§3 Развитие редактирования в период летописания и становления древнерусской литературы
То, что мы теперь называем литературным редактированием, надо полагать, имело место и при создании других древних произведений, что оказывало влияние на формирование разновидностей языка. Литературные произведения Древней Руси в отличие от деловой прозы не имели такого языкового единства . Принципиально различаются языки произведений церковно-религиозной литературы и произведений светского характера. В произведениях церковно-религиозной тематики (проповедях, житиях, переводах с греческого, древнейших русских списках евангелия, псалтыри и др.) основой является старославянский язык. В литературе светского характера, к которой относят произведения повествовательно-исторических жанров - летописи, "Слово о полку Игореве", "Поучение" Владимира Мономаха и т.п., отмечаются порой достаточно сложные отношения элементов старославянского и русского литературного языка.
По своему содержанию и языково-стилистическим формам никак не связаны с церковью и сочинения русского героического эпоса, где главным действующим лицом является народ. Создателями русского героического эпоса были гусляры. Эти безымянные авторы и редакторы былинных сочинений, которые отшлифовывались каждым новым исполнителем, приобретая иные, иногда более высокие языковые образные и музыкальные качества.
При делении русской литературы на виды очевиден учет того, что теперь мы называем целевым назначением и читательским адресом. Именно это сказывалось на выборе языковых средств при создании определенного произведения и, как следствие, на стилевой дифференциации языка. В результате образовались три стиля: деловой, церковно-книжный и светско-литературный.
Академик Д.С.Лихачев доказал, что без письменной литературы нет литературного языка. Этот тезис дает обоснованный повод для установления места и роли редактирования в образовании и развитии литературного языка и формировании его стилей. Письменная литература является результатом творчества, которое обусловлено не только потребностью самовыражения человека, но и потребностями общественной коммуникации. И то, и другое требует поиска и отбора таких языковых средств выражения содержания, которые наиболее полно соответствуют характеру информации. А это достигается редактированием, что составляет часть литературного творчества.
По данным лингвоисторических исследований, старославянский и древнерусский языки были очень близки и по основным слоям лексики, и по большинству грамматических форм. Так что у русского книжника была возможность выбора из совпадающих по значению, но отличающихся стилистически средств выражения, что можно отнести также на счет редактирования.
На практике использование названных стилей древнерусского языка обусловливалось не только целевым назначением и читательской направленностью, но и тематическими, содержательными, жанровыми особенностями произведения. Это хорошо видно на примере "Слова о полку Игореве" (конец XII века). По полноте содержания, которая проявляется в информативности и насыщенности фактическим материалом, по точности, правдивости, конкретности и сжатости описания событий, энергичности и экспрессивности стиля, изобилию поэтических образов, взятых из мира природы, по всем приемам изложения, простоте композиции, ее завершенности и совершенству это произведение древнерусской исторической литературы представляет собой образец единения авторского и редакторского мастерства. По оценке Д.С. Лихачева, "...каждое слово в "Слове о полку Игореве" весомо, полнозначно, имеет глубокий исторический смысл, каждое его упоминание, каждый факт приведен не в поэтической беспорядочности, а со строгим выбором и с большой лаконичностью" .
Высокое качество содержания и формы "Слова", его яркая публицистичность непосредственно связаны с его высоким целевым назначением - убедить князей в необходимости единения. Отсюда и точный читательский адрес. "Слово" обращено к читателям, которые не только озабочены судьбами русской земли, но и могут активно влиять на эти судьбы. "Слово о полку Игореве" дает ценный материал для истории редактирования. На примере "Слова" хорошо видно, что редактирование выходит за рамки работы над языком и охватывает сочинение в целом.
