§3 Формирование принципов редактирования в советское время
Формирование принципов редактирования в советский период - процесс неоднозначный. Его основные этапы вполне соответствуют тем конкретно-историческим периодам в жизни общества, которые структурно выделяют на основе действия целого ряда факторов. В 20-е годы на практике редактирования несомненно сказываются "бунтарские" течения в самом литературном процессе. По воспоминаниям В.Т. Шаламова "... двадцатые годы - это время литературных сражений, поэтических битв... Имажинисты, комфуты, ничевоки, крестьянские поэты; "Кузница", Леф, "Перевал", РАПП, конструктивисты, оригиналисты-фразари и прочие, им же имя легион..." .
Наиболее заметным литературным течением был имажинизм. Исповедывавшие его литераторы (С.А. Есенин, Р. Ивнев, А.Б. Мариенгоф, В.Г. Шершеневич и другие) имели свое издательство "Имажинисты", выпускали одноименные сборники и журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном" (1922-1924 годы). Имажинисты привнесли в палитру редакторских оценок литературного произведения естественную образность русской речи, пристальное внимание к предметной детали, изобразительной подробности, тропам, системе мелодической и ритмической организации текста, с одной стороны, и чисто формалистические подходы - с другой.
Широкое использование образных литературных средств позволяло талантливым представителям этого направления часто достигать прекрасного выразительного эффекта в художественной характеристике человека и окружающей его действительности. Вот, например, как "видел" С.А. Есенина его соратник по литературному цеху А.Б. Мариенгоф:
Есенин с навыком степного пастуха
Пасет столетья звонкой хворостиной...
Однако уже в 20-е годы (в контексте острых дискуссий) постепенно начинает складываться система жесткой регламентации издательского дела. В июне 1922 года было образовано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), а на местах губ- и обллиты, то есть органы цензуры. Постепенно начинает формироваться идеологический догмат, провозглашается примат политических целей и задач государства не только в материальной, но и духовной сфере. Характерно в этом отношении совещание "О политике партии в художественной литературе", которое было проведено Отделом печати ЦК РКП(б) в мае 1924 года. Как справедливо отмечают историки литературы, по существу, дискуссия сводилась к тому, "каким быть искусству после революции: сохранять ли ему свою специфику в познании мира или подчиняться политике, отождествиться с нею в видении мира и способах его интерпретации"
Эту же литературу создают люди, прошедшие опыт XIX века (оставим в стороне неграмотных и просто взыскующих легкого заработка). Невозможно полностью устранить воздействие этого опыта на психику. Разрыв между психикой и продукцией усугублен тем, что чтение русских классиков не возбраняется, даже поощряется. Конъюнктурная литература - уникальный социальный факт, изолированная система, включаясь в которую сразу начинают играть по ее правилам.
Помню свои разговоры с молодыми литераторами 30-х годов. Меня поражало, что они в своем роде честны, хотя думают и пишут разные вещи. Это был двоемирие, и другой мир литературы обладал для них своими, заведомо другими не только эстетическими, но и социальными закономерностями" .
Эти суждения направлены, прежде всего, против упрощенного подхода к оценке прошлого духовного опыта, требующего (как никакой другой) тщательного анализа на разных уровнях и социальных срезах.
Конъюнктурная литература как социальное явление советской эпохи является лишь одной, хотя и достаточно характерной чертой книгоиздания того периода, - она не может определять его в целом.
- Глава 11. Редакторская деятельность в современных условиях
- Глава 1. Зарождение редактирования
- §1 Природа редактирования и его проявления в дописьменный период
- §3 Развитие редактирования в период летописания и становления древнерусской литературы
- §4 Признаки редакторской правки рукописных книг
- §5 Развитие редактирования в первопечатнокнижный период
- Глава 2. Редакторские начала в издательской деятельности России хvii века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Организационные аспекты подготовки изданий
- §3 Редакторская подготовка изданий
- Глава 3. Развитие редактирования в издательской практике России первой половины XVIII века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакционно-издательская деятельность Петра
- §3 Вклад в развитие редактирования сподвижников Петра I
- §4 Вклад в развитие редактирования а.Д. Кантемира, в.К. Тредиаковского, м.В. Ломоносова
- Глава 4. Редактирование в книгоиздании России второй половины XVIII века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторская подготовка изданий
- §3 Редакционно-издательская деятельность н.И. Новикова
- Глава 5. Редакторская деятельность в издательском деле первой трети хiх века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторские аспекты подготовки альманахов
- §3 Редакторские аспекты подготовки журналов
- §4 Редакторская подготовка книжных изданий
- §5 А.С. Пушкин - редактор
- Глава 6. Формирование принципов редактирования в издательской практике 40-50-х годов хiх века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторская деятельность в периодических изданиях
- §3 Вклад в.Г. Белинского в теорию редактирования
- §4 Н.А. Некрасов – редактор
- §5 Русская бесцензурная печать а.И. Герцена за границей
- Глава 7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторская подготовка журнальных изданий
- §3 Редакторская подготовка журнальных изданий
- §4 М.Е. Салтыков-Щедрин – редактор
- §5 Издательская деятельность н.Г. Чернышевского
- §6 Просветительская деятельность д.И. Писарева
- Глава 8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов хiх века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 В.Г. Короленко – редактор
- §3 Редакторский опыт а.П. Чехова
- Глава 9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Усиление роли редактора в редакционно-издательском процессе
- §3 Редакторская подготовка сатирических журналов
- §4 Редакторская подготовка книжных изданий
- §5 Редактор и литературный процесс
- §6 Формирование критериев оценки литературно-художественных произведений
- Глава 10. Редакторский опыт в советский период
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Опыт редакционно-издательской деятельности м. Горького, в.Я. Брюсова, а.А. Блока
- §3 Формирование принципов редактирования в советское время
- §4.1 Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы
- §4.2 Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы
- §4.3 Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы
- Глава 11. Редакторская деятельность в современных условиях
- §1 Содержание работы редактора
- §2 Функции и задачи редактора. Его личностные качества