издательского труда. Формируются принципы и подходы к редактированию научной и справочной литературы. Работа Тимирязева в Энциклопедии является одним из ярких примеров редактирования справочной литературы. Главными качествами, которые необходимы редактору подобных изданий - эрудиция, широта знаний, пристальное внимание к общественной жизни, умение выявить основные тенденции общественного развития и поддерживать прогрессивные силы.
Требования, предъявляемые издателями к материалам, помещенным в Словарь, изложены в письме их к Тимирязеву: "... До очевидности ясно было для нас, что при современном разброде мысли обеспечить цельность, строгую научность и доступность изданию могли бы Вы и уже одними своими общими руководящими указаниями" .
Подчеркнем основные требования к материалам издания, которые перечислены в письме. Цельность, строгая научность, доступность читателю - это качества, составляющие основной перечень необходимых условий справочного издания.
В своей рецензии на "Первую энциклопедию XX века", написанную после выхода в свет Британской энциклопедии Тимирязев одним из первых в России теоретически обосновал основные принципы формирования энциклопедических изданий, определил значение энциклопедий для развития общественной жизни, задачи и цели их подготовки.
90-е годы характерны дальнейшей активизацией развития капиталистического хозяйства, ростом рабочего класса. Промышленный подъем наблюдался и в полиграфическом производстве, появляются крупные предприятия.
Это способствует в свою очередь и подъему книгоиздания. Активно работают крупнейшие книгоиздательские фирмы А.С. Суворина, А.Ф. Маркса, И.Д. Сытина, братьев Глазуновых, М.О. Вольфа и другие. Издательства специализируются на выпуске той или иной литературы или работают как универсальные, издавая самые разнообразные книги. В частности, выделяются специальные музыкальные издательства, выпускающие нотную литературу. Кроме того, продолжают развиваться представления о литературе для детей, и эта литература выделяется постепенно в самостоятельный комплекс. Главными основаниями выпуска изданий для детей становятся задачи воспитания и образования.
Среди различные типов и видов изданий большое развитие получают серии. Так, издательство Суворина выпускает дешевые серии "Дешевая библиотека", "Новая библиотека", включавшие произведения русских и зарубежных авторов, в основном, классиков.
С точки зрения теории редактирования важным фактом этого времени явилось изучение интересов читателей, особенно крестьянства. Комитет грамотности при Вольном экономическом обществе поручил составление "Систематического обзора русской народной литературы". При подготовке обзора было проведено более 100 заседаний, на которых осуществляли отбор литературы в список, включивший в окончательном виде около 1000 названий книг. Среди этих изданий основную массу составляла художественная литература. Кроме того, были включены книги по географии (128), истории (96), естествознанию (56), сельскому хозяйству (46). Результаты длительного изучения читателя легли в основу указателей "Что читать народу?" (СПб., 1884. - Т. 1; СПб., 1889. - Т.2; М., 1906. - Т. 3) .
Эти указатели показывают, что издатели и редакторы стремятся учитывать задачи просвещения народа, выпускают не только художественную, но и доступную научно-популярную литературу, предназначенную для воспитания и образования читателей.
Для нас представляют интерес рецензии на так называемую народную литературу, которые отражают критерии ее оценки. Все рецензенты прежде всего рассматривают содержание произведений, отмечая хорошее знание автором предмета, новизну фактов, использование классификаций. Часто ставится вопрос о соответствии того или иного произведения читательскому адресу. Как недостатки отмечаются псевдонародность, балаганность либо чрезмерная сухость стиля, надуманность. Это говорит о том, что постепенно формируются представления о требованиях к литературе, издаваемой для народа.
В 80-90 годы важное место в общественной жизни занимает идея просвещения народа. Образование народа развивалось в двух руслах: демократическом и официальном. Официальное, правительственное направление инициировалось созданной еще в 1872 году Постоянной комиссией по устройству народных чтений в Петербурге и его окрестностях. За 25 лет комиссия издала более 200 книг и брошюр для народа. В основном они имели религиозное, нравственное и патриотическое содержание. Московское общество распространения полезных книг выпускало издания нравоучительного содержания, предназначавшиеся детям и читателям из народа.
Характерной чертой демократического направления была связь с научными исследованиями, с выдвижением требований высокого художественного уровня произведения и демократической направленности содержания. В этом смысле значение имеют труды Н.А. Рубакина, который писал в 1895 году о том, что никакой "особой беллетристики для народа не нужно... смешение литературы для детей и народной - курьезная и непростительная ошибка" .
Издания 70-90-х годов отражены в "Систематическом обзоре русской народно-учебной литературы". Обзор был составлен по поручению Санкт-петербургского Комитета грамотности (1895).
Большое значение имели также издаваемые комитетом грамотности, другими общественными организациями и частными лицами систематические обзоры общедоступных сочинений о науке и рекомендательные каталоги. "Систематический обзор русской народно-учебной литературы" и критический указатель "Что читать народу?", в которых отражались издания, содержали критические замечания и определяли, какие книги и по каким категориям оцениваются положительно. Меньше половины изданных произведений смогли рекомендовать составители читателям.
Большое значение с точки зрения формирования принципов редакторского труда имеет издательство И.Д. Сытина. Это было крупное многоотраслевое издательство. Сытин, хорошо знавший потребности простого народа, направил свои усилия на выпуск дешевых и понятных простому народу книг.
Одно из направлений его деятельности - выпуск календарей просветительского характера. По этому поводу он пишет: "В такой стране, как Россия, жили и умирали миллионы людей, не имевших никакой доли в культурном наследстве человечества. Заброшенные в глухие углы, отрезанные от центра русским бездорожьем и русским расстоянием, люди эти не имели никакого соприкосновения с печатным словом - ни книг, ни газет, ни школ у них не было, и календарь для таких людей был единственным окном, через которое они смотрели на мир.