Весьма богатые и разнообразные сведения о развитии редактирования и его конкретном проявлении можно извлечь из русского летописания, которое представляет своеобразное явление отечественной культуры. Начало летописания на Руси положил летописный свод 996 года. Однако первые летописные записи Древней Руси относят еще к IX веку. Это были отрывочные краткие заметки из нескольких строк. Летописный свод 996 года представляет собой первую попытку исторического обобщения жизни восточных славян. При анализе его содержания исследователи находят, что он является коллективным сочинением, в котором принимали участие представители церковных и княжеских кругов Киева. Ныне обнаружено около тысячи летописных сочинений, в числе которых различные своды, списки разных редакций и т.п. В составе летописей, дошедших до наших дней, такие выдающиеся историко-литературные произведения, как "Повесть временных лет" (ок. 1113 года) - общерусский летописный свод (автор - летописец Нестор) о возникновении Руси, о ее историческом месте среди других государств мира; "Поучение чадам" Владимира Мономаха; "Хождение за три моря" Афанасия Никитина и др. Летописи не просто жанр исторической литературы, это историко-политические документы. Летописание было делом государственной политики и идеологии. Вобравшие в себя уникальную информацию летописи привлекают внимание специалистов самых различных профилей, много нужного и важного находится в них и для редакторов. В русском летописании закладывалась основа того, что ныне мы называем работой редактора над фактическим материалом. Из сопоставительного анализа разных списков летописей можно составить суждение о различных подходах к литературно-редакторскому творчеству, о правке текста и т.д. Летописание развивалось зрело и обогащалось до начала XVIII века, когда на смену ему пришли газетная хроника, официальные документальные источники, научные исследования.
- Глава 11. Редакторская деятельность в современных условиях
- Глава 1. Зарождение редактирования
- §1 Природа редактирования и его проявления в дописьменный период
- §3 Развитие редактирования в период летописания и становления древнерусской литературы
- §4 Признаки редакторской правки рукописных книг
- §5 Развитие редактирования в первопечатнокнижный период
- Глава 2. Редакторские начала в издательской деятельности России хvii века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Организационные аспекты подготовки изданий
- §3 Редакторская подготовка изданий
- Глава 3. Развитие редактирования в издательской практике России первой половины XVIII века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакционно-издательская деятельность Петра
- §3 Вклад в развитие редактирования сподвижников Петра I
- §4 Вклад в развитие редактирования а.Д. Кантемира, в.К. Тредиаковского, м.В. Ломоносова
- Глава 4. Редактирование в книгоиздании России второй половины XVIII века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторская подготовка изданий
- §3 Редакционно-издательская деятельность н.И. Новикова
- Глава 5. Редакторская деятельность в издательском деле первой трети хiх века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторские аспекты подготовки альманахов
- §3 Редакторские аспекты подготовки журналов
- §4 Редакторская подготовка книжных изданий
- §5 А.С. Пушкин - редактор
- Глава 6. Формирование принципов редактирования в издательской практике 40-50-х годов хiх века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторская деятельность в периодических изданиях
- §3 Вклад в.Г. Белинского в теорию редактирования
- §4 Н.А. Некрасов – редактор
- §5 Русская бесцензурная печать а.И. Герцена за границей
- Глава 7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Редакторская подготовка журнальных изданий
- §3 Редакторская подготовка журнальных изданий
- §4 М.Е. Салтыков-Щедрин – редактор
- §5 Издательская деятельность н.Г. Чернышевского
- §6 Просветительская деятельность д.И. Писарева
- Глава 8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов хiх века
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 В.Г. Короленко – редактор
- §3 Редакторский опыт а.П. Чехова
- Глава 9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Усиление роли редактора в редакционно-издательском процессе
- §3 Редакторская подготовка сатирических журналов
- §4 Редакторская подготовка книжных изданий
- §5 Редактор и литературный процесс
- §6 Формирование критериев оценки литературно-художественных произведений
- Глава 10. Редакторский опыт в советский период
- §1 Общая характеристика книгоиздания
- §2 Опыт редакционно-издательской деятельности м. Горького, в.Я. Брюсова, а.А. Блока
- §3 Формирование принципов редактирования в советское время
- §4.1 Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы
- §4.2 Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы
- §4.3 Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов литературы
- Глава 11. Редакторская деятельность в современных условиях
- §1 Содержание работы редактора
- §2 Функции и задачи редактора. Его личностные качества