По календарю они думали, по календарю учились, из календаря черпали свои знания, и календарь же давал им наставления на все случаи жизни" .
Обратим внимание на то, как широко определил И.Д. Сытин границы целевого назначения данного издания. Отсюда и самый широкий отбор материала для "Всеобщего русского календаря". В нем отражены сведения практического характера, просветительские, общеобразовательные материалы.
С 1895 года Сытин начинает выпуск "Библиотеки для самообразования". В издании в качестве научного редактора принимал участие профессор В.И. Вернадский.
Издательство выпускало плакатную продукцию в помощь самообразованию народа.
Большую роль сыграло издательство в формировании репертуара литературы для детей. Была выпущена "Детская энциклопедия", серия научно-популярных изданий.
Научно-популярная литература издательства отвечала прежде всего критерию научности. К подготовке изданий Сытин привлекал ведущих ученых, профессоров. Среди них А.Н. Бекетов, А.П. Богданов, Д.Н. Кайгородов, Ю.Н. Вагнер, С.И. Метальников и многие другие. Выпуская общедоступную сельскохозяйственную литературу, Сытин приглашал лучших агрономов. Благодаря деятельности издательства Сытина книги о науке приблизились к запросам научной и практической деятельности.
Для этого времени характерно то, что в редакторской работе используются отраслевые знания, что способствует приходу в издательское дело специалистов. С точки зрения формирования редакционно-издательской деятельности, этот период интересен прежде всего тем, что в издательствах формируются редакционно-издательский процесс. Его можно разложить на определенные этапы: планирование издания, поиск автора для разработки определенной темы, работа с автором, этап подготовки оригинала для набора, набор в типографии, корректурный обмен между типографией и издательством, печать тиража. Эти этапы постепенно обретают законченный вид, осмысливаются издательскими работниками с точки зрения функциональных особенностей каждого, а также с точки зрения места редактора на каждом этапе.
Особенно ярко проявляется этап работы с автором, предполагающий помощь автору со стороны редактора. Такая необходимость появилась прежде всего потому, что в литературу пришли в это время новые авторы - так называемые писатели из народа. Не владея писательским мастерством, эти авторы хорошо знали жизнь и описывали достоверные случаи из собственных наблюдений. Их произведения раскрывали целый содержательный пласт российской действительности, который не затрагивали профессиональные писатели, поскольку он был им не известен или не интересен. Писатели из рабочей и крестьянской среды демонстрировали в своих произведениях глубокое понимание нужд и забот простого народа. Некоторые редакторы и издатели считали, что произведения начинающих авторов из народа следует публиковать в том виде, в каком они предлагаются самими создателями. Об этих авторах редакторы и издатели ведут дискуссии. Возникает проблема доработки незрелых произведений, которые по содержанию представляют интерес для читателей.
Особенно много внимания уделял писателям из народа В.Г. Короленко.
- Глава 11. Редакторская деятельность в современных условиях
- Глава 1. Зарождение редактирования
- §1 Природа редактирования и его проявления в дописьменный период
- §3 Развитие редактирования в период летописания и становления древнерусской литературы
- §4 Признаки редакторской правки рукописных книг
- §5 Развитие редактирования в первопечатнокнижный период
- Глава 2. Редакторские начала в издательской деятельности России хvii века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Организационные аспекты подготовки изданий
- §3 Редакторская подготовка изданий
- Глава 3. Развитие редактирования в издательской практике России первой половины XVIII века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакционно-издательская деятельность Петра
- §3 Вклад в развитие редактирования сподвижников Петра I
- §4 Вклад в развитие редактирования а.Д. Кантемира, в.К. Тредиаковского, м.В. Ломоносова
- Глава 4. Редактирование в книгоиздании России второй половины XVIII века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторская подготовка изданий
- §3 Редакционно-издательская деятельность н.И. Новикова
- Глава 5. Редакторская деятельность в издательском деле первой трети хiх века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторские аспекты подготовки альманахов
- §3 Редакторские аспекты подготовки журналов
- §4 Редакторская подготовка книжных изданий
- §5 А.С. Пушкин - редактор
- Глава 6. Формирование принципов редактирования в издательской практике 40-50-х годов хiх века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторская деятельность в периодических изданиях
- §3 Вклад в.Г. Белинского в теорию редактирования
- §4 Н.А. Некрасов – редактор
- §5 Русская бесцензурная печать а.И. Герцена за границей
- Глава 7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторская подготовка журнальных изданий
- §3 Редакторская подготовка журнальных изданий
- §4 М.Е. Салтыков-Щедрин – редактор
- §5 Издательская деятельность н.Г. Чернышевского
- §6 Просветительская деятельность д.И. Писарева
- Глава 8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов хiх века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 В.Г. Короленко – редактор
- §3 Редакторский опыт а.П. Чехова
- Глава 9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Усиление роли редактора в редакционно-издательском процессе
- §3 Редакторская подготовка сатирических журналов
- §4 Редакторская подготовка книжных изданий
- §5 Редактор и литературный процесс
- §6 Формирование критериев оценки литературно-художественных произведений
- Глава 10. Редакторский опыт в советский период
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Опыт редакционно-издательской деятельности м. Горького, в.Я. Брюсова, а.А. Блока
- §3 Формирование принципов редактирования в советское время
- §4.1 Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы
- §4.2 Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы
- §4.3 Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы
- Глава 11. Редакторская деятельность в современных условиях
- §1 Содержание работы редактора
- §2 Функции и задачи редактора. Его личностные качества